3 полезных инструмента для целеполагания и планирования
Содержание:
- Пример цели по SMART
- Что такое цель
- Как стать более ответственным?
- Какая правильная расшифровка SMART
- Пример цели по SMART
- Как спланировать свое обучение
- SmartProgress помогает формировать полезные привычки
- Прямо сейчас
- Сущность процесса целеполагания
- Постановка целей и задач по пирамиде Франклина
- Регулярно пересматривайте список целей
Пример цели по SMART
S (конкретная) — Играть на акустической гитаре: правильно ставить основные аккорды, в игре использовать переборы и разные виды боя.
M (измеримая) — играть 10 песен групп Сплин, Баста, Градусы.
A (достижимая) — есть гитара, самоучители в интернете, время, деньги на занятия в студии или с репетитором.
R (релевантная) — хочу выступить на конкурсе бардовской песни, а также пользоваться успехом у девушек.
T (ограниченная по времени) — июль 2017 года.
Почему эта технология работает?
Вы проводите ревизию всех ресурсов и оцениваете, достижима ли цель.
Бывает, что руки опускаются и эмоции говорят: “Ой, все. Не получается у меня”. Не поддавайтесь чувствам, включайте логику: у вас есть все необходимое, чтобы дойти до конца. А если каких-то ресурсов нет, то вы знаете, где их взять.
Ясно видите конечный результат.
Если бы биатлонисты не видели свою цель, то как бы тогда стреляли? Конкретно сформулированная цель помогает понять, в ту ли сторону вы идете, и насколько приблизились к цели.
Эффективнее ставите задачи на пути к цели.
Зная, что, где и когда вы хотите получить, легче достичь желаемого. Вы оценили свои ресурсы, проверили релевантность цели — теперь можно продолжить путь.
Чтобы двигаться быстро и эффективно, нужно тщательно планировать свои действия.
Что такое цель
Слово “цель” часто мелькает на страницах психологических журналов, пособий по достижению успеха, бизнес-литературы. Все вокруг учат нас быть целеустремленными, холить и лелеять свои цели, чуть ли не молиться на них. И вполне оправданно. Цель – очень мощный рычаг для личностного развития индивида и эволюции в целом, если умело им пользоваться.
Допустим, вы добираетесь до работы на автобусе и очень сильно устаете в дороге. Когда усталость достигает критического уровня, у вас появляется потребность в личном автомобиле. Вы хорошенько обдумываете ее, взвешиваете все за и против, оцениваете свои возможности, и в проекте у вас появляется готовая цель – купить Hyundai Solaris в ближайшие полгода.
Цель – это всегда конечная точка пути. Формулируя ее, мы отвечаем на вопрос: “Чего я хочу?”
Как стать более ответственным?
Желающим избавиться от чрезмерной ответственности и контроля, можно порекомендовать для прочтения две книги: Генри Клауд – «Барьеры» и Сьюзен Джефферс – «Бойся, но действуй!» В первом из предлагаемых трудов, хорошо объясняется, за что именно ответственны мы сами, а за что – другие люди. В частности, мы ответственны перед другими и за самих себя. Книга попутно научит вас устанавливать личные границы, делать правильный выбор, несмотря на манипуляции и возникающие чувства собеседника, говорить «Нет» в различных жизненных ситуациях и т.д.
Вторая книга – это популярный бестселлер от специалиста в области позитивной психологии. Изучение данного творения, кстати, будет очень в помощь для тех лиц, что мучаются от застенчивости, нерешительности и различных страхов.
А теперь, более конкретные рекомендации:
1
Примите ответственность за свою жизнь на себя. Иначе говоря, осознайте, что в каждой отдельной ситуации у вас существует тысячи возможностей и вариантов выбора. Но этот выбор делаете вы сами, а не кто-либо другой.
2
Помните о конечности нашей жизни. Цените каждую свободную минуту и не забывайте о том, что в каждый отдельный момент вы тоже делаете выбор. Одни решения – поднимают вверх, другие – опускают вниз.
3
Старайтесь не перекладывать ответственность на других или внешние обстоятельства. Многие люди часто списывают неудачи на несчастливое детство, психологические травмы и винят других (родителей, супругов и т.д.). Это неконструктивная позиция. Чтобы стать более ответственным, необходимо постепенно снять себя с места ребенка и занять позицию взрослого, который за все в своей жизни отвечает сам.
4
В отношениях с другими людьми, разделяйте ответственность пополам. Помните, что любые отношения (деловые, личные и т.д.) должны быть равноправными. Равная ответственность – отнюдь не означает, что ваш спутник, партнер по бизнесу или руководитель должен вести себя так же как и вы. Это означает, что каждый из нас несет свое бремя и имеет свои обязанности, которые ему следует выполнять надлежащим образом. Вы отвечаете только за свою сторону и не залазите на чужую территорию.
5
Избавьтесь от Внутреннего Говоруна, о котором пишет в книге Сьюзен Джефферс. Внутренний Говорун – это тот монолог, что вы ведете сам с собой, мешающий вам преодолеть свои страхи и взять на себя ответственность за происходящее. Иными словами, это негативное мышление и его постепенно нужно заменять на позитивное.
6
Учитесь говорить «Нет» окружающим вас людям. Начните с малого, например, с того, чтобы отказывать продавцам в магазинах
Говоря собеседнику «Нет» важно помнить, что у вашего собеседника могут возникнуть негативные чувства – гнев, обида и т.д. Они могут использоваться как манипуляция, чтобы вы согласились с убеждающим. Поэтому несмотря на них, твердо стойте на своем
Например, при разрыве отношений с неподходящим вам мужчиной, не идите на контакт. Человеку необходимо пережить горечь утраты, боль – это и есть проявление любви к нему, поскольку она со временем проходит
Поэтому несмотря на них, твердо стойте на своем. Например, при разрыве отношений с неподходящим вам мужчиной, не идите на контакт. Человеку необходимо пережить горечь утраты, боль – это и есть проявление любви к нему, поскольку она со временем проходит.
7
Не бойтесь брать на себя ответственность. Расширяйте свою зону комфорта. Начните с мелких задач, затем перейдите к более крупным. Например, запишитесь на обучающие курсы и получите новую профессию. Возьмитесь за новый заказ по работе и сделайте порученное задание «на все 100». Все это позволит вам укрепить уверенность в себе.
8
Ведите дневник
В нем отмечайте как победы, так и ошибки, на которые в следующий раз стоит обратить внимание, чтобы не сделать неправильный выбор. Регулярно пересматривайте записи, чтобы не забыть о том, что вы когда-то совершили. 9
9
Сформулируйте свои жизненные цели и приступите к их последовательному достижению. Возьмите ответственность за формулировку данных целей на себя. О правильной постановке целей на нашем сайте есть отдельная статья.
10
Осознайте те выгоды, что дает вам распущенное поведение, безответственность. Это сложный для реализации, но очень важный пункт. Многие не понимают, что им выгодно оставаться маленькими детьми, болеть или чего-то избегать, т.к. подобное поведение притягивает массу внимания по отношению к себе, сочувствия и поддержки. Со временем вы должны научиться действовать и принимать самостоятельные решения, несмотря на то, одобряют ли их окружающие или относятся негативно к ним.
Какая правильная расшифровка SMART
У слова SMART есть 2 значения. В переводе в английского языка – это «красивый», в переводе с американского – это «умный». Тут можно продолжить – что умная и красивая цель всегда исполняется. И все дело в формулировке поставленного задания.
Аббревиатура обозначает технологию постановки задач, где каждое слово несет необходимый смысл. Поэтому без понимания перевода, трудно сосредоточиться на смысле этой прекрасной методики.
S — Specific —конкретный, определенный, специфический;
M — Measurable — измеримый, поддающийся измерению, ощутимый;
A — Achievable — осуществимый, достижимый, выполнимый;
R — Relevant — релевантный, соответствующий, подходящий;
T — Time bounded — время ограничено.
Эта аббревиатура давно заняло место в русском языке, и часто пишется просто «смарт» на кириллице.
Цель по СМАРТ должна обладать критериями
Главных критериев и признаков качественно поставленной цели всего лишь 5, и они являются дословным смыслом перевода на русский язык.
Правильно сформулированная по принципу СМАРТ цель должна:
- Иметь конкретный, предвидимый результат
- Содержать единицы измерения
- Задача должна быть посильной
- Находиться в контексте деятельности
- Иметь срок исполнения
Пример цели по SMART
S (конкретная) — Играть на акустической гитаре: правильно ставить основные аккорды, в игре использовать переборы и разные виды боя.
M(измеримая) — играть 10 песен групп Сплин, Баста, Градусы.
A(достижимая) — есть гитара, самоучители в интернете, время, деньги на занятия в студии или с репетитором.
R(релевантная) — хочу выступить на конкурсе бардовской песни, а также пользоваться успехом у девушек.
T(ограниченная по времени) — июль 2017 года.
Почему эта технология работает?
Вы проводите ревизию всех ресурсов и оцениваете, достижима ли цель.
Бывает, что руки опускаются и эмоции говорят: “Ой, все. Не получается у меня”. Не поддавайтесь чувствам, включайте логику: у вас есть все необходимое, чтобы дойти до конца. А если каких-то ресурсов нет, то вы знаете, где их взять.
Ясно видите конечный результат.
Если бы биатлонисты не видели свою цель, то как бы тогда стреляли? Конкретно сформулированная цель помогает понять, в ту ли сторону вы идете, и насколько приблизились к цели.
Эффективнее ставите задачи на пути к цели.
Зная, что, где и когда вы хотите получить, легче достичь желаемого. Вы оценили свои ресурсы, проверили релевантность цели — теперь можно продолжить путь.
Чтобы двигаться быстро и эффективно, нужно тщательно планировать свои действия.
Как спланировать свое обучение
Эксперт по обучению взрослых, тренер АРТы Инна Попова рекомендует планировать обучение, учитывая результаты, время и методы обучения. Выбрать формат, наставника и способ получения обратной связи.
Конечный результат
Разложите компетенцию на составляющие, чтобы определить свой текущий уровень и результат, который вам нужен. Для этого используйте профессиональные или образовательные стандарты и инструменты ассессмента. Ассессмент — это методики, которые помогают оценить уровень развития навыка. Мы рассказывали о них в большом гиде по soft skills.
Пример с иностранным языком: понятная система языковых уровней от базового А1 до профессионального владения С2 помогает определить стартовую позицию и желаемый результат. Подумайте, что мешает вам освоить язык: боязнь ошибки или недостаточный словарный запас. Чем детальнее в этом разобраться, тем точнее будет цель обучения. Зная цель, легче определить методы и разработать для себя учебный план.
Время обучения
Если ставите образовательную цель по SMART, вам потребуется рассчитать время. Временные рамки помогают не растягивать учебный процесс и не совершать одни и те же ошибки. Чтобы рассчитать время на обучение, подумайте:
-
сколько времени вы готовы уделять достижению цели еженедельно;
-
сколько на изучение материала, а сколько для отработки его на практике;
-
хватит ли этого для достижения запланированного уровня.
Наставник и обратная связь
Чем сложнее учебная задача, тем важнее наставник и обратная связь. Вы можете учиться с корпоративным ментором или встречаться с более опытным коллегой за чашкой кофе. Хороший вариант — стать частью профессионального сообщества. Так вы поддержите учебную мотивацию, будете в курсе трендов и сможете найти наставника.
Если в области ваших образовательных интересов нет экспертов и сообществ, подумайте о мастермайнд-группе. Это группа близких по духу людей, которые регулярно встречаются вместе: мотивируют друг друга, помогают учиться и достигать целей. Получить обратную связь по навыкам и образовательным целям можно на тренинге. В таком формате вы получите ее от группы и тренера.
Методы обучения
Определите свой стиль обучения, чтобы подобрать подходящие методы и форматы учебы. Стили обучения подробно описали Дэвид Колб и Кей Петерсон в книге «Век живи — век учись». Авторы предлагают пройти тест и определить, как вы учитесь: через конкретный или абстрактный опыт, рефлексию или активные эксперименты.
Например, люди с инициирующим стилем привыкли действовать, а потом обдумывать последствия действий. Они не любят абстрактные теории, стремятся получать новый сложный опыт и ищут постоянный контакт с другими людьми. Таким людям подойдут стажировки, тренинги и мастермайнд-группы. При этом людям с размышляющим стилем не подходят игры-симуляции. Они не любят делиться своими эмоциями и давать оценку другим участникам. Зато им подойдут курсы с серьезной теоретической базой и оценкой эксперта.
Формат: онлайн или оффлайн
Онлайн-курсы — хороший вариант для получения знаний и умений. В некоторых курсах есть обратная связь от эксперта и других участников. Если есть возможность, выбирайте онлайн-курсы с системой адаптивного обучения. Адаптивные онлайн-курсы могут учитывать потребности учащегося, опыт и пробелы в знаниях, темп обучения и предпочтения в формате, чтобы предложить оптимальный маршрут изучения материала. Чем больше данных получает адаптивная система, тем точнее учебная траектория.
При этом для развития «гибких» навыков важны ценностные установки и возможность применять знания в безопасной среде. Здесь возможности массовых онлайн-курсов пока ограничены. Поэтому становятся популярными форматы смешанного обучения, где онлайн дополняется офлайном.
Скачать и распечатать этот чек-лист в формате PDF вы можете здесь.
Больше информации и новостей о трендах образования в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь.
SmartProgress помогает формировать полезные привычки
На сервисе SmartProgress вы можете поставить не только обычную цель, но и цель-привычку. Это поможет формировать и закреплять ежедневные повторяющиеся действия: пробежка по утрам, чтение книг, прогулки, ранние подъемы. Если решили от чего-то отказаться, то и в этом случае цель-привычка сработает. При формировании привычки важна регулярность. Поэтому у цели-привычки не бывает отпуска. Бегая по утрам через день или отдыхая от спорта в праздники, вы не добьетесь нужного результата.
Например, в своем профиле на SmartProgress вы ставите цель-привычку «рано вставать». Ваша задача отмечаться в своей цели после выполнения ежедневного действия.
Пять дней вы добросовестно отмечали достижения, а вот шестой день пропустили. В цели-привычке появляется красный крестик (провал) и начинать свое путешествие приходится заново.
После того, как вы поставите последнюю отметку в своей цели, она автоматически завершится. Напишите вывод, отметьте трудности и успехи формирования этой цели. И приступайте к новой! Как говорил Лао-Цзы «Путь в 1000 ли начинается с первого шага».
Прямо сейчас
- Подумайте, какая цель наиболее актуальна для вас на сегодняшний день. Это цель-привычка или же она требует сравнительно большей подготовки?
- Сформулируйте цель в соответствии со SMART-критериями. Она должна быть конкретной, измеримой, достижимой, релевантной, ограниченной по времени.
- Выберите способ планирования действий: по хронологии или по списку дел.
- Создайте цель на SmartProgress и запишите туда свой план по достижению цели.
- Приступайте к реализации плана.
Иногда люди ставят цели неправильно. Из-за этого они разочаровываются и считают себя неспособными достигать больших высот. Но ставить цели и добиваться желаемого может КАЖДЫЙ. Мы, члены команды SmartProgress, поддерживаем ваc и желаем успехов в достижении цели!
Сущность процесса целеполагания
Существуют специальные тренинги, обучающие приемам целеполагания, в том числе различным системам планирования и тайм-менеджменту. В результате человек приобретает навыки распределения задач на ближние и дальние сроки, а также учится грамотно ставить цели и находить оптимальные пути их достижения.
Организация целеполагания служит началом любой деятельности, поскольку цель всегда связана с какой-либо задачей. Технология планирования используется во всех отраслях человеческой деятельности. 10 главных принципов этого процесса:
- Основой любой деятельности человека является неосознанная и объективная потребность в чем-либо. Зачастую необходимость навязывается человеку извне против собственной воли. К примеру, жизнь невозможна без дыхания или приема пищи. Базовые вещи, в которых нуждается человек, иерархически проиллюстрированы в виде пирамиды Маслоу.
-
Как правило, мотивация определяет совокупность осознанных потребностей индивида. Но поскольку в процессе жизни люди приобретают множество различных запросов, система становится сложной, зачастую противоречивой и сознательной лишь частично. Данный феномен психологи называют борьбой мотивов. Иными словами, имеющиеся у индивида мотивы начинают конкурировать друг с другом, выстраиваясь в иерархию. Наиболее значимый, оказавшийся наверху лестницы, и будет являться целью.
Составными частями мотивационного процесса служат его компоненты — мотивировки. Они объективно доказывают и поясняют значимость конкретного побуждения.
- Желание приобретает форму и становится целью в тот момент, когда человек четко понимает, чего он хочет достичь. На начальном этапе целеполагания существует лишь идеальный образ, конфликтующий с реальностью и представляющий собой сложную структуру доводов, объяснений, формулировок, ожиданий, догадок и т. д. В современном понимании это сознательное явление, созданное при определенном эмоциональном состоянии индивида, которое, в свою очередь, играет важную роль в осознании цели.
- Цель выбирается с помощью внутренних средств прогнозирования. Постановка осуществляется через выбор некоего события, обладающего большей степенью субъективной вероятности.
- Между изначальной целью, субъективным прогнозом и реально достигнутым результатом всегда будут существовать расхождения.
- Процесс достижения и представление об используемых для этого средствах составляют общий образ цели. Результат и потребляемые ресурсы письменно фиксируются в виде шагов, которые заранее анализируются или проясняются. В этом заключается планирование как часть функции целеполагания.
- Прогноз процессов и ресурсов для достижения цели всегда будет отличаться от реализованного результата. Даже наиболее точно выполненное планирование в дальнейшем придется корректировать из-за неизбежных погрешностей.
- Чем четче и конкретнее обрисована цель, тем сильнее мотивация и выше активность при ее достижении.
- Чем сильнее мотивация на начальном этапе, тем больше исказится субъективный потенциал цели.
- В психологии имеется закономерность, называемая градиентом цели. Смысл ее сводится к следующему: чем ближе достижение результата, тем сильнее мотивация и выше уровень деятельности.
Целеполагание — это комплексный и достаточно долгий процесс. Основная сложность заключена в необходимом превращении неосознанных желаний в отчетливо очерченные установки, в создании подробного плана их реализации и выбора используемых ресурсов. Сам процесс не заканчивается на выборе целей. В ходе осуществления намеченных пунктов плана неизбежно возникают погрешности, которые нужно своевременно корректировать.
Постановка целей и задач по пирамиде Франклина
Рассмотрим пример, проходя все стадии пирамиды. В жизненных ценностях для любого спортсмена будет преданность спорту. Цель пловца- достичь лучших результатов и высших наград на соревнованиях.
Далее следует глобальная цель. Это то, что является как бы лозунгом на ближайшие несколько лет. В данном примере про спортсмена, это cтать Олимпийским чемпионом по плаванию в вольном стиле.
После определения значимости целей следует ступень генерального плана, далее располагается долгосрочный план. Генеральный план подразумевает собой схему постановок общих задач по достижению глобальной цели (предыдущей ступени). Вернемся к примеру.
В генеральном плане цель спортсмена – попасть в Олимпийскую сборную по плаванию. Значит, нужно хорошо тренироваться, выступать на региональных соревнованиях, ставить рекорды, иметь хорошую физическую форму и нарабатывать контакты в местной олимпийской комиссии.
Долгосрочный план представляет собой план на несколько лет, определяя конкретные цели со сроками, чтобы быть готовым к покорению глобальной цели. В долгосрочном плане наш пловец будет несколько лет будет участвовать в региональных соревнованиях по водным видам спорта, занимать призовые места, улучшая свои показатели годами ранее и заявит о себе важным спортивным чиновникам. Попадет в Сборную команду по плаванию. Будет выступать на Европейских и Мировых турнирах. После призовых мест и присвоения титула Чемпиона Европы или Мира окажется в Олимпийской Сборной по плаванию.
Следующая ступень после долгосрочного плана идет краткосрочный. Там предстоит определить, что необходимо сделать в течении нескольких недель или месяцев перед Олимпийскими играми, чтобы стать чемпионом. В данном случае для спортсмена задача- улучшение собственных показателей по вольному стилю на дистанции 100 метров. Опираясь на мировые рекорды нужно понимать, какой должен быть результат, чтобы оказаться Олимпийском пьедестале.
Формируя сначала цели на день, неделю, месяцы, года мы движемся к заданному вектору в уже сформировавшемся направлении. Спортсмен по плаванию начинает составлять список задач, упражнений, дел, необходимых выполнить за 24 часа и повторять каждый день, записывая результат проделанной работы.
Чтобы было легче понять, где ваши настоящие цели начинаются и заканчиваются мечты, приведем пример:
Предположим, у вас есть цель накопить один миллион рублей за год, а вы работаете преподавателем начальных классов в провинциальном городе, где зарплаты не столичные и в среднем около 20 тысяч рублей. На деле оказывается, что ваша цель слишком завышенная, она глобальная.К ней нужно дольше и сложнее идти. Мы же идем уверенно и целенаправленно к ней, а не плывем медленно, застревая на каждой волне. То есть цель должна быть более реальной, например: Скопить при моей зарплате 20.000 рублей на отдых с мужем и детьми 70.000 р. к августу 2020 г.
А про цель в миллион лучше поставить ее на несколько лет. Например, заработать миллион рублей за 4 года. Вы понимаете, что у вас есть возможность пройти курсы, переучиться на востребованную профессию или подрабатывать на фриланс-биржах или более кардинально, переехав в другой город, где больше возможностей для вас. Как определять свои истинные потребности и ресурсы для достижения мечты я помогаю разобрать в личном коучинге.
Смотрите видео блог о достижении целей
Как прописывать цели и задачи
- Получить повышение на работе
- купить новую машину
- пройти курс по саморазвитию
- поднять уровень вашего испанского языка
Не торопитесь, дайте волю помечтать. У вас впереди 365 незабываемых дня, чтобы осуществить то, чего вы хотели бы. Теперь, когда вы подумали, можно переходить плавно к написанию собственного бизнес плана в достижении целей. Давайте определим, как эффективно прописывать цели.
Для начала нужно конкретизировать вашу цель или цели, в зависимости на сколько большие ваши планы, которые хотите обратить в реальность. Второй шаг подразумевает собой, что необходимо задуматься о значимости этой цели, ваших возможностей для выполнения ряда задач. Далее необходимо написать задачи для выполнения вашего конечного результата, отвечая на вопросы:
- «Что я хочу сделать»
- «Когда мне необходимо добиться моей цели»,
- «Что я получу в итоге »
- «Почему мне это нужно? »
Читайте: «Как ставить задачи менеджерам отдела продаж грамотно»
Регулярно пересматривайте список целей
Когда список целей на ближайший год составлен.
Теперь необходимо сформировать ритуал, по которому вы будете регулярно пересматривать свои цели.
Или поместить его туда, где вы не сможете его игнорировать и забывать о нём.
Бесполезно писать список и вспоминать о нём раз в полгода.
Рекомендуем записать цели в блокнот и в начале каждой недели перечитывать его и отмечать свой прогресс.
Метод для начинающих.
Распечатайте список на листе бумаге и поместите его на стену, холодильник, или место, которое часто используете.
Почти как доска желаний, только это список целей.
Можно распечатанный список прикрепить на своём столике в спальне.
Либо в другое место, где он часто будет находиться перед глазами.
Это поможет не забывать, что важно и почему вам необходимо игнорировать отвлекающие факторы, не имеющие отношения к этим целям.
Останется правильно сформулировать жизненные цели и идти к ним.
❻