Уровень iq

Содержание:

От чего зависит результат теста IQ

IQ, доходы и здоровье

Уровень общего интеллекта одинаково зависит от наследственности и среды. Чем выше уровень IQ у родителей, тем больше шансов на высокие показатели интеллекта у ребёнка. Чем более насыщенная развивающая среда, в которой воспитывается индивид, тем более высокий уровень IQ он сможет продемонстрировать.

Исследования показывают, что уровень IQ кореллирует с продолжительностью жизни, уровнем образования и здоровья, но прямой причинной связи здесь нет. Совпадение показателей можно объяснить так: люди с более высоким IQ демонстрируют успехи в обучении, получают высшее образование и передают умственные способности своим детям. Благодаря высшему образованию люди с высоким IQ находят высокооплачиваемую работу и обеспечивают себе и своим детям достаточно высокий уровень жизни: разнообразное питание, медицинское обслуживание, условия для развития. Если человек от природы имеет высокий IQ, но не стремится реализовать свой потенциал, ни богатства, ни долголетие ему не гарантировано.

Факторы и последствия интеллектуальных различий

На что влияет уровень IQ?

Теоретически, можно предположить, что уровень интеллекта влияет на обучаемость, успех в карьере и, косвенно, на доход.

Стюард Ричи рассказывает, что небольшая зависимость есть. Люди с более высоким интеллектом быстрее и охотнее улучшают свои навыки, чаще становятся профессионалами, как следствие – у них выше доход. Но эта зависимость не идеальна: высокий IQ не гарантирует успех, если человек не приложит усилий. Кроме того, также важны личные качества: ответственность, активность, внимательность. Для каждой сферы деятельности существует свой набор важных качеств. Получается, что уровень интеллекта влияет на обучаемость и карьерный рост, но они не зависят только от него.

Стюард Ричи выявил ещё одну интересную закономерность: люди с высоким уровнем IQ живут дольше. Риск смерти у них ниже в три раза по сравнению с теми, у кого уровень интеллекта низкий. Объяснить эту зависимость сложно, но более достоверными выглядят две теории. Первая заключается в том, что у людей с высоким уровнем интеллекта выше доходы. Это позволяет им питаться правильно, получать качественные медицинские услуги, поддерживать нужный вес и уровень физической активности. Вторая – они быстрее и лучше анализируют, поэтому избегают опасных ситуаций. А если и попадают в них, то чаще выживают, потому что действуют более рационально.

Что влияет на наше умственное развитие

Новозеландский политолог Джеймс Флинн первым заметил связь между уровнем жизни и показателем IQ. Развитие науки и образования, новые изобретения, улучшение жилищных условий, здравоохранения, питания, снижение уровня преступности — вот некоторые факторы, которые влияют на интеллектуальное развитие.

Так называемый эффект Флинна подтверждают и практически все локальные исследования. Например, в Дании тест на IQ должны пройти все люди, готовящиеся стать военными, — и так уже более 60 лет, причём тест, адаптированный в середине прошлого века, обновили лишь несколько лет назад. Средний результат при этом рос с каждым годом: с теми баллами, которые в 1950-х годах считались нормой, сегодня вас могут не принять на службу. Рост продолжался до конца 1990-х, в 2000-х цифры застыли, незначительно колеблясь то в одну, то в другую сторону, а теперь пошли вниз. И не только в Дании: о схожих результатах докладывают многие университеты и исследовательские центры по всему миру.

На первый взгляд этому нет никакого логического объяснения: согласно эффекту Флинна, рост должен только набирать обороты. Более того, учёные из Университета Отаго — именно того, в котором Флинн вёл свои исследования — добавляют к факторам роста ещё и информационный поток. Число газет и журналов в середине XX века выросло во много раз, тогда же появилось телевидение, и люди, постоянно пропуская через голову большие объёмы данных, научились проще усваивать любую новую информацию. Падение показателей совпало с массовым распространением интернета, что ещё сильнее запутывает.

Два объяснения этому явлению есть у самого Флинна. Первая версия — по статистике в развитых странах обеспеченные и добившиеся относительных успехов пары всё чаще заводят одного ребенка, в то время как многие многодетные семьи живут у черты бедности. Родители там не получили должного образования и не могут позволить оплатить колледж или университет детям, а плохие жилищные условия, согласно всё тому же эффекту Флинна, ведут к падению интеллекта. Эта гипотеза, во-первых, требует дополнительных исследований, во-вторых, состоятельна только в том случае, если гены действительно влияют на уровень IQ.

Гены и правда влияют на уровень IQ, причём значительно, говорится в результатах исследования американского психолога Роберта Пломина. Но у этого предположения есть множество противников: якобы Пломин и его коллеги не привели убедительных доказательств в пользу того, что из хороших семей умные дети выходят именно из-за генетических связей, а не из-за окружающей их комфортной среды.

22 июляЧто такое IQ и как его измеряют

Понятие «коэффициент интеллекта» и аббревиатура IQ сегодня знакомы практически всем. И все в курсе, что этот самый коэффициент можно оценить с помощью специальных тестов. Но на этом знания многих людей, далеких от психологии и смежных с ней наук, заканчиваются.

Так что же такое IQ, как его измеряют и нужно ли это делать вообще?

Начнем с небольшого исторического экскурса. В начале XX-го во Франции государство поручило психологу Альфреду Бине тесты для определения умственных способностей детей. С этой целью Бине разработал тест, который и известен сегодня под названием «Ай-Кью Тест»

Тест очень быстро стал популярным, но не во Франции, а в США. Уже в 1917 вооруженные силы США начали использовать IQ-тесты для классификаций солдат. Подобный экзамен прошли более 2 млн. человек. Затем IQ-тесты стали использовать университеты и частные компании, которые применяли их для проверки абитуриентов и потенциальных сотрудников.

Результаты многочисленных исследований позволили зарубежным специалистам сделать следующие обобщения:

50% имеют IQ от 90 до 110;

у 25% IQ выше 110 и у 25% — ниже 90.

IQ = 100 — наиболее часто встречающийся результат;

14,5% имеют IQ = 110–120;

7% — 120–130;

3% — 130–140;

0,5 — свыше 140.

IQ ниже 70 свидетельствует об умственной отсталости.

Среди старшеклассников американских школ самый распространенный результат IQ = 115, среди студентов-отличников — 135–140. Люди, которым меньше 19 или 60 лет, обычно показывают более низкие результаты при тестировании.

Уровень IQ скорее говорит о скорости мыслительных процессов (задания тестов необходимо выполнить за ограниченный отрезок времени), а не об умении мыслить или об оригинальности мышления. Поэтому тестирование интеллекта во всем сегодня теряет былую популярность.

Чтобы успешно справляться с задачами тестов IQ необходимы следующие психологические особенности: способность сосредоточить внимание, выделить главное и отвлечься от второстепенного; память, словарный запас и практическое владение родным языком; воображение и способность мысленно манипулировать объектами в пространстве; владение логическими операциями с числами и словесно выраженными понятиями, усидчивость, наконец. Если сравнить этот список с определениями интеллекта, можно заметить, что они не совсем совпадают. Если сравнить этот список с определениями интеллекта, можно заметить, что они не совсем совпадают

Если сравнить этот список с определениями интеллекта, можно заметить, что они не совсем совпадают.

Таким образом, то, что измеряют тесты интеллекта, — не совсем интеллект! Придуман даже специальный термин «психометрический интеллект»-то, что измеряют тесты интеллекта.

Несмотря на это, пока еще IQ-тест — один из основных способов измерения интеллекта. Что же он из себя представляет?

Существует два вида данного теста:

Первый предназначен для оценки интеллектуальных способностей детей от 10 до 12 лет.

Второй — для оценки интеллектуальных способностей детей от 12 лет и взрослых. Меняется только сложности вопросов, а методика одна.

Каждый тест состоит из довольно большого количества разнообразных задач, и для получения оценки 100–120 не нужно решать их все, обычно достаточно примерно половины.

При обычном измерении «общего» интеллекта не имеет значения, какие именно и в каком порядке решены

Поэтому тестируемому человеку важно сразу, при первом прочтении, определить, какую задачу решать, а какую пропустить. К пропущенным задачам можно будет вернуться, если останется время. Тот, кто сумеет выбрать «свои» задачи, получает большое преимущество перед тем, кто попытается скрупулезно решать подряд

Тот, кто сумеет выбрать «свои» задачи, получает большое преимущество перед тем, кто попытается скрупулезно решать подряд.

На выполнение теста отводится ровно 30 минут. Наиболее достоверные и надежные результаты, свидетельствующие о способностях человека, получаются в диапазоне от 100 до 130 баллов, вне этих пределов оценка результатов недостаточно надежна.

В заключение следует сказать, что, по мнению ряда психологов, разработанные на Западе тесты для определения коэффициента интеллекта, не совсем подходят для России. Главная причина: различие в структуре интеллекта разных стран. У русских преобладает так называемый «образный» стиль мышления, то есть русский чаще «думает» сердцем, а не головой. Остается только дождаться, когда наши предложат собственные методики оценки интеллекта. Пока их нет…

Расовые различия в интеллектуальном потенциале

Теория о превосходстве некоторых рас, а возможно влияния культурных традиций, относительно других народностей, никогда не давала покоя человечеству. Это и решено было проверить экспериментальным путем, разделив исследуемых на этнические группы.

Базовые показатели между этническими группами

Для чистоты эксперимента, наблюдения проводились над людьми, живущими в подобных социальных условиях в США. При этом, для сравнения брались усредненные показатели как по происхождению, так и по возрасту участников. Результаты показали определенную зависимость от этнической принадлежности и средний результат действительно отличался. Минимальные показатели были у представителей афроамериканской группы, где средний балл равнялся 85, что среди Европейского населения считалось бы низким уровнем интеллектуального развития. Самые высокие показатели были в еврейских общин, где средний балл равнялся 113, который считается выше среднего.

В то же время, наблюдения над успеваемостью иммигрантов доказывает, что уровень развития интеллекта больше зависит от устремленности индивида, чем от его происхождения, так как они в течении года, легко сравнивают свой показатель IQ со студентами местных учебных учреждений.

Условия жизни в стране

Еще одной гипотезой, которая подтвердилась в ходе независимых исследований, стали условия жизни в конкретной стране. Так, разнообразные факторы, такие как экономическое благополучие (измеряемое в виде ВВП), устройство правления, доминирующие взгляды в государственном аппарате, атеизм и другие, имели прямое влияние на интеллектуальный потенциал среднестатистического гражданина этой страны. При этом его иммиграция в совсем другие условия имела значимое влияние на дальнейшие изменения в коэффициенте IQ. Этот факт может быть как доказательством того, что окружающая среда имеет значимый вклад в умственное формирование индивида, так и указывать на личную заинтересованность человека в развитии (так как сам факт иммиграции говорит о готовности человека к кардинальным действиям ради достижения поставленных целей)

Разновидности и особенности

Интересно,  что тесты на интеллект от знаменитого ученого имеются в 8 разновидностях, 5 из которых примерно одинаковые. Они дают возможность расчета общих интеллектуальных способностей человека. Остальные 3 относятся к специальным тестам, в том числе  оценке математических, вербальных и визуально-пространственных способностей.

Сам Айзенк, ко всему прочему, разработал шуточные тесты, которые он назвал разминкой для интеллектуалов. Это было сделано для ответа критикам данного метода тестирования, которые критиковали программу за простоту вопросов.

Тесты построены таким образом, что у проходящего их проверяется сразу несколько способностей

Задания содержат в себе составление слов или букв, арифметические задачи, а также логические и пространственные упражнения, на внимание и сообразительность. При этом равномерно распределена нагрузка на все виды испытаний, благодаря чему результат является объективным

Как расшифровать результат?

После прохождения теста вы получите результат в баллах.

  • Значение до 70 баллов является очень низким.
  • 71-80 – низкий уровень интеллектуального развития.
  • 81-90 – ниже среднего.
  • 91-110 – средний.
  • 111-120 – выше среднего.
  • 121-140 – высокий.
  • 141-200 – такой показатель у небольшого количества одаренных людей, среди которых Билл Гейтс, Илон Маск, Джек Ма.
  • От 201 и выше – показатель исключительно высокого Ай Кью у гениев современности, таких,  как, например, феноменального читателя, способного прочитывать страницу за пару секунд, талантливого человека, запоминающего 20 тысяч цифр в числе Пи и нескольких других выдающихся личностей.

От чего зависит

Психологи и ученые неоднократно проводили исследования, пытаясь найти взаимосвязь между тем, каким должен быть уровень интеллекта, и различными данными человека:

  • наследственностью;
  • физиологическими параметрами;
  • полом;
  • расовой принадлежностью;
  • окружающей средой, воспитанием.

Некоторые исследователи даже связывали IQ с музыкальными пристрастиями. Так, по мнению британских ученых, коэффициент интеллекта выше у поклонников классической музыки и тяжелого рока. Самый низкий уровень IQ у людей, предпочитающих R’n’B и хип-хоп.

В действительности ни одно из исследований так и не дало оснований полагать, что тот или иной фактор оказывает существенное влияние на IQ человека. Любые различия, связанные с полом, расой или другими параметрами, можно объяснить погрешностями, эмоциональным и физическим состоянием человека во время проведения тестирования и даже временем суток.

В то же время принято считать, что у детей одаренных родителей больше шансов на высокие показатели интеллекта. Кроме того, чем более благополучна среда проживания ребенка, тем более высокий коэффициент интеллекта он сможет продемонстрировать в будущем.

На IQ влияет и возраст человека. Как правило, к 26 годам интеллект достигает своего пика, а затем постепенно начинает снижаться.

Оценки тестирования

Максимальный балл, который можно получить пройдя IQ тест, составляет 160. Большинство людей набирает от 85 до 115 баллов, такие показатели являются средним уровнем интеллекта. Ниже приводится более подробная разбивка оценок IQ.

Классификация высокого IQ

IQ от 131 и выше

Очень высокий, который можно получить при тестировании уровня интеллекта. Таких называют гениями. Для них не возникают трудностей решить задачи IQ теста. Как правило они справляются с решением теста раньше указанного времени. Многие люди с подобным уровнем IQ достигают значительных результатов в различных сферах жизни. Таких людей около 2,2%. 
Самые высокие результаты могут быть у немногих. К примеру у людей, которые получают оценку выше 145 всего 0,2%.

IQ от 121 до 130

Высокий результат при прохождении Айкью теста. Часто таких людей называют одаренными. Легкий, средние и большинство сложных вопросов решаются без каких либо проблем. 

IQ от 111 до 120

Верхняя граница среднего результата. Данный результат хорошим результатом для человека. Как правило легкие и средние вопросы решаются без проблем. Трудности возникают со сложными вопросами.

Классификация среднего IQ

IQ 90–110

Среднестатистический уровень IQ для человека. В этих пределах находиться интеллектуальные способности более 50% всех людей.

Классификация низкого IQ

IQ 80–89

Нижняя граница среднего результата. Данный результат является нормальным для человека. Как правило легкие вопросы решаются без проблем. Также преодолеваются и вопросы средней сложности. Могут быть ошибки из-за потери концентрации или невнимательности. Более сложный вопросы как правило человек пропускает либо решает слишком долго, теряя много времени..

IQ 66–79

Граничный низкий результат, который свидетельствует, что у человека существуют проблемы с вниманием, памятью, рассуждениями,  возникают трудности с решением математических и логических задач. Несмотря на это, человек способен вести самостоятельный образ жизни, решать повседневные задачи на уровне с другими людьми

IQ 65 и ниже

Результаты ниже 65 являются чрезвычайно низкими и говорят о том, что у человека проходившего IQ тест умственная отсталость. Как правило такие люди не могут самостоятельно жить и у них возникают трудности с повседневными задачами.

Средние показатели

По праву считается, что тест на IQ показывает не уровень эрудированности человека, а лишь оценку общих показателей. Они разработаны специально для того, чтобы получить распределение результатов со средним показателем. IQ нормального человека может варьироваться, однако существуют обычные показатели. Так, около половины людей, прошедших тест, показывают результат равный от 90 до 100 пунктов, четверть – ниже 90, а другая четверть – выше 110 единиц. Средний показатель выпускников американских вузов составляет 115 пунктов, отличников — от 135 до 140. Уровень IQ, который меньше 70 пунктов, обычно считается признаком умственной отсталости.

Множественный интеллект

Согласно теории множественного интеллекта, предложенной психологом Говардом Гарднером, оценить интеллект количественно невозможно. Ученый утверждал, что существует восемь разных типов интеллекта, базирующихся на относительно независимых способностях и навыках, и что одни из этих способностей могут быть развиты у индивидуума лучше, чем другие. Вначале он выделял семь независимых типов интеллекта: пространственный (способность воспринимать зрительную и пространственную информацию), вербальный (способность к речи), логико-математический (способность логически анализировать проблему, распознавать отношения между объектами и мыслить логически), телесно-кинестетический (способность двигаться и осуществлять физический контроль над собственным телом), музыкальный (способность воспринимать высоту, ритм и тембр звука и оперировать звуковыми паттернами), межличностный (способность понимать других людей и взаимодействовать с ними) и внутриличностный (умение осознавать свои собственные чувства, эмоции и мотивы). Впоследствии ученый включил в свою модель и натуралистический интеллект — способность человека жить в гармонии с природой, исследовать окружающую среду, учиться на примере других биологических видов.

Обязательно ли гениям иметь в детстве высокий IQ?

Терман протестировал сотни младших школьников. Именно тогда и возникло пороговое значение в 140 баллов. Очевидно, ученый не хотел набирать слишком большую группу: отслеживать успехи ее участников было бы сложнее. Понятно, что 2% самых умных людей в популяции составили бы группу в два раза больше, чем 1%. К тому же чем выше был порог, тем больше в группе могло оказаться потенциальных гениев. Так почему бы не снять сливки?

В группу невероятно умных мальчиков и девочек попали 1528 школьников в возрасте примерно одиннадцати лет. Сказать, что они были способными, — не сказать ничего. Средний показатель их IQ равнялся 151 баллу, а у семидесяти семи варьировался от 177 до 200 баллов.

Вплоть до достижения среднего возраста участники исследования постоянно проходили самые разные дополнительные тесты. Результатом эксперимента стал монументальный труд «Генетическое исследование гениальности»5 (Genetic Studies of Genius) в пяти томах, выпущенных с 1925 по 1959 год. Последний том вышел уже после смерти ученого.

За его высокоинтеллектуальными подопечными — по крайней мере, за теми, что еще живы, — наблюдают до сих пор. В шутку их называют «термитами», имея в виду не насекомых, а созвучие с фамилией Терман.

А теперь плохие новости: ни один человек из этой группы не стал тем, кого принято считать неоспоримым гением. Невероятные интеллектуальные способности испытуемых трансформировались в весьма тривиальные карьеры преподавателей, врачей, юристов, ученых, инженеров.

Двое — Роберт Рю Сиарс и Ли Кронбах — стали заслуженными профессорами Стэнфордского университета и продолжили исследования, участниками которых были сами, но по известности они не сравнятся, конечно, с Иваном Павловым, Зигмундом Фрейдом или Жаном Пиаже, тремя несомненными гениями в истории психологии.

Более того, многие из «термитов» вообще не добились каких-то значительных интеллектуальных успехов. Их путь был связан не с окончанием университета или защитой кандидатской диссертации, а с получением профессий, для которых высшее образование вообще необязательно.

Дальше — больше. Из множества детей, не попавших в группу Термана, по крайней мере двое добились гораздо большего признания, чем умники-«термиты».

Это Луис Уолтер Альварес, один из самых блестящих физиков-экспериментаторов двадцатого века. Работа над водородной пузырьковой камерой для изучения элементарных частиц принесла ему Нобелевскую премию по физике в 1968 году.

А Уильям Шокли, второй отвергнутый Терманом кандидат в «термиты», в 1956 году разделил Нобелевскую премию по физике с двумя коллегами, а позже основал Shockley Semiconductor Laboratory — лабораторию полупроводников своего имени в Кремниевой долине, которая тогда еще так не называлась.

И это не единственные примеры среди нобелевских лауреатов. Джеймс Уотсон, один из первооткрывателей структуры молекулы ДНК, и Ричард Фейнман, работавший над континуальными интегралами в квантовой механике, по количеству баллов в тестах тоже недотягивали до членства в Mensa6.

Так кому вообще нужны эти тесты?

Как измеряется

Для измерения уровня IQ существует множество различных тестов. Все они есть в открытом доступе в интернете. Чуть позже я дам ссылку на один из них.

Есть два варианта тестирования на интеллект:

  • для детей 10–12 лет;
  • для взрослых и детей старше 12 лет.

Средняя продолжительность прохождения – 30 минут. Число вопросов и заданий может варьироваться от 30 до 100.

Как правило, тестирование состоит из двух частей:

  1. Методической. Она разработана авторитетными специалистами и опубликована в соответствующих изданиях. Включает перечень вопросов и шкалу с пояснениями.
  2. Программной. Составляется на основе выбранной методики, но имеет отличную от других логику и оформление.

Система подсчета везде одинаковая, но из-за определенных локальных различий результаты тестов могут отличаться на 10–15 пунктов.

Какие факторы влияют на умственные способности?

У всех людей разный уровень интеллекта. Среди нас есть глупые индивиды, люди со средними интеллектуальными способностями, интеллектуалы. Отдельная группа людей — умственно отсталые индивиды с разными заболеваниями, дефектами развития.

Факторы, которые влияют на развитие интеллекта:

  1. Генетика.
  2. Воздействие внешней среды. Это собирательное определение, которое включает социальный уровень жизни семьи, характер, способы воспитания, уровень образования родителей, доступность образования в государственных учреждениях (детских садах, школах).
  3. Питание. Для активной работы и развития головному мозгу нужно постоянно получать определенное количество питательных элементов.
  4. Влияние сверстников, друзей.

При проведении исследований ученые выявили и другие факторы — взаимоотношение родителей, размеры дома, его стоимость, зарплата каждого члена семьи, доход за 1 год.

Мышление и интеллект: как они связаны

Мышление нуждается в информации, но само по себе оно является процессом получения новых знаний, тех, которых нет в опыте человека. Мышление занимается переработкой данных наших органов чувств и того, что хранится в памяти. Благодаря ему рождаются новые идеи, создаются новые вещи, да и сама человеческая цивилизация не что иное, как продукт мышления.

А что же такое интеллект? Любая деятельность, в том числе и мыслительная, предполагает наличие способностей. У кого-то их больше, у кого-то меньше. Вот способности к мыслительной деятельности и есть интеллект.

Поэтому эрудированность, объем информации, которую мы имеем, создают условия для проявления интеллекта, ведь именно с этой информацией работает мышление. Но если уровень интеллекта низок, то никакого толка от знаний не будет. Еще древнегреческий философ Гераклит говорил, что «многознание уму не научает». Это все равно, что неспособному к изобразительной деятельности человеку дать качественный холст, дорогие кисти и краски самых разных оттенков. Лучше от этого нарисованная им картина не будет.

Кто придумал термин

В начале 20-го века во Франции ввели обязательное образование, из-за чего возникла необходимость отделить способных к обучению детей от тех, кто нуждался в определенной помощи и специальных школах.

По распоряжению правительства психолог Альфред Бине создал методику, которая позволила оценить интеллектуальные способности будущих учеников. Именно Бине считается тем, кто придумал термин IQ

Совместно со своим коллегой Теодором Симоном он начал проводить эксперименты, изучая память, мышление и внимание детей в возрасте от 3 до 12 лет

Первая редакция оценочной шкалы была опубликована в 1905 году и получила название “Шкала Бине – Симона”.

Чуть позже немецкий психолог и философ Уильям Штерн предложил более точную формулу вычисления коэффициента интеллекта. Так в 1912 году впервые появился термин IQ.

Позже система вычисления неоднократно изменялась. В 1916 году шкала попала в США, где была раскритикована и доработана Стэнфордским университетом, после чего она обрела свое устойчивое название “Шкала Стэнфорд – Бине”. Последняя пятая редакция была опубликована уже в 2003 году.

Осведомленность и эрудированность

Есть много телепрограмм, где люди соревнуются в эрудированности, доказывают свою особенность и интеллектуальность. Так и в жизни, каждый человек старается выделиться, знать больше других, делиться собственными знаниями и опытом.

Эрудированность говорит о хорошей памяти, но для высокого интеллекта этого может быть мало. Нужно не просто знать определенную информацию, но и уметь ею распоряжаться. Ведь начитанность также является положительной чертой человека, говорит о его уме

Но большое количество прочитанных книг не столь важно, как почерпнутая из них информация, понятый смысл. Человек с высоким интеллектом может уловить второй смысловой ряд произведения, он понимает, что лучше прочитать одну «умную» книгу, чем десяток «ни о чем»

От чего зависит

Психологи и ученые неоднократно проводили исследования, пытаясь найти взаимосвязь между тем, каким должен быть уровень интеллекта, и различными данными человека:

  • наследственностью;
  • физиологическими параметрами;
  • полом;
  • расовой принадлежностью;
  • окружающей средой, воспитанием.

Некоторые исследователи даже связывали IQ с музыкальными пристрастиями. Так, по мнению британских ученых, коэффициент интеллекта выше у поклонников классической музыки и тяжелого рока. Самый низкий уровень IQ у людей, предпочитающих R’n’B и хип-хоп.

В действительности ни одно из исследований так и не дало оснований полагать, что тот или иной фактор оказывает существенное влияние на IQ человека. Любые различия, связанные с полом, расой или другими параметрами, можно объяснить погрешностями, эмоциональным и физическим состоянием человека во время проведения тестирования и даже временем суток.

В то же время принято считать, что у детей одаренных родителей больше шансов на высокие показатели интеллекта. Кроме того, чем более благополучна среда проживания ребенка, тем более высокий коэффициент интеллекта он сможет продемонстрировать в будущем.

На IQ влияет и возраст человека. Как правило, к 26 годам интеллект достигает своего пика, а затем постепенно начинает снижаться.

Расовые различия в интеллектуальном потенциале

Теория о превосходстве некоторых рас, а возможно влияния культурных традиций, относительно других народностей, никогда не давала покоя человечеству. Это и решено было проверить экспериментальным путем, разделив исследуемых на этнические группы.

Базовые показатели между этническими группами

Для чистоты эксперимента, наблюдения проводились над людьми, живущими в подобных социальных условиях в США. При этом, для сравнения брались усредненные показатели как по происхождению, так и по возрасту участников. Результаты показали определенную зависимость от этнической принадлежности и средний результат действительно отличался. Минимальные показатели были у представителей афроамериканской группы, где средний балл равнялся 85, что среди Европейского населения считалось бы низким уровнем интеллектуального развития. Самые высокие показатели были в еврейских общин, где средний балл равнялся 113, который считается выше среднего.

В то же время, наблюдения над успеваемостью иммигрантов доказывает, что уровень развития интеллекта больше зависит от устремленности индивида, чем от его происхождения, так как они в течении года, легко сравнивают свой показатель IQ со студентами местных учебных учреждений.

Условия жизни в стране

Еще одной гипотезой, которая подтвердилась в ходе независимых исследований, стали условия жизни в конкретной стране. Так, разнообразные факторы, такие как экономическое благополучие (измеряемое в виде ВВП), устройство правления, доминирующие взгляды в государственном аппарате, атеизм и другие, имели прямое влияние на интеллектуальный потенциал среднестатистического гражданина этой страны. При этом его иммиграция в совсем другие условия имела значимое влияние на дальнейшие изменения в коэффициенте IQ. Этот факт может быть как доказательством того, что окружающая среда имеет значимый вклад в умственное формирование индивида, так и указывать на личную заинтересованность человека в развитии (так как сам факт иммиграции говорит о готовности человека к кардинальным действиям ради достижения поставленных целей)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector