Правила игры в шахматы за 5 минут
Содержание:
- Общие правила
- Угрозы на последнюю горизонталь
- Как играть с компьютером бесплатно
- Как ходят шахматные фигуры?
- Знаменитые шахматисты мира и России
- Новая игра в шахматы с компьютером
- Как научиться играть в шахматы?
- Как научится играть в шахматы ребенку? Миссия выполнима!
- Другие правила шахмат
- Поэтапное обучение
- Процесс обучения
- Мат на вертикалях G и H
- Заключение:
Общие правила
Игроки должны придерживаться установленных правил.
Основные из них:
- шахматная доска располагается так, чтобы ячейки белого цвета были в верхнем левом и нижнем правом углах;
- белые фигуры расставляются на 1 и 2 горизонталях, черные – на 7 и 8;
- начинает игру тот человек, кому достались белые фигуры;
- ходят игроки по очереди;
- за 1 ход передвигается 1 фигура;
- если шахматист касается своей фигуры, то он обязан сделать ею ход;
- к фигуре соперника прикасаются только в случае твердого намерения ее забрать;
- если надо поправить фигуру, то следует сначала заявить об этом вслух;
- необходимо контролировать время для раздумья;
- перед началом игры следует убедиться, что белый и черный ферзи стоят друг против друга.
Шахматная доска имеет 64 ячейки, одна половина из которых белая, а другая – черная. Все поле делится на зоны:
- 8 горизонтальных и 8 вертикальных полос;
- белая и черная основные диагонали;
- 6 белых и 6 черных диагоналей;
- большой центр, расположенный на пересечении средних 4 горизонтальных и 4 вертикальных полей;
- центр доски – пересечение средних 2 горизонтальных и 2 вертикальных полос.
Расположение фигур на поле
Тем, кто начинает знакомство с шахматами с нуля, необходимо изучить порядок расстановки фигур перед игрой:
- в первом ряду от игрока располагаются ладья, конь, слон, король и ферзь, слон, конь, ладья;
- второй ряд занимают 8 пешек.
Тонкости нападения
Начинать играть дебюты лучше с клеток Е4 и D4. В этом случае сразу создаются открытые позиции для сильных фигур и рокировки. Королю требуется защита из своих пешек, поэтому выводить все пешки в нападение нельзя.
Лучше начать с клеток Е4 и D4, тогда открываются шаги для сильных фигур.
В игре нужно стараться не допускать сдвоения или строения своих пешек. В таких позициях они становятся отличными мишенями для атаки. Пешкам лучше идти друг за другом, тогда каждая следующая будет защищать стоящую перед ней.
В продвижении вперед требуются не занятые врагом ячейки. Освободить их можно, побив фигуру оппонента и поставив на ее место свою. При этом обязательно контролировать центр доски, добавлять для нападения на чужого короля новых участников сражения, не отдавать свои фигуры бездумно или случайно.
Не всегда следует достигать цель прямым нападением. Нужно применять шахматную стратегию. На практике это означает просчитывание событий хотя бы на пару шагов вперед, предугадывание действий противника, его возможных ходов
При этом важно помнить, что есть предсказуемые люди и те, кто действует под влиянием импульса. Умение правильно определять последствия того или иного хода и реакцию противника приходит с регулярной практикой
Ход пешкой по диагонали
Пешка – единственная фигура в шахматах, которая ходит и нападает по разным траекториям.
Продвигается вперед она только по свободным клеткам. Если перед ней есть фигура, то пешка дальше ходить не может. Часто случаются ситуации, когда чужие пешки упираются друг в друга и стоят до тех пор, пока какую-нибудь из них не убьет сильная вражеская фигура.
Атака пешки.
Атакует пешка по диагонали влево или вправо на 1 клетку. При нападении иногда применяется маневр «взятие пешки на проходе». Суть его в следующем:
- пешка стоит на 2 горизонтали, а на 4 линии есть пешки противника, контролирующие 3 линию;
- белая пешка, используя свое право перешагнуть через клетку, проходит «битое поле» и оказывается рядом с чужой пешкой;
- соперник бьет ее на 4 линии, но свою пешку ставит на ранее атакованное поле 3 линии.
Угрозы на последнюю горизонталь
В шахматах горизонталь — это ряд полей по доске. Ваша последняя горизонталь — это ряд, на котором размещён ваш король в начале игры.
Осторожно! Очень много матов ставится на последней горизонтали доски. Последняя горизонталь считается слабой, если ни одна из пешек перед рокированным королём не ходила
Есть риск, что они поймают короля в ловушку. Иногда мы можем использовать жертву против фигур, которые защищают задний ряд.
Не попадитесь в ловушку, как этот белый король!
Когда вы делаете рокировку, то хорошо защищаете своего короля за стеной пешек. Однако здесь пешки стали смертельной ловушкой для белого короля. Это мат, и королю не сбежать. У него нет фигур, защищающих задний ряд. Чёрная ладья успешно поставила мат королю, потому что он оказался в ловушке своих пешек.
Поле побега (Как избежать этой ловушки)
Перемещение h-пешки вперёд — отличный способ предоставить белому королю поле для побега. Это также называют «сделать форточку» для короля. Теперь это не мат, и игра может продолжаться.
На этот раз чёрная ладья не может поставить мат, потому что король может уйти на поле h2.
Зевки на последней горизонтали
Мат может быть поставлен ферзём или ладьёй, а может произойти в любой момент во время игры. Поэтому вы всегда должны помнить о серьёзной угрозе мата, известной как мат на последней горизонтали (даже если вы думаете, что у вас всё схвачено). Иногда противник может хитро перекрывает вам путь к отступлению!
Зевки на последней горизонтали
Жертва на последней горизонтали
Если вы можете поставить мат своему оппоненту, имеет ли значение, что он при этом поймает вашего ферзя? Конечно, нет! Здесь белые думают наперёд и вынуждают чёрную ладью b8 взять ферзя, чтобы дать мат другой ладьёй на последнюю горизонталь.
Белая ладья поддерживает ферзя и может забрать чёрную ладью и поставить мат.
Не Отвлекайся
Крайне важно, чтобы ваши фигуры не отвлекались от защиты заднего ряда. Здесь будет катастрофа, если у чёрной ладьи возникнет искушение забрать, казалось бы, шаткого слона, потому что тогда белые могли бы немедленно поставить мат ладьёй c1
Как играть с компьютером бесплатно
Благодаря шахматам с подсказами можно научиться виртуозно играть и выигрывать партии даже у самых опытных противников, но перед этим будет полезно потренироваться и вначале играть с компьютером бесплатно.
Игра в шахматы с подсказками дарит прекрасную возможность, особенно новичкам, показать свои умения и тактическое мышление в шахматных онлайн-боях против устройства. Игровое поле создано по типу классической шахматной доски, на нем обычные 2D-фигурки черного и белого цвета. На передовой располагаются пешки, в арьергарде – король и королева со своими подчиненными. Целью играющего в шахматы против компьютера считается объявление своему сопернику «Шах и Мат» по итогу последовательной очередности ходов своими фигурами.
Порой для этого может понадобиться целиком освободить шахматную доску от всех фигур соперника. Добиться этого не каждому под силу. Особенно это сложно сделать новичкам, когда против них будет играть компьютер. Ведь у машины нет эмоций и жестов, которые могли бы подтолкнуть игрока к правильному ответу. Именно для такого случая в игре и предусмотрены подсказки для ходов.
Такой шанс позволит смелее играть в шахматы против компьютера и даже обыгрывать его с помощью подсказок. А мудрым игрокам данная мини-игра позволит отлично размяться за виртуальной шахматной доской, чтобы после переходить к наиболее сложным партиям и с комфортом, не напрягаясь, провести время за любимой игрой.
Как ходят шахматные фигуры?
Как только вы научитесь правильно расставлять фигуры на шахматной доске, можно переходить к изучению правил их передвижения. Итак:
Король передвигается на одну клетку, но в любом направлении. Это необходимо для того, чтобы недопустить мата после получения шаха от соперника.
Ферзь перемещается в любом направлении на нужное количество клеток. Он считается самой ценной фигурой на доске.
Слон движется по диагонали на любое количество клеток. Черный слон передвигается по черным клеткам, а белый слон, соответственно – по белым.
Конь ходит буквой «Г» на 3 клетки. Главной его особенностью является то, что он может перепрыгивать через любые препятствия, что непозволительно даже ферзю. Такая способность коня является очень ценной.
Ладья может двигаться по прямой, по вертикали или горизонтали — то есть либо вперед, либо назад, но на любое количество клеток.
Как ходит пешка в шахматной армии знают даже начинающие игроки – на одну, максимум – на 2 клетки и только вперед. Представителей армии противника они атакуют исключительно по диагонали. Если пешка достигнет противоположного края доски, она получает право на превращение — стать конем, слоном, ладьей или ферзем, и получить больше возможностей для передвижения. Соблюдения всех вышеперечисленных движений требуют правила шахмат, в которых четко прописано, как ходят шахматные фигуры во всех разновидностях матчей, от классики до пули.
Легче всего изучить, как ходят фигуры в шахматах в картинках. Это – азы шахматной грамоты, которая преподается детям. Запомнив, как должны стоять и передвигаться по доске белые и черные, можно переходить изучению специальных возможностей, их всего две – взятие на проходе и рокировка.
Знаменитые шахматисты мира и России
- Сестры Полгар, Юдит и Сьюзен – венгерские мастера. Младшая из сестер, Юдит (41 год), на данный момент, является сильнейшей шахматисткой планеты. Ее преимущество в том, что она участвует и выигрывает только в мужских чемпионатах. Звание мужского гроссмейстера Юдит получила в возрасте 15 лет, превзойдя достижения многих маститых чемпионов. Её старшая сестра Сьюзен сейчас развивает шахматный спорт в США, она также является мастером международного класса.
- Антоанета Стефанова – болгарская чемпионка мира и Европы по шахматам и быстрым шахматам 38 лет. В 2002 г. стала международным гроссмейстером.
- Се Цзюнь – китайская шахматистка, заслуженный тренер и чемпионка мира (47 лет). Стала чемпионкой в 10 лет, начала играть с 6.
- Александра Костенюк – чемпионка Европы и России. Ее девиз: «Шахматы — это здорово» и «Красота и ум неразделимы». Руководствуясь им, она продвигает шахматы, будучи моделью и «послом шахмат», стараясь зажечь интерес к этой игре во всём мире.
- Анатолий Карпов (66 лет) и Гарри Каспаров (54 года) – самые известные гроссмейстеры России. В данное время активно занимаются политической деятельностью. В прошлом – неоднократные чемпионы мира, Европы и России.
- Халифман Александр (52 года) – трехкратный победитель Всемирной Шахматной Олимпиады. Сейчас тренирует подрастающее поколение, является автором книг по шахматной стратегии.
- Магнус Карлсен (27 лет) – действующий абсолютный чемпион мира из Норвегии, один из самых молодых гроссмейстеров планеты.
- Ананд Вишванатан (47 лет) – действующий индийский сильнейший чемпион мира по быстрым шахматам. Ананд играет очень быстро, тратит на обдумывание ходов минимальное время, даже соревнуясь с сильнейшими шахматистами мира.
Новая игра в шахматы с компьютером
Новое на сайте
Попробуйте новое соревнование сайта — Турнир по решению шахматных задач!
При выборе произвольной начальной позиции игра наичанется не со стандартной начальной расстановки, а со случайной позиции.
При этом премущество сторон в этой начальной позиции просчитано при помощи шахматного движка и известно. По умолчанию, силы сторон равны.
Играя в шахматы с реальными соперникам со всего мира, порой хочется отвлечься от постоянного напряжения и сыграть спокойную партию против компьютера.
Кроме того игра в шахматы с электронным мозгом помогает отработать важные элементы игры, такие как шахматный дебют, миттельшпиль и эндшпиль.
На этой странице Вы можете играть в шахматы с компьютером бесплатно и при этом не устанавливая никаких дополнительных программ или надстроек.
Большинство сайтов для игры с шахматным движком используют так называемые флешки, которые сейчас поддерживаются далеко не на всех устройствах.
При этом, они на всех этих сайтах одинаковые.
Здесь же не используется технология flash, поэтому играть в шахматы с компьютером онлайн Вы можете на любом устройстве — телефоне, планшете, компьютере, даже на телевизоре!
В качестве шахматных «мозгов» используется мощный и популярный движок Stockfish, специально настроенный на несколько уровней сложности, чтобы и новичку и опытному игроку было интересно.
Кроме того, если Вам наскучило начинать игру в шахматы с обычной начальной позиции, Вы можете выбрать в качестве начальной позиции произвольную.
Вам не обязательно сразу же закончить игру в шахматы с компьютером.
Сделав один или несколько ходов, Вы можете закрыть страницу и при Вашем следующем заходе Вы сможете продолжить игру с предыдущего места.
Таким образом, играть в шахматы с компьютером бесплатно здесь может любой желающий независимо от того, сколько у него свободного времени и насколько он силен в шахматах.
Шахматы — удивительная игра! И даже в компьютерный век интерес к ней не угасает, постоянно проводятся турниры, чемпионаты, причем с ценными призами.
Причем машина сейчас играет очень важную роль в шахмтах — помогая готовить новых мастеров и гросмейстеров.
Попробуйте и Вы сыграть несколько партий в шахматы с компьютером!
Начните с элементрного уровня сложности и повышайте по мере успехов.
Затем, можете дать фору шахматному движку, выбрав начальную расстановку с преимуществом у соперника.
Если же победить электронный мозг пока сложно, выберите начальную расстановку со своим преимуществом.
И помните — ничего не бывает зря, каждая игра в шахматы с компьютером делает Вас опытнее!
Как научиться играть в шахматы?
Шахматы – популярная игра для детей и взрослых, развивающая внимательность, интеллект, логическое мышление. Начать играть можно в любом возрасте, начиная с 3-х-4-х лет. Занятия дадут хороший результат, если тренироваться регулярно, а также уделять время получению теоретических знаний.
Как научиться играть хорошо?
Хорошо играть в шахматы невозможно без базовых знаний. Но бывает, что игрок знает правила, обладает опытом игры, однако, не доволен достигнутыми результатами. Тогда помогут следующие советы:
Начните разбираться в нюансах с эндшпиля. В шахматах существует три стадии: дебют, миттельшпиль и эндшпиль. Классическое обучение начинают с эндшпиля – на этой стадии на поле немного фигур, можно детально поработать с каждой и понять ее качества, увидеть, когда сильна и слаба эта фигура.
Хорошо изучите дебюты. Шахматист, получающий мат в начале партии, вряд ли дойдет до ее поздней стадии. Лучше выбирать открытые дебюты, позволяющие развить живую комбинационную игру. Основная задача начала партии – улучшить положение своих фигур и помешать это сделать сопернику. Пешки должны захватить центр, в игру сначала вводят легкие фигуры (коней и слонов), затем тяжелые (ладьи и ферзя). В середине партии – миттельшпиле – нужно бороться за сильные позиции, не давая противнику занять их.
Играйте с соперниками сильнее себя. В партиях через интернет или вживую выбирайте противников, играющих немного лучше вас. Тогда вы сможете учиться у них навыкам игры, при этом оказывать достойное сопротивление. Не стоит играть с теми, кто значительно превосходит вас по уровню мастерства – они быстро одержат победу, а вы не сможете найти причины неудачи. Сначала выбирайте длинные партии, не нужно сразу переходить к блицам по 3 или 5 минут.
Анализируйте свою игру. После каждых двух-четырех партий оценивайте свою игру, ищите ошибки и возможности для улучшения техники. Компьютерные партии фиксируются автоматически, игры вживую нужно записывать самостоятельно, изучив шахматную нотацию. Со знакомым соперником можно обсудить партию совместно. Для анализа компьютерных партий используют программы, например, Stockfish. Такие способы, конечно, экономят время, однако, полезнее оценивать игру без их помощи.
Не играйте с компьютером. Компьютерные программы плохо подходят для обучения. На высоком уровне компьютер всегда вас обыграет, а на низком – будет допускать глупые ошибки. Старайтесь играть с живыми людьми – в офлайн или через интернет.
Решайте задачи и этюды. Они тренируют логическое мышление и готовят к реальной игре. Научившись справляться с учебными задачами, вы быстрее будете находить решение на практике. На самом начальном этапе хорошо подходят задачки на простую тактику, со временем можно перейти к сложным этюдам.Существует большое количество подборок для отработки любых элементов игры на любой стадии партии. Желательно проконсультироваться у тренера или опытного шахматиста – он подскажет, где есть недочеты и как их исправить.
Учитесь у профессионалов. Существует большое количество онлайн-курсов, рассказывающих как научиться играть в шахматы для начинающих
При выборе нужно уделить внимание квалификации преподавателей. Для хорошего результата лучше выбирать уроки с тренером по скайпу или офлайн
Живое обучение эффективнее, чем вебинары в записи, так как предполагает быструю обратную связь.
Советы для детей
Научить ребенка игре в шахматы можно с 3-х-4-х лет. Нужно понимать, что дети учатся новым навыкам не так, как взрослые. В первую очередь, их надо заинтересовать и вовлечь в игру, иначе малыши быстро потеряют интерес. Существуют специальные игровые методики обучения, помогающие объяснить правила, сложные для детского понимания.
Идеальный вариант – отдать ребенка в шахматную секцию
Важно, чтобы занятия были систематическими, а знания преподавались от простого к сложному. Перед первым занятием расскажите ребенку об игре, объясните, что партия идет только на доске, познакомьте с фигурами
Советы начинающим взрослым
Взрослые, начинающие обучения с нуля, могут получить базовые знания из онлайн-курсов, книг, обучающих роликов. Однако быстро научиться играть в шахматы поможет только тренер – самостоятельно освоить все нюансы очень сложно. Занятия в группе дадут возможность получить нужную практику и достичь хороших результатов в любом возрасте.
Как научится играть в шахматы ребенку? Миссия выполнима!
a) 3 проверенных способа научить ребенка играть в шахматы: растим будущего Гарри Каспарова
b) Ложка дегтя в бочке меда: 3 причины не узнавать, как научить ребенка игре в шахматы
<?php if ( ! is_single ( array(883, 15772, 33900, 37506) ) ) { ?><?php } ?>
Казалось бы, шахматы – игра до того классная, что от нее – сплошные польза и позитив, но перед тем, как научить играть ребенка, нужно помнить:
-
люди, всерьез увлекшиеся шахматами, начинают вести малоподвижный образ жизни: каждая партия длится несколько часов.
А тренировки? А чтение обучающей литературы? А просмотр тематического видео в Интернете? Вот и выходит, что стереотипный образ шахматиста – субтильного «ботана» в очечках – не так уж и далек от истины.
Так что держите баланс между физическим и умственным развитием – не пренебрегайте хотя бы утренней зарядкой;
-
ребенок (да и взрослый), после того, как обучился игре в шахматы, может тяжело переносить каждый проигрыш, внешне это никак не проявляя.
А там и до нервных срывов и валерьянки недалеко! Так что почаще повторяйте своему юному дарованию, что он у вас – «бусичка» «лапочка», в независимости от того, как сыграет на очередном турнире;
-
ребенок может до того увлечься шахматами, что будут «провисать» какие-то другие сферы жизни – учеба, физическое развитие, общение с друзьями и родственниками.
Поэтому время от времени выгоняйте своего вундеркинда на свежий воздух, зазывайте домой его друзей и собственным примером покажите, как круто начинать день с пробежки, а не чашки крепкого кофе. Слабо?
Другие правила шахмат
Как известно, в любом сражении солдаты не просто маневрируют на поле боя, они нападают и бьют солдат противника, а сами защищаются от вражеских атак. Шахматные фигуры не исключение, тоже нападают, бьют врага и защищаются от атак.
Ходы в шахматах выполняются соперниками по очереди. Ход может состоять из простого перемещения своей фигуры, а может из взятия фигуры соперника. При этом она убирается с доски, а фигура, которая совершила взятие, ставится на место побитой фигуры.
На диаграмме ферзь черных, при своем ходе, может взять белую ладью на е3, в этом случае ладья убирается с доски, а ферзь побивший ее ферзь становится на поле е3. Также ферзь может взять слона не а6. При этом слон убирается, а ферзь становится на а6. Показаны также другие возможные взятия разными фигурами.
Нападение на короля называется шахом. На диаграммах показан шах королю от различных фигур.
Игрок обязан защитится от шаха. Сделать это можно тремя способами — уйти королем, закрыть короля своей фигурой, взять атакующую фигуру противника. На диаграмме белый ферзь напал на черного короля, объявил шах. Черные могут уйти королем, закрыться ладьей или взять шахующего ферзя слоном.
Если возникла позиция, когда король находится под шахом, а игрок не может сделать ни одного хода, чтобы его избежать, это значит, что королю поставили мат. С арабского словосочетание «шах мат» переводится как «король умер». Главная цель игры поставить мат королю противника. В шахматах означает проигрыш. Партия заканчивается.
На диаграмме мат черному королю. Белая ладья d8 дает шах, закрыться или взять напавшую ладью невозможно, так же как уйти от шаха.
Шахматные партии не всегда играются до мата. Часто игрок получивший плохую позицию и считая свое положение безнадежным, сдается не дожидаясь мата, так как уверен, что мат рано или поздно неизбежен. Однако даже в самой тяжелой позиции, при невнимательности противника, проигрывающий игрок может избежать поражения и потребовать ничью.
Если возникает позиция, при котором сторона, имеющая право хода, не может им воспользоваться, так как все её фигуры и пешки лишены возможности сделать ход по правилам, причём король не находится под шахом, это значит, что на доске пат. Партия заканчивается, объявляется ничья.
На диаграмме у белых ладья и король, против одинокого черного короля. Белые предвкушают победу и готовы в несколько ходов поставить мат и выиграть. Однако очередь хода черных. Шаха им нет, а ходить некуда. Брать ладью нельзя, она под защитой короля, поля а7 и b8 под боем ладьи. Пат. Ничья.
Другая ничейная ситуация это троекратное повторение. Часто достигается вечным шахом. На диаграмме у белых материальный перевес и следующим ходом они готовы поставить мат. Однако ход черных и они ходят ферзём на f2 и объявляют шах. Белый король обязан отступить на h1, другого способа защитится нет. Но черные вновь делают шах, возвращаясь ферзём на f1. У белого короля нет выбора кроме как вернуться на h2. Избежать непрерывных шахов нет возможности. И после троекратного повторения позиции объявляется ничья.
Также ничья фиксируется:
- если обе стороны сделали 50 последних ходов без взятия и без хода пешкой;
- если на доске осталось недостаточно фигур для постановки мата.
Ну и конечно, игроки имеют право по взаимному согласию зафиксировать ничью, если ни один из них не видит пути к выигрышу.
Поэтапное обучение
По этому методу можно учить детей дошкольного и младшего школьного возраста. Если 3–4-летний малыш способен сосредоточиться на одном виде деятельности хотя бы на 15 минут, то он вполне сможет освоить шахматные основы.
Важные принципы организации занятий:
- Прежде всего, сделайте обучение веселым. Описывайте игру как битву, а шахматные фигуры – как солдат. Можно создать целую сюжетную линию вокруг битвы, чтобы увеличить азарт и эмоциональное волнение.
- Постепенное освоение правил и поэтапный переход к более сложным модификациям игры. Помните, что цель обучения – привить ребенку интерес к игре, которая приучит его действовать по правилам и прогнозировать ситуации.
- Продолжительность занятий на начальных этапах – не более 10 минут.
Первое занятие – игра пешками
Правильно расположите доску – нижнее правое поле должно быть белого цвета. Разместите на шахматной доске только пешки. Цель игры – переместить их на последнюю линию половины соперника. Альтернативный вариант для разнообразия: кто сможет переместить свою пешку на последнюю горизонталь противоположного поля первым.
Объясните ребенку, как ходят пешки:
- могут передвигаться на две клеточки на первом ходу, в остальных случаях – только на одну клетку вперед;
- при захвате фигуры противника – на одну клетку по диагонали;
- если две пешки встречаются и не могут двигаться, они застревают;
- белая ходит первой.
Второе занятие – пешки и слоны
После того как ребенок получил хорошее представление о движении пешек, добавьте в игру слонов. Цель игры остается прежней.
В результате этого урока ученик должен освоить ограничения по перемещению фигуры (только по диагонали, на любое количество клеток, вперед и назад, нельзя перепрыгивать через другие фигуры) и твердо знать:
- какую пешку передвинуть, чтобы слон мог выйти вперед;
- когда лучше выпустить фигуру перед пешками;
- как использовать пешки, чтобы защитить слона;
- как заблокировать слона соперника своими пешками.
Третье занятие – пешки, слоны и ладьи
К уже известным для ребенка фигурам добавьте ладьи. Цель игры, как и раньше, заключается в том, чтобы переместить пешку на последнюю линию доски. Расскажите ребенку, что ладья перемещается через любое количество квадратов по вертикали или горизонтали, но не может перепрыгнуть другую фигуру.
В процессе игры ребенок должен начать понимать:
важность сохранения ладьи до конца игры;
ценность удержания фигуры на своей стороне в запасе;
большие возможности ладьи на половине соперника;
разницу между захватом фигуры соперника и победой в реальной игре.
Четвертое занятие – добавьте коня
Пусть ребенок сначала перемещает фигуру по пустой доске. Г-образное движение уникально и требует некоторого времени на освоение.
Выберите на доске место, на которое должен прийти конь. Попросите ребенка продумать ходы, которые помогут добраться туда. Покажите самый короткий путь. После того как ученик будет чувствовать себя комфортно с конями, добавьте пешки и играйте с двумя типами фигур, как раньше.
Пятое занятие – кони, слоны, ладьи и пешки
Установите на доску все знакомые фигуры на свои места. Цель игры прежняя. Этот уровень игры уже достаточно сложный. Но, если вы добавляете этапы постепенно и медленно, давая ученику шанс построить шаблоны в своем уме, он будет приятным и несложным.
На этом этапе ребенок должен начать изучать, как различные модели игры работают вместе. Если у него возникли трудности, вернитесь к одному из более простых вариантов. Ученик должен прогрессировать через каждый этап в своем собственном темпе.
Шестое занятие – игра с королем, ферзем, слонами и пешками
Этот уровень поможет объяснить значение понятий «шах» (король в опасности) и «мат» (король больше не может двигаться). Используйте только 4 центральные пешки для каждого игрока. Сфокусируйтесь на движениях, которые король и ферзь могут делать.
На этом этапе ученик уже знает почти все о том, как играть в шахматы. Старайтесь не ожидать слишком большого прогресса от ребенка. Это нормально, если он захочет вернуться к более простым этапам. Не удивляйтесь, если он первым потеряет ферзя. Возможно, он захочет играть на этом уровне много сотен раз. Другие учащиеся пожелают быстро перейти к полной игре – с ними тоже все в порядке. Руководствуйтесь предпочтениями и скоростью ребенка.
Седьмое занятие – полная игра
Установите все фигуры для игры в шахматы. Объясните, что теперь вы играете полную партию в шахматы, цель которой – поставить мат королю соперника. Перемещение пешки на дальнюю линию позволит лишь заработать ферзя. По ходу игры введите понятие «рокировка».
Процесс обучения
К обучению лучше подготовить малыша заранее, дать посмотреть мультфильм про шахматы, рассказать их историю. На первых уроках дайте описание действующим фигурам, познакомьте с их возможностями и отличием от других. Каждой лучше посвятить отдельное занятие.
Потом покажите, как они действуют в связке друг с другом. Так как нежелательно, чтобы занятия длились больше двадцати минут, на это может уйти целый год.
На этом этапе важно часто играть с ребенком, например в «Угадай фигурку»: малышу с завязанными глазами дают предмет, а он должен угадать названия фигур. Или попросить перечислить все отличия одного персонажа игры от другого
Нужно приучать малыша правильно расставлять все предметы на доске. Как только он запомнит, как действуют основные «герои», где их место на доске, можно пошагово обучать правилам игры. На первых порах рекомендуется устраивать сценки с небольшим количеством фигур.
Маленький шахматист, освоивший азы, должен понять основные принципы:
- Всегда обеспечивать прикрытием своего короля.
- Давать на съедение персонажей игры можно только, если их жертвуют в пользу удачного хода.
- Чем слабее фигура, тем ближе к центру она должна стоять.
- Желательно играть всем шахматным войском. Игрушечная армия сильна полным составом, к тому же у каждой фигуры своя роль, малыш должен это понимать.
- Ценность фигур – разная: ладья дороже, чем пешка, а король хоть и влиятелен, но беспомощен. Желательно первой нейтрализовать шахматную королеву противника.
Многим малышам не нравится черный цвет фигурок. Нужно объяснить, что белый имеет только одно преимущество: дает право первого хода.
Когда ученик освоит все правила, познакомьте его с основными шахматными понятиями: что такое рокировка, гамбит и как разыгрывать этюды.
В видеоролике ниже опытный детский тренер по шахматам рассказывает с чего начать и на чем сфокусировать ребенка при обучении игре на первых порах.
Если ребенок не хочет играть, не настаивайте. Лучше сохранить интерес к процессу, чем получить быстрые результаты. Обучение под давлением принесет вред вместо пользы и удовольствия.
Мат на вертикалях G и H
Без преувеличения можно сказать, что могущественный ферзь даёт большинство матов. Если ваш оппонент сделал рокировку на королевский фланг, матовая атака вашего ферзя обычно будет запущена по линиям g или h, прямо в сторону вражеского короля.
Вы должны атаковать Чёрных на этих вертикалях. Чёрным легче защищать вертикаль «f», т.к. ладья уже защищает f7.
Мат по G и H-линии
Как видите, слон c2 обеспечивает поддержку ферзю, чтобы поставить мат. Без поддержки слона чёрный король мог забрать ферзя. Сейчас он не может его взять, потому что сам попадёт под шах.
Здесь чёрный конь отчаянно защищает своего короля, не давая белому ферзю поставить мат.
Мат вдоль G-линии
Теперь, когда защита по вертикали g снята, белый ферзь может поставить мат на Qxg7, а белая ладья на g3 обеспечивает жизненно важную поддержку.
Заключение:
Шахматная тактика применяется на всех уровнях игроков.
Возможность находить тактические угрозы — отличный способ выиграть большинство игр, а также избежать ошибок, которые могут стоить вам игры.
Чем больше вы решаете задач на тактику, тем лучше становятся ваши счётные навыки. Вы также разовьёте своё воображение в шахматах и легко научитесь распознавать матовые схемы.
Помните, великие дела приходят только после нескольких часов практики. Если вы будете решать хотя бы 5 задач в день, вы значительно повысите свои атакующие навыки за пару месяцев.
Надеюсь, вы кое-чему научились из этих 10 безжалостных тактических приёмов для начинающих шахматистов. Удачи!