Как расставить шахматы: пошаговая инструкция
Содержание:
- Угрозы на последнюю горизонталь
- Stockfish
- Правила турниров
- Шахматная доска – поле битвы и координаты
- Общие правила
- Aimchess
- Новая игра в шахматы с компьютером
- Играть в шахматы в соцсети Вконтакте
- Размер и цвет шахматных полей
- Значение фигур, их «стоимость»
- Особенности игры в шахматы с компьютером
- Как установить доску и расставить отряды?
- Chess.com
- Listudy
- Рекомендации для начинающих шахматистов
- Расположение на доске
- История шахмат, когда были изобретены
- Варианты шахмат
- Шахматы с подсказками для начинающих
- Как играть с компьютером бесплатно
- Chesswood
- Шахматы для начинающих: простые тактические приемы
Угрозы на последнюю горизонталь
В шахматах горизонталь — это ряд полей по доске. Ваша последняя горизонталь — это ряд, на котором размещён ваш король в начале игры.
Осторожно! Очень много матов ставится на последней горизонтали доски. Последняя горизонталь считается слабой, если ни одна из пешек перед рокированным королём не ходила
Есть риск, что они поймают короля в ловушку. Иногда мы можем использовать жертву против фигур, которые защищают задний ряд.
Не попадитесь в ловушку, как этот белый король!
Когда вы делаете рокировку, то хорошо защищаете своего короля за стеной пешек. Однако здесь пешки стали смертельной ловушкой для белого короля. Это мат, и королю не сбежать. У него нет фигур, защищающих задний ряд. Чёрная ладья успешно поставила мат королю, потому что он оказался в ловушке своих пешек.
Поле побега (Как избежать этой ловушки)
Перемещение h-пешки вперёд — отличный способ предоставить белому королю поле для побега. Это также называют «сделать форточку» для короля. Теперь это не мат, и игра может продолжаться.
На этот раз чёрная ладья не может поставить мат, потому что король может уйти на поле h2.
Зевки на последней горизонтали
Мат может быть поставлен ферзём или ладьёй, а может произойти в любой момент во время игры. Поэтому вы всегда должны помнить о серьёзной угрозе мата, известной как мат на последней горизонтали (даже если вы думаете, что у вас всё схвачено). Иногда противник может хитро перекрывает вам путь к отступлению!
Зевки на последней горизонтали
Жертва на последней горизонтали
Если вы можете поставить мат своему оппоненту, имеет ли значение, что он при этом поймает вашего ферзя? Конечно, нет! Здесь белые думают наперёд и вынуждают чёрную ладью b8 взять ферзя, чтобы дать мат другой ладьёй на последнюю горизонталь.
Белая ладья поддерживает ферзя и может забрать чёрную ладью и поставить мат.
Не Отвлекайся
Крайне важно, чтобы ваши фигуры не отвлекались от защиты заднего ряда. Здесь будет катастрофа, если у чёрной ладьи возникнет искушение забрать, казалось бы, шаткого слона, потому что тогда белые могли бы немедленно поставить мат ладьёй c1
Stockfish
Stockfish — это, наверное, самый мощный шахматный движок с открытым исходным кодом, который способен использовать до 512 ядер ЦП в многопроцессорных системах. При этом он распространяется бесплатно и доступен как для настольных (Windows, Linux), так и для мобильных платформ.
Среди его возможностей стоит отметить поддержку алгоритма альфа-бета-отсечения, битовые доски, большую глубину поиска из-за более агрессивной обрезки и сокращения ходов, а также поддержку Chess960 и многое другое.
Stockfish намного сильнее, чем лучшие гроссмейстеры. В отличие от большинства шахматных движков, он имеет открытый исходный код (лицензия GPL), поэтому вы можете читать код, изменять его и использовать в собственных проектах.
Правила турниров
Определенные правила проведения имеют даже любительские турниры. На первый взгляд они довольно просты, но требуют от игроков аккуратности и бдительности. За их соблюдением обязаны следить судьи. Это предписывает инструкция проведения турниров.
Тронул – ходи
Это – одно из главных правил. Если игрок прикасается рукой к фигуре, он обязан ею ходить. Если же он прикасается к фигуре противника, то он должен ее взять. Если игрок тронул сразу две свои фигуры, то ходить он должен той, к которой прикоснулся первой.
Часы и Таймеры
Почти все варианты баталий предполагают фиксацию времени на обдумывание игроками передвижений персонажей. Для этого используются механические часы и электронные правила. Общие правила их использования таковы:
- Нажимать на часы после завершения каждого хода той рукой, которой он был сделан;
- Следить за временем соперника, не допуская его просрочки, которая фактически означает его проигрыш;
- Ограничение по времени уточнять перед началом партии.
Это основные правила того, как играть с контролем времени.
Шахматная доска – поле битвы и координаты
Шахматная доска имеет форму правильного квадрата, каждая сторона состоит из 8 клеток. Шахматисты называют их полями. В отличие от шашек, все клетки, 32 черных и 32 белых задействуются в игре. В расстановке фигур перед игрой действует несколько правил:
- доска устанавливается таким образом, чтобы у каждого партнера крайней правой была клетка белого цвета;
- черные и белые фигуры противников располагаются симметрично;
- в первоначальной позиции фигуры занимают 2 первых ряда.
Каждое поле доски имеет персональный адрес, позволяющий фиксировать ходы во время игры. Для определения индивидуальных данных клетки на сторонах доски имеются буквы и цифры. По горизонтали нанесены буквенные обозначения от a до h, по вертикали цифры от 1 до 8. Адрес обозначается следующим образом: a8, g6, c5 и др. По шахматным правилам для расстановки белых фигур перед игрой отводятся горизонтали 1-2, для черных 7-8.
Общие правила
Игроки должны придерживаться установленных правил.
Основные из них:
- шахматная доска располагается так, чтобы ячейки белого цвета были в верхнем левом и нижнем правом углах;
- белые фигуры расставляются на 1 и 2 горизонталях, черные – на 7 и 8;
- начинает игру тот человек, кому достались белые фигуры;
- ходят игроки по очереди;
- за 1 ход передвигается 1 фигура;
- если шахматист касается своей фигуры, то он обязан сделать ею ход;
- к фигуре соперника прикасаются только в случае твердого намерения ее забрать;
- если надо поправить фигуру, то следует сначала заявить об этом вслух;
- необходимо контролировать время для раздумья;
- перед началом игры следует убедиться, что белый и черный ферзи стоят друг против друга.
Шахматная доска имеет 64 ячейки, одна половина из которых белая, а другая – черная. Все поле делится на зоны:
- 8 горизонтальных и 8 вертикальных полос;
- белая и черная основные диагонали;
- 6 белых и 6 черных диагоналей;
- большой центр, расположенный на пересечении средних 4 горизонтальных и 4 вертикальных полей;
- центр доски – пересечение средних 2 горизонтальных и 2 вертикальных полос.
Расположение фигур на поле
Тем, кто начинает знакомство с шахматами с нуля, необходимо изучить порядок расстановки фигур перед игрой:
- в первом ряду от игрока располагаются ладья, конь, слон, король и ферзь, слон, конь, ладья;
- второй ряд занимают 8 пешек.
Тонкости нападения
Начинать играть дебюты лучше с клеток Е4 и D4. В этом случае сразу создаются открытые позиции для сильных фигур и рокировки. Королю требуется защита из своих пешек, поэтому выводить все пешки в нападение нельзя.
Лучше начать с клеток Е4 и D4, тогда открываются шаги для сильных фигур.
В игре нужно стараться не допускать сдвоения или строения своих пешек. В таких позициях они становятся отличными мишенями для атаки. Пешкам лучше идти друг за другом, тогда каждая следующая будет защищать стоящую перед ней.
В продвижении вперед требуются не занятые врагом ячейки. Освободить их можно, побив фигуру оппонента и поставив на ее место свою. При этом обязательно контролировать центр доски, добавлять для нападения на чужого короля новых участников сражения, не отдавать свои фигуры бездумно или случайно.
Не всегда следует достигать цель прямым нападением. Нужно применять шахматную стратегию. На практике это означает просчитывание событий хотя бы на пару шагов вперед, предугадывание действий противника, его возможных ходов
При этом важно помнить, что есть предсказуемые люди и те, кто действует под влиянием импульса. Умение правильно определять последствия того или иного хода и реакцию противника приходит с регулярной практикой
Ход пешкой по диагонали
Пешка – единственная фигура в шахматах, которая ходит и нападает по разным траекториям.
Продвигается вперед она только по свободным клеткам. Если перед ней есть фигура, то пешка дальше ходить не может. Часто случаются ситуации, когда чужие пешки упираются друг в друга и стоят до тех пор, пока какую-нибудь из них не убьет сильная вражеская фигура.
Атака пешки.
Атакует пешка по диагонали влево или вправо на 1 клетку. При нападении иногда применяется маневр «взятие пешки на проходе». Суть его в следующем:
- пешка стоит на 2 горизонтали, а на 4 линии есть пешки противника, контролирующие 3 линию;
- белая пешка, используя свое право перешагнуть через клетку, проходит «битое поле» и оказывается рядом с чужой пешкой;
- соперник бьет ее на 4 линии, но свою пешку ставит на ранее атакованное поле 3 линии.
Aimchess
Aimchess — отличное приложение для обучения и совершенствования в шахматах. В нем вы каждый день будете проходить новые уроки, изучать новые стратегии, зарабатывая тем самым очки, за которые вы сможете получить доступ к новым урокам.
Два самых популярных и бесплатных сайта для онлайн-шахмат — это Chess.com и Lichess. Aimchess работает с ними обоими, проводя ИИ-анализ вашего стиля игры. Просто введите имя пользователя и приложение создаст отчет, в котором проанализирует ваши последние партии и укажет на слабые и сильные места, а также даст советы по улучшению игры. Если плохо владеете английским языком — используйте встроенный переводчик в Google Chrome, чтобы перевести рекомендации на русский язык.
Помимо этого, вам будут доступны ежедневные уроки, заточенные именно под ваш стиль игры. Временами приложение будет пересматривать партии, которые вы проиграли и анализировать их для вас.
Бесплатная версия предоставляет девять бесплатных уроков в день, проводит анализ до 40 последних игр, а количество отчетов ограничено тремя. Платная версия за 8 долларов в месяц предоставит неограниченные уроки, анализ до 1000 игр и до 10 отчетов.
Доступно для Android / iPhone / Онлайн.
Новая игра в шахматы с компьютером
Новое на сайте
Попробуйте новое соревнование сайта — Турнир по решению шахматных задач!
При выборе произвольной начальной позиции игра наичанется не со стандартной начальной расстановки, а со случайной позиции.
При этом премущество сторон в этой начальной позиции просчитано при помощи шахматного движка и известно. По умолчанию, силы сторон равны.
Играя в шахматы с реальными соперникам со всего мира, порой хочется отвлечься от постоянного напряжения и сыграть спокойную партию против компьютера.
Кроме того игра в шахматы с электронным мозгом помогает отработать важные элементы игры, такие как шахматный дебют, миттельшпиль и эндшпиль.
На этой странице Вы можете играть в шахматы с компьютером бесплатно и при этом не устанавливая никаких дополнительных программ или надстроек.
Большинство сайтов для игры с шахматным движком используют так называемые флешки, которые сейчас поддерживаются далеко не на всех устройствах.
При этом, они на всех этих сайтах одинаковые.
Здесь же не используется технология flash, поэтому играть в шахматы с компьютером онлайн Вы можете на любом устройстве — телефоне, планшете, компьютере, даже на телевизоре!
В качестве шахматных «мозгов» используется мощный и популярный движок Stockfish, специально настроенный на несколько уровней сложности, чтобы и новичку и опытному игроку было интересно.
Кроме того, если Вам наскучило начинать игру в шахматы с обычной начальной позиции, Вы можете выбрать в качестве начальной позиции произвольную.
Вам не обязательно сразу же закончить игру в шахматы с компьютером.
Сделав один или несколько ходов, Вы можете закрыть страницу и при Вашем следующем заходе Вы сможете продолжить игру с предыдущего места.
Таким образом, играть в шахматы с компьютером бесплатно здесь может любой желающий независимо от того, сколько у него свободного времени и насколько он силен в шахматах.
Шахматы — удивительная игра! И даже в компьютерный век интерес к ней не угасает, постоянно проводятся турниры, чемпионаты, причем с ценными призами.
Причем машина сейчас играет очень важную роль в шахмтах — помогая готовить новых мастеров и гросмейстеров.
Попробуйте и Вы сыграть несколько партий в шахматы с компьютером!
Начните с элементрного уровня сложности и повышайте по мере успехов.
Затем, можете дать фору шахматному движку, выбрав начальную расстановку с преимуществом у соперника.
Если же победить электронный мозг пока сложно, выберите начальную расстановку со своим преимуществом.
И помните — ничего не бывает зря, каждая игра в шахматы с компьютером делает Вас опытнее!
Играть в шахматы в соцсети Вконтакте
Играй с друзьями — Chess.v.2
Приложение установили 1600000 пользователей ВКонтакте. Настраивайте параметры игры, программа за пару секунд подберет оппонента. Тоже можно решить задачу (их сотни) или присоединиться к турниру, изучить правила в разделе для новичков.
Внешний вид игры немного уступает тем, что предлагают специализированные сайты, зато здесь вместо анонимных соперников – открытые профили, по которым видно, кто вам прислал приглашение на партию.
В настройках можно включить показ возможных ходов, озвучку, управление клавиатурой. Поменять оформление доски, шахмат. Выбрать, в какую фигуру превратится пешка. А для вредных игроков отравить в черный список.
Играть в
Классические шахматы
В день в игру заходит в среднем 1,5 тысячи человек. Общий чат открыт для всех пользователей. Приложение предлагает игры по 1 или 3 минутам на ход, блицы на 3,5, 10 минут, шахматы Фишера. Можно пригласить соперника из списка свободных или самому начать партию белыми или черными; выбрать уровень оппонента – любой, равный и выше вашего.
Кнопка «Другие игры” переводит к головоломкам, пасьянсам. В настройках регулируется уровень, устанавливается режим по умолчанию, запрет на приглашения в какой-нибудь из видов игр. Есть и функции черного списка, отмены хода. В личном кабинете указывается информация о себе, но это не обязательно.
Играть в
Шахматы онлайн
От создателей Chesssamara. Сразу выбор игр, к которым можно присоединиться, небольшой, но свободные игроки появляются достаточно быстро. Те, кто случайно нажал кнопку «выйти», могут продолжить партию, если она еще не закончилась. Пользователь может выбрать тип игры, таймер, цвет фигур. Когда игру подбирает компьютер, он устанавливает параметры сам: контроль от 1 до 30 минут, цвет шахмат. Доступны игры с живыми соперниками, с недавних пор – и с ПК. Потом можно скачать их запись в PNG и проанализировать свои ошибки или лучшие ходы.
Оформление очень простое, уступает сайту, но это приложение ВКонтакте оценили в 4 звезды. Тут играют 50 тысяч человек.
Играть в
В шахматы
В приложении идет онлайн-трансляция партий нескольких пар игроков. Буквально через минуту приходят приглашения от пользователей, можно выбрать оппонента и самому начать игру, сыграть с компьютером. Результаты фиксируются и сохраняются в рейтинг в профиле, каждый день тут выбирают лидеров. Правда, здесь предусмотрены только стандартные шахматы, но играть вполне удобно.
Играть в
Размер и цвет шахматных полей
Согласно Шахматной федерации, размер каждого отдельного поля на шахматной доске должен составлять от 5 до 6,5 сантиметров в длину. Все поля одинаковы по длине, и доска должна иметь одинаковые размеры со всех 8 сторон.
Цвета не фиксированы, но самые популярные цвета — чёрный и белый. Цвета следует использовать надлежащим образом. Иногда ярко раскрашенная шахматная доска может повлиять на настроение игрока и сбить его с толку.
Вот список допустимых цветов для полей, которые можно использовать на шахматной доске:
- Синий
- Серый
- Клен
- Тик
- Вишня
- Сосна
- Зеленый мрамор
- Коричневый мрамор
- Металл
Это лишь некоторые из цветов, которые можно использовать на шахматной доске. Просто помните, что ярко раскрашенные шахматные доски неуместны. (Например, жёлтый, красный, ярко-оранжевый, ярко-фиолетовый).
Значение фигур, их «стоимость»
Во время сражения игроку приходится жертвовать фигурами, чтобы выполнить поставленные задачи. Участники боя имеют различную ценность. Ее нужно учитывать при принятии решения. Для этого нужно запомнить значение, «стоимость» каждой фигуры:
- король является бесценной фигурой, без него игру продолжать нельзя;
- у ферзя самая высокая стоимость, он может выполнить функции 9 пешек;
- стоимость коней и слонов составляет 3 пешки;
- пешки считаются солдатами, выполняют мелкие задачи.
У каждой фигуры есть определенные отличия. Иногда в подарочных вариантах они имеют нетрадиционный вид. Но отличить слона, коня, ладью или ферзя все же можно.
Особенности игры в шахматы с компьютером
В онлайн-шахматы сейчас играют и любители, и профессионалы. Основными плюсами тут становятся развитие логического и аналитического мышления, улучшение интеллекта, памяти, внимания. Выиграть у компьютера, особенно в режиме «Мастер спорта», очень сложно. Причина проста – искусственный интеллект запоминает все удачные и неудачные шаги. Поэтому шансы на выигрыш зависят только от ваших способностей, логики и мышления.
Стоит отметить, что визуальное оформление интерфейса игры – красочное и эффектное. Это добавит еще больше удовольствия и положительных эмоций при игре. Анимация хорошо загружается, что позволяет недолго ждать ходов противника. Ежедневные тренировки в игре в шахматы с компьютером тренируют способности и навыки.
Не всегда есть возможность найти онлайн-соперника (именно человека из любой точки мира). В таком случае на помощь приходит возможность игры с компьютером в режиме «Мастер спорта». К тому же подобная игра часто становится более напряженной и насыщенной, чем схватка с реальным соперником.
Выиграть у компьютера в этом режиме может только тот человек, который действительно обладает широтой мысли и открытым сознанием. Гибкость мышления поможет одержать победу, даже у искусственного интеллекта. Чтобы оценить свои шансы, попробуйте сами сыграть с компьютером в онлайн-битве. Это поможет трезво взглянуть на свои способности, навыки и умения.
Таким образом, именно сложная игра в шахматы позволит развивать логику, ум, интеллект и внимательность. Эти качества помогут вам и в реальной жизни. Повышайте свои навыки в свободное время, чтобы увеличить свои шансы на то, чтобы обыграть компьютер в режиме «Мастер спорта». Шахматы – это полезная и интересная игра, которая способна принести целый спектр положительных эмоций любому человеку.
Как установить доску и расставить отряды?
Все действия проходят на доске, состоящей из 64 черно-белых квадратов. На ней будут стоять две армии, совершаться тщательно продуманные ходы с целью поставить мат противнику. Первое, что нужно узнать начинающим игрокам – как правильно расставить все. Об этом вам расскажет любой самоучитель.
Расстановка начинается с правильной установки доски — нужно убедиться, что у белых в правом нижнем углу находится белая клетка.
Каждому игроку предстоит расставить свою армию, в которой состоят:
- 2 ладьи;
- 2 слона;
- 2 коня;
- Его величество с королевой (ферзем);
- 8 пешек.
Правила расстановки довольно просты. На крайних клетках в первом ряду стоят ладьи, за ними ставятся кони и слоны. Центральные клетки первого ряда предназначены для главных фигур. Для ферзя предусмотрена клетка одного с ним цвета, он любит свой цвет! Где стоит король — рядом с ферзем. Во втором ряду доски перед ними расставляются пешки, играющие роль рядовых вашей настольной армии. Именно им предстоит делать первый ход, подставляться под удар, защищая короля. Такое расположение фигур считается классическим.
Chess.com
На Chess играют 20 000 000 пользователей (обычно онлайн около 70 тысяч), доступны партии на 4 игрока. Можно соревноваться и с компьютером. В этом случае активны кнопки «назад” и «вперед”, доступны подсказки. Всегда в боковой панели фиксируется каждый ход обоих игроков.
В статьях на сайте – от основы, как расположить фигуры на доске, до советов, как поставить мат за 4 хода. Можно учиться шахматам, играя с сильными оппонентами, или повышать мастерство – на каждый ход прилагаются отзывы экспертов. Уроки разбиты на уровни, правда, дальше все прописано на английском. Зато будет повод прокачать еще и иностранный язык.
А вот в разделе «Тренировки” все на русском. Ко всем урокам открыт доступ только зарегистрированным пользователям. Есть и мобильная версия сайта, приложение для iOS, Android. Тут вбито 50 тысяч задач, которые подстраиваются под уровень игрока.
Listudy
Чтобы стать хорошим шахматистом, необходимо освоить базовые дебюты и эндшпили, которые вы должны знать назубок и уметь применять в нужный момент. Сервис Listudy именно этому вас и научит.
Он использует метод интервального повторения, который значительно улучшает запоминание: вы повторяете одно и то же действие через заданный промежуток времени, что дает потрясающие результаты при должном усердии.
С помощью Listudy вы освоите основные шахматные дебюты, такие как Королевский гамбит, Индийскую защиту, гамбит Эванса и многие другие
Вы также освоите вариации каждой тактики, что тоже важно для успешного дебюта
В приложении вы также тренируетесь игре в эндшпиль, т.е. заключительный этап партии
Это очень важный навык, ведь под конец игры часы начинают отсчитывать последние минуты и важно уметь быстро принимать правильные решения
Listudy также обладает большой коллекцией различных тактик, что даст вам возможность попробовать свои силы: программа выдаст вам случайную позицию и попросит найти наилучший в этой ситуации ход. Никаких ограничений тут нет, упражняться можно сколько угодно.
Рекомендации для начинающих шахматистов
Правила расстановки фигур являются первым шагом для каждого начинающего шахматиста. Изучить все нюансы нужно перед изучением способов перемещений единиц, общих принципов игры. Есть несколько рекомендаций опытных шахматистов, которые пригодятся каждому новичку, помогут быстрее усвоить секреты игры, не допускать ошибок:
- при установке доски нужно помнить, что крайнее правое положение должна занимать белая клетка;
- можно устанавливать главные фигуры в любой последовательности, ферзь обязательно должен занять клетку своего цвета;
- на этапе подготовки следует внимательно изучить ценность каждой фигуры, чтобы избежать неоправданных потерь;
- обязательно нужно запомнить обозначение фигур, символику, правила определения адреса поля для изучения литературы, грамотной записи ходов.
Одним из привлекательных качеств этой игры являются неограниченные возможности в выборе тактики, стратегии, возможность вырабатывать свои комбинации. Однако на первых порах не стоит рассчитывать на свои математические способности. На первый взгляд шахматы могут показаться простой игрой из-за конкретных правил. Однако каждый новичок быстро убеждается в том, что эта игра обладает высокой сложностью.
Начинающим шахматистам необходимо выделить время для изучения литературы, в которой содержатся рекомендации по тактике и стратегии, детально разбираются традиционные партии. Это позволит быстрее понять особенности игры. Новичок, внимательно изучивший знаменитые дебюты, вряд ли допустит промах, получит простой мат в три хода. Позже придет умение, начнут вырабатываться собственные варианты, комбинации, которые помогут поставить в тупик даже опытного мастера.
Расположение на доске
В первоначальной расстановке фигур на шахматной доске строго соблюдаются правила, предусматривающие для каждой единицы определенное место. Позже в процессе игры они будут перемещаться по всей доске, но перед игрой они должны занимать определенную позицию. Запомнить дислокацию несложно, достаточно 2-3 раза самостоятельно расставить фигуры на доске. Для новичков наиболее удобным является следующий порядок установки:
- на крайние клетки черную и белую поставить ладьи;
- около них располагаются кони;
- следующими устанавливаются слоны;
- последними ставятся король и ферзь;
- пешки устанавливаются на следующей горизонтали в ряд перед главными фигурами.
В каждом наборе по 2 ладьи, коня, слона. Эти фигуры занимают белую и черную клетку в диагонали. Соблюдение правила обеспечит правильность совершения ходов. После установки всех фигур можно приступать к игре. Посмотреть, как это выглядит, можно на картинке ниже.
Начальная позиция, как правильно расставить шахматы на доске (фото):
История шахмат, когда были изобретены
Если вы всерьез решили увлечься шахматами, вам необходимо знать историю этой древней игры, которая стала олимпийским видом спорта. Появилась она более 2 тысяч лет назад, предположительно в Индиии. Прародительницей современных игровых баталий была древняя военная чатуранга. Из Индии в начале первых веков н.э. она стала распространяться по миру, оказавшись сначала в Центральной Азии и вскоре набрав популярности и на Дальнем, и на Ближнем востоке. В начале средневековья чатуранга, которую стали называть шатрандж оказалась в Мавританской Азии, а в середине 15 века стала популярной в Европе. Именно тогда появилась первая инструкция проведения настольных баталий и требования к ее соблюдению.
Первый турнир был проведен в 1575 году. Случилось это при дворе испанского короля. В баталии участвовали его подданные против гостей из Италии. После этого международные турниры по этой настольной игре стали проводиться повсеместно. В 1836 году вышел в тираж первый журнал. Во всех странах Европы, включая Российскую империю стали образовываться кружки шахматистов-любителей. В 19 веке появились шахматные часы и настольная баталия получила ограничение по времени. С этого момента и до наших дней она дошла почти в неизменном виде. Ею стали увлекаться и взрослые, и дети. Повсеместно стали проводить любительские и профессиональные турниры. За проведением настольных баталий стало следить огромное количество людей. Вскоре появились профессиональные гроссмейстеры и игры были включены в олимпийскую программу. Их стали называть пассивным видом спорта.
Варианты шахмат
Как научиться играть в шахматы мы разобрались, теперь переходим к разным вариантам этих интеллектуальных игровых баталий.
Классика
Классическая игра имеет определенные ограничения во времени. Длительность партии составляет не менее часа. Именно столько времени выделяется игрокам на то, чтобы обдумать перемещения и выиграть противника. Чаще всего контроль выставляется на полтора часа, в течение которых игрокам нужно сделать 40 ходов. Далее возможны варианты:
- 30 минут до конца настольной битвы;
- Плюс 20 минут за каждый сделанный удачный ход и т.д.
Если мат до окончания максимального времени партии не поставлен, объявляется ничья.
Пуля
В этом варианте действуют все правила классики, но временной контроль значительно ужесточен. На обдумывание каждому игроку выделяется время от 10 до 60 секунд. За каждый выполненный ход участникам партии добавляются не минуты, а секунды.
Блиц
Блиц шахматы тоже имеют временной регламент. На обдумывание каждого хода игрокам выделяется не более 5 минут. Это самая популярная игра в шахматы на спортивных соревнованиях. Проходит она довольно быстро, требуя от игроков собранности и максимальной концентрации внимания на игровом поле.
Шахматы – 960 (Фишера)
Правила для этого варианты – стандартные. От классики они отличаются главным образом начальной позицией на крайних горизонталях. Раскладка выполняется случайным образом, выбранным из 960 возможных. Все остальные правила будут похожи на классический вариант. Это касается:
- Рокировки;
- Взятия на проходе;
- Признания ничьи;
- Шаха и мата.
Основным отличием является разнообразие вариантов начала партии. Далее партия идет по стандартным правилам с ограничением по времени.
Шахматы с подсказками для начинающих
Условия игры «Шахматы с подсказками» для начинающих детей и взрослых равны. Каких-либо возрастных ограничений нет. И это выделяет столь мудрый и старинный интеллектуальный поединок среди всех прочих.
Шахматы – одно из самых интеллектуальных развлечений, придуманных когда-либо человеком. Один поединок может длиться до нескольких часов и включать миллионы разных комбинаций, которые приведут игрока к победе. На сегодняшний день и каждый ребенок сможет представить себя знаменитым шахматистом и поиграть в столь увлекательную игру. И сделать это можно, даже если он абсолютно не знает ее правил и у него нет соперника. Ведь в таком поединке будет участвовать сам компьютер.
Само собой, одержать победу над электронным противником будет непросто, но реально. Тем более что у игрока будут подсказки, появляющиеся при нажатии на определенную фигуру. Они показывают все возможные ходы, которые могут совершить шахматы
Но, помимо подсказок, нужно будет терпение и внимание, которое даст уловить все хитрости соперника. Для игры в шахматы нужно использовать мышку
При потере фигуры из своего войска она автоматически станет перемещаться в левую сторону экрана. Так что всегда возможно увидеть и свои потери, и потери соперника.
Гроссмейстеры уже продолжительное время не стремятся победить устройство, но применяют его в качестве незаменимого помощника для подготовки к поединкам с другими людьми.
Наилучший вариант — это состязаться с теми, кто несколько опытнее вас. Так игрок станет обучаться у соперника и, в то же время, оказывать ему серьезное сопротивление. Но если играть против заведомо более сильного шахматиста, то шансов на победу не будет вовсе, и это лишь убьет интерес к игре. На первом этапе есть смысл играть партии с длинным контролем: по 30 минут или хотя бы по 15 минут с добавлением 5-10 секунд на ход.
Как играть с компьютером бесплатно
Благодаря шахматам с подсказами можно научиться виртуозно играть и выигрывать партии даже у самых опытных противников, но перед этим будет полезно потренироваться и вначале играть с компьютером бесплатно.
Игра в шахматы с подсказками дарит прекрасную возможность, особенно новичкам, показать свои умения и тактическое мышление в шахматных онлайн-боях против устройства. Игровое поле создано по типу классической шахматной доски, на нем обычные 2D-фигурки черного и белого цвета. На передовой располагаются пешки, в арьергарде – король и королева со своими подчиненными. Целью играющего в шахматы против компьютера считается объявление своему сопернику «Шах и Мат» по итогу последовательной очередности ходов своими фигурами.
Порой для этого может понадобиться целиком освободить шахматную доску от всех фигур соперника. Добиться этого не каждому под силу. Особенно это сложно сделать новичкам, когда против них будет играть компьютер. Ведь у машины нет эмоций и жестов, которые могли бы подтолкнуть игрока к правильному ответу. Именно для такого случая в игре и предусмотрены подсказки для ходов.
Такой шанс позволит смелее играть в шахматы против компьютера и даже обыгрывать его с помощью подсказок. А мудрым игрокам данная мини-игра позволит отлично размяться за виртуальной шахматной доской, чтобы после переходить к наиболее сложным партиям и с комфортом, не напрягаясь, провести время за любимой игрой.
Chesswood
Можете сами выбрать цвет шахмат,
время на выполнение хода, длительность игры. Или сайт установит все параметры
рандомно. На этой площадке – шахматы Фишера и классика. Сражайтесь с
компьютером или онлайн – в окне показываются и доступные «живые» игры.
Есть раздел с тренировками, новостями
шахматного спорта, статьи о шахматах, известных тренерах. В инструментах найдете
таблицы Налимова, с ними можно узнать, кто выиграет в партию (на доске – 4-6
фигур, включая королей). Для новичков – хорошая база с тренировками:
одноходовки, задачи на тактику, тренажер игры вслепую. Подобрали и видеоролики с
реальных турниров.
Шахматы для начинающих: простые тактические приемы
На самом деле шахматные комбинации включают в себя множество разных тактических приемов, поэтому мы рассмотрим лишь некоторые из них.
Отвлечение
Этот тактический прием направлен на то, чтобы отвлечь фигуру противника от защиты поля или выполнения какого-либо действия. Посмотрите на следующий рисунок:
Как видим, пока что преимущество у черных, так как у них есть лишняя фигура. Но расположены их фигуры не самым лучшим образом: ладья и слон на клетках e7 и g7 мешают королю свободно передвигаться, оставляя нам возможность для использования тактического приема.
Из белых фигур препятствием для черного короля может стать слон по диагонали a2-g8, а белый ферзь мог бы объявить королю мат, перейдя на g8, если бы не черный слон. Выходит, надо отвлекать вражеского слона:
- Ладьей захватываем черного коня, двигая фигуру с g5 на f6. Черный король оказывается под угрозой – ему объявлен шах:
- Слон оказывается отвлеченным. Противнику нужно сделать выбор: уводить короля или пускать слона в ход. Предположим, что он сделает ход королем на e8, тогда мы ладьей забираем черного слона (Лg7) и преимущество по фигурам остается у нас:
- Если же фигура короля останется на месте, а черный слон «съест» ферзя, перейдя на f6, то мы шагнем ладьей с g3 на g8, и черный король получит мат:
Перекрытие
Научиться хорошо играть поможет и данный прием: он используется, когда нужно создать препятствие по линии действия вражеской фигуры. Смотрим на исходную картину:
Белые могли бы забрать ладью противника на клетке f8, но она обеспечена защитой черного ферзя. Тут-то нам и понадобится перекрыть ход ферзю и оставить ладью без поддержки.
В перекрытии нам пригодится конь, которого следует передвинуть с e4 на f6:
Таким образом конь не только закрыл ладью от ферзя, но еще и объявил шах королю черных
В таком случае не важно, станет ли он отступать на поле h8, либо черная пешка на g7 заберет нашего коня, белый ферзь все равно объявит королю мат на клетке f8.
А если король черных шагнет на f7, тогда у белых появляется возможность забрать ферзя после следующей череды ходов: 1) фигура короля идет на f7; 2) белая ладья «съедает» черную ладью на f8, фигура короля отступает на g6; 3) конь белых переходит на d5, открывая ферзю путь к королю – это шах, и черный король отступает, забрав пешку на g5; 4) белая ладья переходит на f5, забирая ферзя соперника и объявляя шах королю, который ее забирает, перейдя на то же поле. Теперь белые легко смогут выйти победителями этой партии с помощью оставшегося у них белого ферзя.
Завлечение
Как отвлекать фигуры, мы уже узнали, теперь нужно научиться их завлекать – такой прием подойдет, когда нужно, чтобы фигура противника перешла на неудачное для себя поле.
На рисунке выше очевидно, что черные обладают преимуществом по фигурам, так как у них есть черный ферзь против белых коня и слона. Но белым может помочь то, что король соперника делит с ферзем общую диагональ, открывая путь к нанесению тактического удара.
- Передвигаем белого слона на d5, завлекая ферзя противника на это же поле.
- Ферзь переходит на d5, забирая слона, так как не может покинуть диагональ. Теперь можно сделать вилку белым конем и встать на e7:
- Под ударом оказывается и король соперника, и ферзь. Логично, что король черных отойдет на f7, и ферзь будет «съеден» конем, вставшим на d5. Теперь у сторон окажется по королю, равное количество пешек и один лишний конь у белых, что дает им возможность стать победителями этой партии: