Как бороться с невнимательностью ребёнка в школе
Содержание:
Тренировка внимания на работе
Свой рабочий день можно разнообразить приятными и полезными упражнениями, которые помогут отдохнуть, отвлечься от работы и настроиться на плодотворную трудовую деятельность. Заниматься можно в обычном офисе, дополнительное оборудование для этих упражнений не требуется:
Встав около двери и повернувшись лицом к помещению, осматривайте его в течение 10 секунд. Когда пойдете на обед, воспроизведите в памяти все объекты, которые удалось запомнить. Повторяйте это каждый день, запоминая все происходящие в кабинете изменения;
- Напишите на листке или напечатайте двадцать цифр. Попробуйте обнаружить в них последовательность из нескольких цифр, дающих в сумме 18. (Например: 52796528644584328879);
- Найдите два карандаша разного цвета. Взяв их по одному в каждую руку, попробуйте максимально точно нарисовать две геометрические фигуры: круг и треугольник. Делать это нужно обеими руками сразу, повторить не менее 10 раз. Упражнение полезно для развития моторики рук, а также концентрации внимания;
- В середине рабочего дня попытайтесь воспроизвести в памяти людей и предметы, увиденные вами утром. Пробуйте вспомнить мелкие детали: цвет галстука, украшения на коллеге, расположение предметов.
Концентрация внимания – попросту говоря, умение сосредотачивать внимание, когда это требуется. Человеку способному вовремя сконцентрировать внимание, не отвлекаясь на внешние факторы, легче идти по жизни и добиваться успехов. Развитие внимательности с помощью упражнений и специальных техник поможет повысить концентрацию внимания
Развитие внимательности с помощью упражнений и специальных техник поможет повысить концентрацию внимания.
Занимаясь важным делом, человек отвлекается на посторонние звуки, переключается на другое занятие, тем самым сбиваясь с нужного пути. Плохая концентрация и потеря внимательности может быть спровоцирована следующими факторами:
- недостаточный сон;
- неполноценное питание;
- включенный телевизор;
- шум транспорта;
- посторонние разговоры и действия;
- усталость;
- стресс и депрессия;
- лекарственное или алкогольное воздействие.
Чтобы исключить нарушение концентрации внимания во время работы, и обеспечить развитие концентрации оградите себя от перечисленных помех.
Советы
http-equiv=»Content-Type» content=»text/html;charset=UTF-8″>pan itemprop=»image» itemscope itemtype=»https://schema.org/ImageObject»>
Несколько приемов развития внимания способны придать вашей жизни новые краски, вывести вас на более высокий уровень в достижении жизненных целей. Не жалейте времени, экспериментируйте, попробуйте такие техники, как:
- Сердце розы
- Випассана
- Часы
Тренируйте память и медитируйте, развивайте силу воли и усложняйте задания, расставляйте приоритеты. Выполняйте различные упражнения, следите за своим здоровьем и питанием, организуйте и распланируйте свою жизнь — это поможет систематизировать усилия и направить их в нужное вам русло.
Стадии динамики внимательности
В психологии принято считать, что все процессы, происходящие в уме человека, имеют низкую и высокую значимость
Внимание тоже имеет свои уровни. Низший уровень – это непроизвольное внимание (непосредственное), а высший уровень – произвольное сосредоточение
Советский психолог Л. С. Выготский считал, что развитие сосредоточения непосредственно связано и с развитием поведенческой деятельности. Внимание развивается по такой схеме: от непосредственного к более серьезному, то есть идет переходная деятельность от непроизвольного внимания к произвольному.
При этом внимание развивается по разным направлениям неодинаково. Здесь все зависит от выбранной деятельности (учеба, профессиональные навыки и т
д.). Из этого же высказывания можно сделать вывод: внимание может развиваться естественным образом.
Существует прямое и навязанное развитие внимания. У этих двух факторов есть как общие черты, так и раздельные. В этом вопросе все объясняется просто
Естественное внимание развивается по мере развития мозга человека. Происходит постепенное накопление опыта, знаний и умений
Данный вид интеллектуальной деятельности – очень долгий процесс, поэтому он считается наиболее устойчивым. Когда внимание развивается неестественным (ускоренным) образом, то такой процесс является менее устойчивым, так как при его осуществлении требуется закрепление полученных знаний. Ускоренная деятельность по развитию внимания осуществляется при помощи различных упражнений.
Для процесса навязанного развития интеллекта человеку требуется меньше времени. Однако все упражнения и специальные занятия должны обязательно подкрепляться жизненным опытом. Когда эти два фактора начнут работать вместе, тогда осуществление развития внимания станет успешным занятием. Нужно учесть, что процесс развития внимания, в том числе и у маленького ребенка, было бы невозможно осуществить без речевых навыков, без подражания поведению других людей и без хороших умственных способностей.
Учтите: специалисты начали изучать процесс развития внимания относительно недавно
Раньше многие ученые были уверены, что развивать внимание у детей не стоит. И только в XX веке были получены первые разработки по развитию внимания у детей и взрослых
Большой вклад в развитие вышеуказанного процесса внес известный психолог Л. Выготский, который после разработки стратегии развития общей теории о познавательных процессах человека начал изучать вышеприведенную проблему.
Стало понятно, что процесс развития произвольного внимания у детей начинает идти хорошо только тогда, когда ребенок начинает заниматься познавательной и учебной деятельностью. Особенно хорошо такой процесс развивается, когда ребенок идет в школу и приступает к занятиям по разным предметам.
К 10 годам процесс сосредоточения вызывают эмоционально-нейтральные раздражители, и он приобретает более качественный характер. А в 12-14 лет у детей начинается переходный период (перестройка организма), который снижает характеристики внимательности. Из-за переходного периода у ребенка наступает быстрая утомляемость при осуществлении интеллектуальной деятельности. Все это происходит из-за снижения коркового контроля. К концу подросткового возраста все налаживается. Л. С. Выготский определил время, когда происходят определенные этапы коррекции внимания:
1-й этап – это управление сознанием ребенка со стороны взрослых;
2-й этап – это становление ребенка как субъекта, теперь он может обращать внимание взрослых на свои нужды;
3-я стадия подразумевает способы управления своим сознанием и поведением, которые ребенок перенял от взрослых;
4-я стадия подразумевает управление ребенка своим же вниманием.
Развитие внимания у детей и дошкольников
Рекомендации по развитию внимания у детей предполагают проведение еженедельных тренингов. Ведь умственные функции у них находятся в стадии формирования. Коррекционное занятие или тренировка применяются по отношению к самым разным свойствам и видам внимания. Научиться сосредотачиваться и переключаться помогут следующие приемы.
Информацию лучше подавать в игровой форме, стараясь заинтересовать ребенка.
Приемы развития внимания ставят целью доводить дела до конца, для чего нужно мотивировать детей на такое выполнение работы.
Логическое мышление тренируется посредством интересных заданий, вопросов.
Действия, направленные на развитие внимания, должны сопровождаться объяснением важности процесса. Следует объяснять, что при наличии сосредоточенности письмо (буквы и цифры) приобретает аккуратность. Любое действие получается лучше, если не отвлекаться.
Нужно просить ребенка прослушивать истории, после чего он будет рассказывать то, что запомнил.
Любое действие получается лучше, если не отвлекаться.
Нужно просить ребенка прослушивать истории, после чего он будет рассказывать то, что запомнил.
Такие рекомендации по развитию внимания учат аккуратности и вырабатывают способность правильно сосредотачиваться. Для детей до 6 лет придуманы различные таблицы, задания. К примеру, требуется дорисовать недостающее на картинке или соединить предметы. Приемы развития внимания отражены в пособиях для детей Елены Бортниковой. Даются задания дополнить ряд геометрических фигур, поняв закономерности. Или воспроизвести целое из половины — дорисовать недостающую часть картинки, найти отличия в двух изображениях.
Некоторые способы развития внимания не нуждаются в предварительной подготовке. Тренироваться можно на прогулке. Бросая ребенку мяч, произносим съедобные и несъедобные предметы. В первом случае малыш ловит его, во втором — отбрасывает. Развитие зрительного внимания происходит, если попросить рассказать увиденное на незнакомом маршруте прогулки. Ежедневно занимаясь, можно достичь значительных успехов.
Причины невнимательности школьников
Важно понять, что именно мешает вашему ребёнку сосредоточиться на учёбе. Отыскав и устранив эту проблему, вы поможете ему победить невнимательность в школе и улучшить успеваемость
Перечислим несколько частых причин рассеянности у детей.
Причина 1: высокие нагрузки
Стремясь дать ребёнку максимально полное и разностороннее образование, родители порой буквально заваливают детей учёбой, а также записывают их в многочисленные кружки, клубы и секции. Высокие учебные и дополнительные нагрузки и недостаток сна вызывают рассеянность и снижение успеваемости.
Решение: распределяйте нагрузку грамотно. Помните, что ребёнок должен спать не менее 7-8 часов в сутки и посвящать достаточно времени отдыху и развлечениям. Для этого сформируйте для вашего школьника гармоничный режим дня.
Чтобы избежать переутомления, ребёнку необходимо регулярно делать паузы во время занятий. Одной из эффективных техник поддержки концентрации во время учёбы является «», позволяющий чередовать работу и отдых.
Причина 2: отсутствие мотивации
Если ребёнку скучно на уроке, он попытается развлечь себя, смотря в окно или экран гаджета, болтая с одноклассниками или просто витая в собственных мыслях.
Решение: лучший способ привлечь внимание к учёбе — сделать её интересной. Выбор эффективной мотивации зависит от индивидуальных особенностей ребёнка — его возраста, типа мышления и интересов
Невнимательность детей в начальной школе чаще всего можно победить, разнообразив учебный процесс и введя в него элементы игры. Подростку прежде всего необходимо понимание, какую пользу принесут ему полученные знания.
Причина 3: слабое здоровье
Если ребёнок редко бывает на улице, не получает достаточно физических нагрузок и здорового питания, его способности к концентрации и устойчивости внимания могут снизиться.
Решение: укрепляйте здоровье ребёнка, обеспечив его сбалансированным питанием с необходимыми витаминами и микроэлементами. Особенно полезны для улучшения внимания витамины группы B. Для хорошего мозгового кровообращения ребёнку нужно регулярно бывать на свежем воздухе. Занятия спортом положительно сказываются и на внимательности, и на общем состоянии организма. Подберите ребёнку спортивную секцию исходя из его способностей и интересов.
Причина 4: обстановка дома
Если дома школьник постоянно вынужден отвлекаться на семейные ссоры, требования родственников или просто громко работающий телевизор, ему сложно сконцентрироваться на учебном процессе.
Решение: постарайтесь создать ребёнку оптимальные условия для учёбы. Прежде всего, ему необходимо удобно обустроенное рабочее место и отсутствие внешних раздражителей хотя бы на тот период времени, когда он занят подготовкой к занятиям.
Отрицательно сказывается на внимательности и рост психоэмоционального напряжения, вызванный возрастными кризисами, конфликтами, неуверенностью в себе, гиперопекой, болезнями (как физическими, так и неврологическими) и страхами. В этих случаях ребёнку может потребоваться помощь специалиста.
Причина 5: СДВГ
В отдельных случаях причиной невнимательности ребёнка может стать специфика развития психики, называемая синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ).
Обращаться за медицинской помощью стоит лишь в тех случаях, если ребёнок:
- не воспринимает устную речь,
- не может последовательно выполнять задачу,
- часто теряет вещи,
- часто совершает непроизвольные физические действия и издаёт тревожные звуки,
- не может ждать.
Даже при наличии этих признаков, точную причину такого поведения может назвать только врач — это может быть как педагогическая запущенность, так и неврологические проблемы.
Дети с СДВГ очень подвижны, но быстро утомляются, им сложно долго удерживать внимание на одном деле и вести себя в рамках строгих школьных правил. Это связано с особенностями строения их нервной системы, так что перевоспитать ребёнка с СДВГ невозможно
Однако его проблемы с вниманием можно скорректировать при помощи грамотной работы педагогов и родителей.
<<Блок перелинковки>>
Зачем это нужно?
Слово «внимательный» происходит от слова «внимательность». Последняя форма слова в целом означает избирательное восприятие к тому или иному объекту, к какой-либо информации. Стать внимательным – это замедлить свою деятельность и начать медленно воспринимать информацию. Данный термин противопоставлен словам поспешность или многозадачность. Если человек внимательно изучает какую либо проблему, он становится медлительным, так как его сознание сосредоточено только на этой проблеме.
Кроме того, данный фактор поможет:
не отвлекаться на пустяки;
обратить внимание на лучший вариант, если вам нужно сделать какой-либо выбор;
изучить как можно больше информации;
воспользоваться нужной информацией тогда, когда ее необходимо воспроизвести в памяти;
сохранить спокойствие, если наступит стрессовая ситуация;
перестать расстраиваться из-за чего-то ненужного и лишнего;
услышать или увидеть то, что другие не услышат и не увидят;
стать терпеливым;
научится обращать внимание на окружающих людей;
научится общаться правильным образом с людьми;
почувствовать свою значимость;
стать нужным и счастливым.
Возьмите на заметку: внимательный человек, как правило, знает больше других. Он является думающим человеком, так как его мыслительная деятельность постоянно анализирует ту или иную информацию. Поэтому к такой персоне люди всегда обращаются за помощью и получают ее. А это значит, что данная личность чувствует свою независимость и значимость.
Как улучшить концентрацию внимания
Способность фокусироваться на проблеме, как правило, зависит от трех основных факторов:
- Окружение: удобство, отсутствие раздражителей, предметы обстановки;
- Питание: достаточное количество воды, обязательно завтрак, прогулки (насыщение мозга кислородом);
- Образ мышления: фокусирование только на одном деле, расстановка приоритетов, чередование простых и сложных задач.
Существует множество приемов и методик, позволяющих добиться прекрасных результатов в повышении способности концентрироваться. Испробуйте несколько, чтобы выбрать самую эффективную в вашем случае.
Наблюдайте за собой
Самый начальный этап — проведение анализа своего поведения.
Когда вы не можете решить какую-либо задачу, попробуйте «выйти из себя» и понаблюдать со стороны за своими действиями: часто взгляд стороннего человека может увидеть то, что нам самим не видно.
БАДы для улучшения памяти и работы мозга
Фенотропил для улучшения памяти
Брейн Бустер для усиления вашей памяти
мешают вам сосредоточиться
Если вам тяжело сделать это сразу, выберите человека, который достиг высоких результатов в определенной области, и постарайтесь проанализировать и перенять его приемы.
Соберитесь с мыслями
Реально оцените свои возможности и степень желания решить проблему. После этого постарайтесь найти оптимальные пути осуществления своих замыслов и начинайте действовать.
Планируйте
А это уже немалый стимул для реализации замыслов. Постарайтесь составить план как можно более подробно, с детализацией задач и этапов. Важным пунктом является также указание временных рамок. Ведь наш мозг привык экономить ресурсы и будет всеми силами сопротивляться повышению нагрузки.
Однако если временные рамки ограничены, то для ощущения «все идет как надо» вы будете вынуждены их придерживаться. Чаще заглядывайте в свой план — это поможет держать в голове поставленную задачу.
Не переутомляйтесь
Стараясь решить свою проблему, внимательно следите за нагрузками: даже обладатели железного здоровья не в силах эффективно заниматься умственной работой 24 часа в сутки. Поэтому расставьте приоритеты и планируйте только такой объем, который сможете выполнить без ущерба для здоровья и качества поставленной задачи.
Если вы решите, что способны на большее, постепенно повышайте нагрузки, однако это решение должно быть обоснованным.
Проверьте, сколько заданий вы запланировали и сколько успешно выполнили. Если показатели не совпадают, следует снизить нагрузку.
Высыпайтесь
Методики развития внимания предусматривают такие способы, как полная концентрация на поставленной задаче и минимальное отвлечение на посторонние факторы. Иногда это влечет за собой переутомление и плохое самочувствие.
Делайте паузы
Смена рода занятий дает отдых мозгу, после которого его способность к концентрации повышается. Делайте короткие перерывы (5-15 минут) через определенные промежутки времени. Используйте их для прогулок, принятия душа или коротких разговоров, гимнастики для тела или глаз — главное, чтобы ваш мозг получил передышку.
Устанавливайте цели
Важная составляющая при решении любой задачи — определение цели. Если такая цель определена, то для ее реализации достаточно разбить путь на этапы и решать задачу постепенно (при долговременной задаче). Когда же усилия прикладываются бессистемно, то происходит распыление энергетических ресурсов, а цель так и остается нереализованной.
Проводите время на природе
Если вы не знаете, как улучшить внимательность во время интенсивной работы, просто выйдите на пешую прогулку — причем постарайтесь это сделать в парке или сквере, а не на городских улицах, где полно сторонних раздражителей. Вы восстановите свой «умственный резервуар» и попутно насытите его кислородом.
Делайте упражнения на внимание
Таких упражнений придумано множество, самые простые из них:
- Рассмотрите какой-нибудь предмет из своего окружения, а затем, закрыв глаза, постарайтесь описать все детали, которые запомнили. Во второй раз попробуйте запомнить больше мелочей. Хороший результат — 9 деталей с первого раза;
- Максимальной концентрации на одном предмете (или образе) можно добиться, рассматривая этот предмет или думая о нем в течение 5 минут. Отвлекаться на посторонние мысли нельзя, а при достижении результата следует постепенно увеличивать время концентрации.
Упражнения повышенной сложности позволят ускорить процесс развития концентрации:
Правой и левой рукой попробуйте рисовать разные фигуры одновременно. Например, круги и треугольники. У фигур должна быть максимально сохранена форма. Если получится нарисовать более 5 фигур за минуту, то результат прекрасный.
Лекарственные препараты
Как увеличить свою концентрацию? Есть несколько эффективных аптечных средств, у которых почти нет побочных реакций или они незначительны.
- Глицин – популярный препарат, особенно среди студентов. Он избавляет от стресса и повышенного нервного возбуждения, улучшает работоспособность мозга.
- Витрум мемори рекомендуется принимать при ухудшении интеллектуальных способностей и внимания. Это растительное лекарство питает мозг кислородом, усиливая кровообращение в данном органе.
- Ундевит – драже на основе комплекса витаминов A, B, C, E, P, производит разносторонний эффект.
- Аминалон восстанавливает нервные процессы и выводит из организма токсины, которые формируются в головном мозге.
- Билобил рекомендован при бессоннице и снижении интеллекта, а также для избавления от страха и тревоги. Препарат улучшает питание мозга кислородом.
- Интеллан – растительный препарат, полезный при депрессии, снижении интеллектуальных возможностей и забывчивости.
- Гинкго билоба рекомендуется для памяти и внимания, при бессоннице и головокружениях.
Простые упражнения развития памяти
Ответ на вопрос о том, как развить память у взрослого человека, лежит в области постоянного ее совершенствования. Это же касается внимания и интеллекта. В основе тренировок памяти лежат следующие закономерности:
- интерес к запоминаемому объекту и его значимость;
- погружение в информацию, сосредоточенность и концентрация внимания;
- последовательное воспроизведение, постепенное запоминание.
Неоценимую помощь в развитии памяти оказывают интеллектуальные игровые задания для взрослых
Выполнять их несложно, важно делать это регулярно, а не от случая к случаю. Вот некоторые из них
- Назовите пару слов, к каждому из них должны подходить, например, такие прилагательные: съедобный, белый, мягкий.
- Выложите на поверхность стола несколько костяшек домино. Внимательно в продолжение 10 секунд посмотрите на них. Отвернитесь и назовите общую сумму на костяшках.
- Человек обычно сам в состоянии придумывать упражнения по развитию памяти и тесно связанного с ней внимания. Например, понюхайте разные вещи: духи, цветы, блюда или другие предметы. Сравните запахи между собой, постарайтесь описать их словами.
- Во время приема пищи не торопитесь. Посмакуйте любимое блюдо или напиток, ощутите вкус. Если делать это постоянно, то происходит запоминание того, что ешь. Память сохранит вкус употребляемых продуктов и это впоследствии станет одним из многочисленных воспоминаний. Эффективным упражнением является дегустация вин, однако усердствовать в его выполнении не стоит.
- Прислушайтесь к окружающим звукам, постарайтесь проанализировать их. К примеру, можно определять музыкальные инструменты, слушая симфонический или духовой оркестр. Если услышите вдалеке звучание песни, то постарайтесь разобрать доносящиеся слова.
- Тренируйте память, запоминая человеческие лица, часто встречающиеся на пути. При рассматривании отмечайте нечто особенное, доминирующее во внешности: губы, нос, глаза, пышную шевелюру и т. д. Однако делайте это ненавязчиво, не привлекая внимания человека.
- Находясь в дороге, наблюдайте за происходящим, не цепляясь на посторонние мысли. После этого, закрыв глаза, постарайтесь припомнить то, что увидели и услышали.
- Заучивайте любимые стихотворения, крылатые выражения, медленно читая, выделяя в них значимые слова, воссоздавая образы в своем сознании.
- Запоминайте номера телефонов, тренируя память на цифры. Добавьте сюда образное мышление, ассоциируя цифру с чем-то: 1 – со спичкой, 2 – с лебедем и так далее.
- Закройте глаза и мысленно воспроизведите страничку рабочего блокнота, не забывая о сокращениях и помарках. Спустя неделю можно порадоваться успехам своей памяти.
Отличная память — большое преимущество человека любого возраста, помогающее и в повседневной жизни, и в успешной работе. Однако развивать ее взрослым людям нужно постоянно.
Как часто нужны тренировки?
Поднять уровень своего внимания должен каждый сознательный человек. Детям в этом процессе должны помогать взрослые. Пусть это занятие станет для вас одним из важнейших направлений в развитии
Поэтому тренируйте внимание всегда и везде. Например, вы идете с ребенком по дороге в магазин или в парк
Попросите ваше чадо обратить внимание на окружающие предметы: деревья, бордюры, заборы, здания. Пусть ваш ребенок учится запоминать каждую мелочь: цвет, состав, количество, качество материала. Например, вы увидели бетонный забор зеленого цвета или вы прошли мимо магазина, стены которого были абсолютно прозрачными.
Задайте ребенку направляющие вопросы: «Забор был прозрачный?» или «Что ты увидел за прозрачными стенами магазина?» и т. д. Такие вопросы дадут толчок, и умственная деятельность заработает в полную силу. Помните: специальные упражнения очень хорошо повышают внимательность, но когда она вырабатывается непосредственным путем, эффект только усиливается. Учтите, что во время сна мозг человека всегда закрепляет ту информацию, которую он получил ранее.
В следующем видео вас ждет интересное упражнение для развития внимания при работе с информацией.
Заключение
Теперь вы знаете, как тренировать внимательность. В этой статье описано все, что необходимо для развития внимания: и теория, и реальные упражнения. Главное – все дисциплинированно выполнять. Способность к концентрации очень тесно связана с самодисциплиной, поэтому сам факт, что вы будете систематично тренироваться, уже будет развивать способность к концентрации.
А вообще, по жизни необходима осознанность – умение находиться здесь и сейчас. Этот навык лучше всего тренирует медитация. Поверьте, будет куча ситуаций в жизни, когда осознанность пригодится. Просто берите и практикуйтесь дважды в день по 20 минут. И внедряйте навыки в повседневную жизнь.