Что такое виды мышления

Работы и их содержание: любопытные аспекты

Рассматривая в качестве средства мышления язык, Выготский потратил немало времени, наблюдая за обезьянами. В рамках экспериментов удалось выявить тот факт, что генетический уровень происхождения рассматриваемых явлений отличается, и процессы развития протекали независимо один от другого. Выготский установил, что в периоды развития истории соотношение мыслительного процесса и речи менялось, некоторого постоянного, стабильного значения не существует. Также он заметил, что обезьяны, сходные с человеком, проявляют интеллектуальные реакции лишь применительно к орудиям, но не показывают связи между общением и размышлениями. Удалось выявить фазы, предшествующие формированию интеллекта у животных и способности общаться вслух.

На основании наблюдений были сформулированы выводы, посвященные двум вариантам проявления речи в человеческом социуме. Первый, определенный Выготским, – общение. Способ предполагает озвучивание того, что человек думает, с участием во взаимодействии нескольких персон, передающих друг другу некоторые сведения. Второй тип речевого проявления – это объединение того, кто слушает, с тем, кто произносит. При этом словесная мысленная форма превращается в средство мышления. Такое разделение позволяет выделить внешний, внутренний речевые форматы. В первом случае мысль отражается лексическими оборотами и подчиняется структурам языка, во втором случае речь идет о придании некоего смысла конкретной мысли. Выготский, формулируя такие заключения, считает внешний речевой формат начинающимся от использования слова с постепенным применением все более развернутых и сложных структур. Внутренний прогрессирует от целого к некоторому аспекту, от мысли – к конкретному слову.

Виды и их характеристики

Психологи обычно разделяют мышление на три класса мышления:

  • наглядно-действенное;
  • наглядно-образное;
  • словесно-логическое.

Наглядно-действенное подразумевает, что человек наблюдает за реальными предметами, животными, людьми и постигает взаимоотношения между ними в конкретной сложившейся ситуации.

Наглядно-образное предполагает создание представлений о некой ситуации или образах. То есть человек использует наглядные изображения через их образные представления.

Словесно-логическое предполагает применение логических знаний о том или ином событии, предмете, существе. И таким образом человек постигает существенные закономерности и ненаблюдаемые взаимосвязи реальных событий или объектов.

Кроме этого, мышление делится на наглядное и вербальное, то есть кому-то проще один раз увидеть, другому достаточно это услышать

Еще оно делится на практическое и теоретическое, то есть кому-то «закон не писан», он ищет всевозможные способы решить ту или иную задачу, другим важно исполнение норм и правил, которые сами они и разрабатывают

Следующие антиподы связаны с интуитивным и аналитическим мышлением. Первое протекает быстро, не разделено на отдельные четкие этапы, мало осознаваемо. Второе – длительно по времени, разделено на четкие этапы, конкретно представлено в голове человека.

Но к какому бы типу ни относилось ваше мышление, важно уметь запускать в своей голове процесс сравнения, он помогает найти схожие и отличные свойства предметов, ситуаций, что в последующем непременно поможет решить поставленную задачу. Еще две неотъемлемых части мыслительного процесса – это анализ и синтез. На первый взгляд это противоположные понятия, первое предполагает для лучшего понимания деление чего-то целого на части, второе же, наоборот, позволяет переходить от частного к общему

Но для мышления важны оба процесса – любая здравая деятельность мысли должна быть именно аналитико-синтезированной

На первый взгляд это противоположные понятия, первое предполагает для лучшего понимания деление чего-то целого на части, второе же, наоборот, позволяет переходить от частного к общему. Но для мышления важны оба процесса – любая здравая деятельность мысли должна быть именно аналитико-синтезированной

Еще две неотъемлемых части мыслительного процесса – это анализ и синтез. На первый взгляд это противоположные понятия, первое предполагает для лучшего понимания деление чего-то целого на части, второе же, наоборот, позволяет переходить от частного к общему. Но для мышления важны оба процесса – любая здравая деятельность мысли должна быть именно аналитико-синтезированной.

Хотя с другой стороны процесс мышления сугубо личный, и нередко он зависит от характера человека. У одних мышление бодрое, у других – ленивое. Кто мыслит рассудительно, кто импульсивно. Так же его делят на женское и мужское, цивилизованное и диковатое, гибкое и прямолинейное. Да и происходит оно на разных уровнях.

Одни мысли роятся в глубине нашего сознания, другие на поверхности, третьи остаются где-то в середине, там чаще всего находятся те, что появились благодаря стереотипам, которые нас окружают. Наружу вырываются самые разные, но чаще всего – контролируемые и хорошо осознаваемые мысли. А вот в самом дальнем уголке скрывается то, что появилось у нас практически бессознательно. Это – база, на которой потом начинают основываться все наши последующие мыслительные процессы.

И при этом не любое мышление помогает жить. Иногда оно может мешать. Порой нужно действовать быстро, полагаясь на собственный опыт, выработанные годами рефлексы, а мыслительный процесс тормозит простое решение важных задач. В категорию «вредных» мыслей также относятся ненужные, негативные, и конечно, назойливые. Вот им совсем не место в нашей голове и от них следует избавляться.

Свойства

Мышление как психический процесс имеет несколько основных свойств.

1. Опосредованный характер – все, что люди не видят непосредственно, они могут понять косвенно, через накопленный ими опыт или через те знания, которые они уже получили раньше. Например, посмотрите на любой автомобиль. Снаружи видны только внешние черты транспортного средства. Но если подумаете, то легко можно представить, что у машины находится под капотом: двигатель, аккумулятор, расширительный бачок, фильтры и прочие элементы.

Или представьте себе известную русскую игрушку матрешку. Не видно, что внутри большой фигуры находится средняя, в ней – меньшая и в итоге – самая маленькая, но все мы знаем, что именно так и есть. Этот процесс психология иначе называет опосредованное познание.

2. Обобщенность – человек познает окружающую среду с помощью обобщенных представлений о тех или иных явлениях и объектах. Общее существует в целом, а проявляется в каждом конкретном объекте. Люди могут выражать то, что им известно о тех или иных явлениях или предметах, с помощью языка. Посредством слов можно обобщить множество явлений.

Например, деревья, города, материки, законы и пр. В каждой из этих категорий имеется множество отдельных объектов, но все они имеют общие свойства, на основании которых люди объединили их в определенные группы. Представьте себе, что человек видит незнакомое дерево. Он не знает, как оно называется, но по определенным внешним признакам точно понимает, что это именно дерево.

Рекомендуем: Интеллект — это

Процессы мышления всегда имеют какие-то результаты. Они фиксируются людьми в виде понятий, которые появляются на основании рассуждений. Если говорить о том, что такое понятие, нужно отметить, что оно есть не что иное, как высшая ступень познания.

Мышление человека отображается в облике суждений, каждое из которых представляет собой отдельную мысль человека о чем-нибудь. Если представить этапность мышления как последовательную цепочку, то получится рассуждение. Когда оно несет практическую пользу или вывод, то в таком случае его называют умозаключением.

Что это такое?

Мышлением именуют активный познавательный процесс, который проявляется в опосредованном и обобщённом отражении объективного мира.

В психологии существует следующее определение: мышлением называется совокупность мыслительных работ, включающих восприятие, внимание, образование ассоциативных цепочек, рассуждения, умозаключения. Умственная деятельность является одним из высших проявлений психического процесса личности и представляет собой внутреннюю систему моделирования закономерностей, существующих в мире, возможность прогнозирования различных вариантов развития событий, анализа и аккумуляции своеобразной истины

Во время умственного акта задействованы эмоционально-волевые стороны индивида. Они проявляются в виде мотивов и побуждений, во имя которых субъект готов размышлять, рассуждать, искать пути решения проблем. Обществознание считает мыслительный процесс сложным социально-историческим явлением, совершенствование которого связано с увеличением абстрагирования и обобщения.

В философии рассматривается соотношение материи и мыслительного акта. Это значит, что философия ищет возможности и пути познания окружающей среды через мышление, которое неразрывно связано с трудовой и речевой деятельностями, потому что отражение различных отношений между понятиями осуществляется в словесной форме. Язык, мышление и культура настолько тесно переплетены, что функционировать друг без друга не могут.

Главной особенностью умственной деятельности является способность человека мыслить и решать те или иные задачи, возникшие во время познания или практической деятельности. С этой целью личность прибегает к применению законов, правил, понятий. Культура мышления зависит от степени овладения личностью приёмами и нормами умственного процесса, а также от умения чётко формулировать проблемы, находить эффективные пути их решения, делать обоснованные выводы.

Мыслительному процессу присущи некоторые особенности:

  • он носит опосредованный характер: при установлении связи и отношений между предметами и явлениями личность опирается на собственные ощущения и восприятия, а также на свой опыт;
  • в процессе умственной работы субъект использует существующие знания об общих положениях и закономерностях действительности;
  • человек имеет свойство представлять отражение связей и отношений между явлениями отвлечённо и обобщённо;
  • мышление находится в неразрывном единстве с языком и культурой;
  • умственная работа опирается на общественную практику индивида и его труд.

Способы развития мышления

Формирование словесно-логического мышления позволяет сохранять память и интеллект в тонусе.

Вот несколько простых упражнений, для выполнения которых потребуется таймер, бумага, ручка и желание:

  1. Написание слов на заданную букву. Для этого выберите одну или две буквы и напишите максимальное количество слов, начинающихся с этой буквы за две минуты.
  2. Отражай слова. Выбрав несколько словосочетаний, прочитайте их наоборот. Пример: трава зеленела (аленелез аварт).
  3. Найди лишнее. В представленном ряде слов, исключайте лишние. Данные ряды можно найти в соответствующих руководствах. Пример: Иванов, Петров, Андреев, Сидорова, Игнат, Дмитриев, Павлович.

Эти упражнения подходят для всей семьи, время их выполнения можно увеличивать, переходя от простого к сложному.

Свойства мыслительной деятельности

Наиболее развитая ступень генерирования мыслей – это мышление ассоциативное, абстрактное, или, как его еще иначе называют, творческое мышление. Но его используют отнюдь не всегда. Например, для решения бытовых проблем применяется мышление логическое, а для создания произведений искусства – именно творческое.

Мышление и деятельность человека между собой взаимосвязаны. Мыслительная деятельность по своему содержанию делится на научную, творческую и практическую. Классификация видов мышления происходит также в зависимости от его глубины. На этом основании выделяют теоретическое и эмпирическое мышление. Последний тип строится на основе опыта, и если рассмотреть этапы развития мышления, он – самый низший.

Рекомендуем: Абстрактное мышление — что это такое?

В свою очередь логическое мышление имеет более сложную структуру и направлено на решение самых разнообразных задач. Для него характерны соотношение интеллекта и воли, а также особенностей психики человека. Практический образ мышления связан с тем, как люди умеют вырабатывать планы, ставить цели, а также систематизировать разные понятия.

Аналитическое мышление неразрывно связно с практикой и основывается на предыдущих знаниях, а результатом его является создание теорий, построение закономерностей и обобщение опыта.

Стоит несколько слов сказать о таком понятии, как свойства мышления. Их существует несколько: логичность, направленность, объективность или субъективность, развитость или неразвитость и т.п.

Характерные черты

Необходимо сказать, что наше восприятие мира и его явлений определяется через тот объем знаний, который мы уже имеем. Процесс сравнения между собой различных предметов и явлений – это, можно сказать, именно то, что называют мышлением.

Цели мыслительного процесса – проанализировать и определить связи и свойства новых предметов и явлений, найти решения задач и сформировать новые мысли. Таким образом, познания и умозаключения – то, что дает человеку мышление.

Если взять природу мышления, то оно определяется причинно-следственными связями. Также оно связано с нашей памятью. Ведь благодаря ей мы можем анализировать объемы информации и создавать что-то новое в результате мыслительной деятельности. Именно причинно-следственный тип мышления – это основная способность людей, которая позволяет изучать новое. Однако следует также отметить, что зачастую мы мыслим шаблонами. Но для эффективного изучения окружающей действительности существуют и другие типы мышления.

Как развить абстрактное мышление

Швейцарский психолог Жан Пиаже утверждал , что абстрактное мышление формируется в человеке в самую последнюю очередь — в возрасте от 11 до 16 лет. У одаренных детей раньше. При этом часть абстрактного мышления доступна детям, даже если они не могут выстраивать сложные логические цепочки. Например, такие дети делают абстрактные выводы о добре и зле на основе сказок.

Часть психологов утверждают, что абстрактное мышление — не естественная стадия развития. Абстрактное мышление не относится к основным способностям человека, а формируется на почве набранных знаний, опыта и окружающей культуры. При этом абстрактное мышление возможно развить и во взрослом возрасте. Такая работа улучшит креативность и творческую сторону сознания.

Какие навыки развивать у ребенка и как это поможет в будущем

Вот несколько способов развить абстрактное мышление.

Решайте головоломки. Пазлы и логические задачи помогут найти неожиданные решения.

Исследуйте оптические иллюзии. Смотрите на вещи под разными ракурсами.

Импровизируйте. Запишитесь в импровизационный театр или создайте такой в кругу друзей. Импровизация развивает воображение и помогает мыслить абстрактно.

Делайте поделки. Исследование PNAS доказывает, что декоративно-прикладное искусство развивает креативность у людей из инженерных, математических и технологических областей.

Если у вас есть дети, займитесь поделками вместе. Например, сделайте гоночные болиды из пластиковых бутылок и катушек от ниток. Посмотрите, как организовать такое обучение дома:

Очумелые ручки: как организовать обучение детей на дому

Играйте со словесными оборотами. Метафоры, сравнения и аналогии стимулируют абстрактное мышление. Подумайте, как называть предметы по-другому. Например, вместо зеленой стены представьте стену цвета кактуса или мха.

Придумывайте ассоциации. Начните с одного слова и по цепочке выстраивайте линию ассоциаций с каждым последующим. Здание → дом → уют → семья → счастье. Упражнение укрепит умение искать неожиданные связи между предметами и понятиями.

Интуиция

Феномен мышления на основе интуиции удачно охарактеризовал Эдгар По: «Дар обнаруживать ценные вещи, которые и не искал». Он подчеркивал, что многие великие открытия были сделаны непредсказуемо, благодаря случайностям и неожиданным событиям.

Мыслительная деятельность всегда была связана с его величеством случаем. Интуитивные виды мышления в психологии, примеры которых известны нам по Закону Фарадея, открытию радиоактивности супругами Кюри, способствовали многим интересным открытиям.

Случай не все определяет в мышлении. Даже интуитивные озарения имеют свои корни. Как считают ученые – специалисты в разных областях, случайности способствуют подготовленному уму. Например, не всякий человек, сидящий под яблоней и наблюдающий за падением плодов, сформулировал бы Закон всемирного тяготения, а исключительно И. Ньютон. Над решением проблемы тяготения он долго работал.

Существует гипотеза о том, что доминирование интуиции или логики в мышлении обусловлено генетически. По мнению ученых, люди с ведущим правым полушарием больше применяют интуицию, а с левым – логику.

Типы экономического мышления

Экономика – это та отрасль жизни человека, с которой каждый сталкивается. Ежедневно узнавая что-то из повседневной практики, личность формирует собственные ориентиры, которые касаются хозяйственной деятельности. Так постепенно формируется экономическое мышление.

Обыденный тип мышления имеет субъективный характер. Индивидуальные экономические познания не столь углубленные и не способны предотвратить промахи и ошибки. Обыденное экономическое мышление основывается на односторонних и отрывочных познаниях в этой отрасли. Вследствие этого возможно восприятие части какого-либо события как единого целого или случайного явления – как постоянного и неизменного.

Напротив обыденного стоит научное экономическое мышление. Человек, владеющий им, знает способы рациональной и научно-обоснованной экономической деятельности. Рассуждения такой личности не зависят от чьего-либо мнения, она способна определить объективную истину ситуации. Научное экономичное мышление охватывает всю поверхность событий, отражая экономику во всесторонней целостности.

Зачем нужно развитие этих навыков

Такой тип начинает свое становление у ребенка с ранних лет. Каждый малыш любил в детстве фантазировать и мечтать, представляя то, что вряд ли произойдет. Это и есть то самое мышление, когда мы абстрагировались от реальности.

В школе такое умение способствовало изучению точных областей наук (той же самой геометрии). В университете способность также пригодилась при решении многочисленных абстрактных задачек. И наконец, на работе мы распределяем обязанности, группируем их по конкретным признакам, справляемся с трудностями и даже зачастую отыскиваем между ними некую связь. То же самое мы делаем, когда раздумываем о смысле собственной жизни.

Сфер, где главную роль играет это свойство, довольно много. Это и философское учение, и писательское дело, и психология. Плюсом является и то, что мы можем мечтать, планировать будущее, вести беседы о религии или шутить. И этот список можно продолжать бесконечно.

Такие размышления позволяют нам оставаться развитыми и разумными. Мы видим то, чего формально не существует, и умеем изучать явления реальности. Поэтому значение этого совершенствования трудно переоценить – так мы повышаем интеллект, достигаем успехов как на работе, так и в личной жизнедеятельности и используем для этого несложные методы.

Типы логических операций

Для начала нужно определить: что такое типы логических операций. Принято считать, что данный фактор относится к умственным действиям, которые сочетаются с понятиями. При этом сочетании люди могут получать новые знания и приходить к истинным заключениям. Рассмотрим нижеприведенные формы более подробно.

Сравнение

При помощи данной логической операции разные объекты сравниваются между собой. После этого определяется истина, которая заключается в следующих пунктах:

  • что может быть общего между объектами;
  • чем они отличаются друг от друга.

В результате получаются два направления: общие черты и черты различия. Данное действие можно увидеть на примерах. Вот один из них. Перед вами положили три овоща: морковь, картофель и свеклу. Вам необходимо найти между ними разницу, а также определить некоторую схожесть. Естественно, морковь будет отличаться по цвету и по форме от других овощей. В другом случае между свеклой и картофелем можно найти общие сходства. Данные корнеплоды имеют округлую форму. Если рассуждать и дальше, то можно найти еще несколько общих черт и черт, которые говорят о различии.

Абстракция

Данный вид операции позволяет выделить некоторое индивидуальное свойство предмета или объекта. Данное свойство находится в независимом положении, в отличие от других рядом существующих объектов. Например, любой объект имеет форму, цвет, свойства. Однако данные критерии не могут существовать без самого объекта. Тем не менее, точные науки позволяют при помощи абстрагирования изучать вышеперечисленные критерии отдельно от самого объекта.

Обобщение

Данный вид логической операции позволяет объединить и перенести определенное утверждение на другие объекты. Их может быть очень много или только два. Так, обобщение не конкретизирует, а объединяет объекты по определенным направлениям. Лучше всего это будет видно на примере геометрических фигур. Если изучить свойства сразу трех четырехугольников, то можно сделать вывод о том, что эти свойства могут относиться и к другим четырехугольникам. Так мы получим обобщение, которое происходит при подключении логики. Еще один пример. Зайдя в квартиру, мы ощущаем тепло. В наше сознание сразу же приходит информация о том, что и во всех комнатах будет так же тепло, как и в коридоре. Именно так происходит логическое обобщение.

Знайте, что у обобщения есть противоположность – это конкретизация. Она, наоборот, переносит общее утверждение на определенный объект. Такой объект наделяется свойствами, которые имеют и другие объекты.

Анализ

При данном виде логической операции происходит разложение объекта или явления на отдельные части или элементы. Именно из них может состоять либо объект, либо явление. В процессе такого разложения выясняются связи между частями. Таким образом, можно выяснить, из чего состоит то или иное явление либо предмет. Например, чтобы понять, из чего состоит кислота, ее нужно разложить на составляющие.

Синтез

При данном процессе происходит объединение либо элементов, либо частей чего-либо в одно целое. Получаемый объект или явление таким путем становится сложным. Данная операция нужна для определения внутреннего устройства объекта или явления. Например, чтобы получить воду, необходимо объединить кислород и водород. Примерно таким способом проводятся различные логические операции в человеческом сознании. Чтобы получить истину, ему необходимо объединить сразу несколько мыслей в одну целую.

Что относится к основным видам мышления в зависимости от личностных особенностей

На образ мысли могут влиять и определенные характеристики личности.

Мужское

Как правило, оно основывается на логическом анализе и нацелено на создание плана конкретных действий. Ему присущи целенаправленность, рациональность и отчуждение разума от ощущений. Мужчины стремятся перейти от обдумывания к поступкам и достижению определенного результата, а эмоции только мешают процессу осмысления.

Женское

Чаще всего имеет интуитивную основу, которая практически всегда сопровождается чувственным опытом. Важную роль играют конкретизация и детализация информации. Ход мышления женщины может меняться под воздействием настроения, хотя многим девушкам присущи и логика, и рационализм, и умение планировать, анализировать. Однако тенденция показывает, что их эмоциональность все равно оказывает сильное влияние на восприятие окружающего мира: порой помогает, а иногда мешает думать.

Девушкам бывает непросто понять самих себя и разобраться в хитросплетениях действительности. В таких ситуациях я с радостью приду на помощь. Записывайтесь мою консультацию, и я подскажу, как действенно и эффективно использовать внутренние ресурсы и превратить женственность в мощный источник энергии.

Позитивное

Люди с этим типом мышления чаще склонны видеть вокруг возможности, а не препятствия. Что бы ни происходило, они стремятся сохранить оптимистичный настрой, при этом реалистично и конструктивно оценивая обстановку и находя в ней то, что способствует достижению успеха.

Негативное

Сопровождается эмоциями, связанными с недовольством жизнью и пессимизмом. Люди такого склада ума склоняются к пассивной критике происходящего, выражению своих неприятных ощущений и мыслей, но далеко не всегда берут на себя ответственность для решения возникшей проблемы.

Стратегическое

Им обладают личности, которые предпочитают планировать свою деятельность далеко вперед и умеют ставить долгосрочные цели. Они придерживаются своего плана и видят самые эффективные пути достижения задуманного. Как правило, это хорошие управленцы и бизнесмены.

Идеалистическое

Вместо познания мира, идеалисты создают в голове его модель, которую они пытаются наложить на реальность. Чаще всего эти картинки не совпадают, что вызывает у человека негативные эмоции, переживания. Индивид с таким складом ума может не замечать очевидного из-за этого стремления к иллюзиям.

Иррациональное

Иррационалу не всегда удается увидеть и осознать причины своих поступков. Он не анализирует, не критикует, а просто верит в то, чем занимается. Для него важнее всего – результативность действий, а не логичность или объективность оценки.

Рациональное

В отличие от предыдущего, рационал обращается только к фактам, знаниям и навыкам. Ощущения, эмоции он отодвигает на второй план, предпочитая мыслить трезво, конструктивно, быстро и логично решая поставленные задачи.

Аналитическое

Человек с этим образом мысли опирается исключительно на логику. Он уверен, что все имеет причинно-следственную связь, поэтому для решения проблемы нужно долго анализировать, изучать ситуацию и докопаться до первопричины.

Синтезирующее

Хорошо развито у тех, кто способен из отдельных частей информации воссоздать полную и понятную картинку действительности. Такие люди не пугаются рутинной работы и предпочитают скорее стабильность, чем перемены. Окружающий мир воспринимается ими с настороженностью. Часто из личностей такого склада получаются выдающиеся ученые. Они успешно справляются с офисными задачами, умеют грамотно собирать и структурировать данные, а также верно их преподнести, прибегают к составлению схем, таблиц для наглядности.

Стратегическое и тактическое мышление

Стратегическое мышление – это навык, благодаря которому можно добиться поставленных целей. Если при этом вы владеете специальными техниками, то обладаете стратегическим мышлением. В чем особенность данного типа мышления? Стратегия и тактика взаимосвязаны, так как тактика является частью стратегии. Другими словами, чтобы выполнить долгосрочную стратегическую цель необходимо сделать конкретные тактические действия, которые прозрачны и ведут к исполнению стратегических целей.

Стратегия зачастую является искусством, так как она всегда учитывает множество вариантов развития событий. Поэтому стратегическое мышление – это умение осуществить свои мысли и идеи при большом варианте исходов событий. Стратегия способствует возможности действовать более эффективно, а также развивает память и концентрацию.

Мышление человека нуждается в постоянном развитии. Ведь именно благодаря развитому мышлению мы можем правильно анализировать данные, логически рассуждать и делать грамотные умозаключения, понимать окружающий мир и людей, быстро реагировать на различные ситуации и принимать верные решения. У Викиум есть полезный курс «Развитие мышления». Он научит всему, что должен уметь человек, обладающий острым умом и способностью быстро и эффективно мыслить. Развитое мышление является определяющим фактором успеха в современном обществе.

Виды мышления в психологии

В зависимости от поставленных задач выделяют теоретическое и практическое. О первом говорят при решении задач посредством теоретических понятий, о втором, если индивид опирается на практические умозаключения.

Мышление, базирующееся на восприятии, чувственном познании окружающей действительности – интуитивное. Если индивид руководствуется логическими рассуждениями – это дискурсивное или аналитическое мышление.

Процесс, основанный на собственном опыте (закрепленном в памяти) носит название эмпирического.

Исходя из результата, полученного в ходе мыслительных операций, выделяют продуктивное мышление, где проявляются творческие способности индивида, с формированием нового пути решения задачи.

Если решение основано на способах, применявшихся ранее (используется стандартная схема), говорят о репродуктивном мышлении.

В зависимости от особенностей мышления выделяют:

  • техническое – конструктивное,
  • синтетическое,
  • светское,
  • религиозное,
  • научное,
  • творческое,
  • этническое.

Как определить тип?

Чтобы определиться какой тип преобладает у человека на данный момент разработаны различные методики.

Самая распространенная представляет собой тест, который был разработан Г. В. Резапкиной, а сама методика носит имя автора.

Тест представляет собой 40 утверждений, на который нужно ответить &#171,да&#187, или &#171,нет&#187, в зависимости от того согласны ли вы или нет. Утверждения касаются интересов, склонностей и характерных черт поведения.

После опроса подсчитываются баллы по специальной системе: все вопросы относят к определенным колонкам, которые относятся к типам мыслительных процессов. В зависимости от количества баллов выделяют соответствующий уровень каждого типа:

  • от нуля до двух баллов слабый,
  • от трех до пяти средний,
  • от пяти до восьми высокий.

Каким бывает мышление: основные виды и их характеристики

Главную роль в зарождении мыслей играют нейронные связи. Нейроны обмениваются различными электрохимическими импульсами, обрабатывая информацию определенным образом.

Знания, получаемые нами в процессе жизни, необходимы лишь в качестве основы для протекания мыслительной деятельности. По-настоящему умным человек становится, когда осмысляет новую информацию, анализирует и синтезирует ее.

Мозг работает с полученными данными в двух направлениях:

Правое полушарие обращает внимание на сенсорные и эмоциональные образы. То есть для него внешний мир – это набор звуков, изображений, ощущений, запахов, вкусов

Это яркие и чувственные фрагменты.
Левое обрабатывает абстрактные знаки: числа, слова, тексты, формулы.

Наглядно-действенное

Производя обработку информации таким образом, человек подключает не только понятия об объектах, но и совершает с ними ряд действий, основанных на существующих у него знаниях и опыте. Например, дети часто ломают игрушки, желая узнать, что у них внутри.

Наглядно-образное

Мыслительная деятельность осуществляется посредством конкретных образов. В основе лежат понятия, поступки, ощущения и эмоции. Пример: стилисты придумывают новый имидж, а модельеры конструируют одежду, взглянув на определенного человека.

Этот вид мышления начинает развиваться еще в дошкольном возрасте. Тогда объекты и явления мира получают особые свойства, часто довольно нестандартные, что достигается благодаря воображению. Именно этот вид мыслительной активности преобладает у творческих личностей: писателей, музыкантов, художников, дизайнеров.

Психолог Дарья Милай

Записаться на прием

Абстрактное (словесно-логическое)

В его основе лежат уже имеющиеся, логически доказанные теории. Другими словами, это можно назвать манипулированием существующими понятиями с помощью их классифицирования, упорядочивания. Этот образ мысли свойственен философам и научным деятелям. Так, например, электрон изучают без осуществления практических опытов.

Перечисленные разновидности развиваются у человека последовательно. На ранних этапах (во младенчестве) ребенок начинает исследовать предметы, формируя наглядно-действенный образ мысли. Позже, в дошкольном возрасте, когда он уже умеет разглядывать картинки, воспринимать тексты песен и сказок, смотреть мультики, возникает фундамент для становления наглядно-образного способа осуществления мыслительной деятельности. Уже придя в школу или начав серьезное обучение чтению, вычислениям и письму, дети эффективно работают с абстракциями.

Общая характеристика мышления

  • Прежде всего, посредством анализа человек мысленно разбивает целое на составные части. Это происходит вследствие стремления к более глубокому познанию целого путем изучения каждой его части.
  • В результате синтеза человек мысленно соединяет отдельные части в единое целое, либо группирует отдельные признаки, свойства предмета или явления.
  • В процессе сравнения многие типы и виды мышления способны выделять общее и различное у предметов или явлений.
  • Следующей операцией процесса мышления является абстракция. Это одновременное мысленное отвлечение от несуществующих свойств при выделении существенных признаков предмета.
  • Операция обобщения отвечает за систематизацию свойств предмета или явления, сведение воедино общих понятий.
  • Конкретизация – это переход от общих понятий к единому, конкретному случаю.

Все эти операции могут сочетаться в различных вариациях, образовывая в результате понятие – основную единицу мышления.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector