13 лучших онлайн-тестов когнитивных способностей для детей и взрослых
Содержание:
- Когнитивный – это познавательный
- Что такое когнитивные способности
- 10 необычных способов повысить свои когнитивные способности
- Когнитивные функции и процессы
- Определение
- Что такое когнитивные функции, и что к ним относится
- Повышение работоспособности
- Праксис или уникальное способность человека
- Применение когнитивных процессов в образовании
- Книги для развития когнитивных способностей
- Сенсомоторная теория
- Виды когнитивных процессов
- Когнитивные функции и процессы
- Когнитивный – это познавательный
- Причины когнитивных нарушений
- Как развиваются когнитивные функции ребёнка
- Что такое когнитивные или умственные процессы
Когнитивный – это познавательный
Понятие «когнитивный» — это схожее определение понятия «познавательный». Человек, обладающий когнитивными способностями, ведет активный образ жизни, интересуется различными сферами деятельности и имеет высокий интеллект. Известно, что способности, которыми обладает человек, напрямую связаны с деятельностью головного мозга и находятся в зависимости от состояния целостного организма.
Дисфункция работы мозга влечет за собой снижение способностей и вызывает так называемое когнитивное расстройство
Этот процесс негативно влияет на ежедневную деятельность человека, его внимание, способность действовать и воспринимать адекватно окружающую действительность
Нередко утрата когнитивных способностей связана с возрастными изменениями мозга, вредными привычками и заболеваниями.
Врачи выделяют следующие причины, сопутствующие нарушению когнитивности:
- нарушение метаболизма,
- I, II степень развития диабета,
- нарушение функции щитовидной железы, гомеостаза,
- гипертония,
- инфаркт,
- травмы головы, нарушение кровообращения головного мозга,
- ожирение,
- болезни Альцгеймера и Паркинсона,
- алкоголизм,
- наркомания.
Виды когнитивного расстройства:
- Легкий, при котором человек испытывает незначительное снижение памяти, концентрации, внимания, быстро устает от любой деятельности. При этом результаты психометрического тестирования могут оставаться в пределах нормы. При легкой форме когнитивного расстройства человек способен справляться самостоятельно с ежедневными делами и принимать лекарства и вести им учет.
- Умеренный, когда ухудшения памяти, речи и внимания становятся заметными. При таком уровне расстройства возникшее умственное отклонение может трансформироваться в болезнь Альцгеймера. При умеренном виде расстройств за человеком уже рекомендуется присматривать, контролировать его поведение и прием лекарств.
- Тяжелый, когда наступает дезориентация пространства, неузнаваемость близких, забываются элементарные вещи: имена, люди, названия предметов, их предназначение, жизненные события. Нередко человек впадает в детство, становится абсолютно беспомощным. При тяжелой форме когнитивного расстройства человека уже нельзя оставлять одного, необходим постоянный уход и строго подконтрольное медикаментозное лечение.
Что такое когнитивные способности
Когнитивными способностями называют психические процессы в человеческом организме, которые направлены на прием и обработку информации, а также на решение задач и генерирование новых идей. Современная наука придает огромное значение усилению этих процессов.
Когнитивная психология (лат. cognitio «знание») – это раздел психологии, изучающий когнитивные, то есть познавательные процессы человеческой психики.
Следует заметить, что до сих пор у ученых нет однозначного мнения о том, что же такое когнитивные способности.
Ведь, например, способность управлять своими эмоциями не относится к когнитивным способностям. Это умение можно назвать эмоциональным интеллектом, и развивать его необходимо отдельно.
К когнитивным способностям относятся:
Память
Внимание
Чувства
Воображение
Логическое мышление
Способность к принятию решений
Можно ли назвать человека умным, если у него хорошо развиты все когнитивные способности? Безусловно. Ведь такой человек способен принимать правильные решения.
При размышлении ему удается одновременно использовать логику и творческий подход к вещам. Он легко запоминает большие объемы информации и сопоставляет имеющиеся данные по степени значимости.
Он может с легкостью концентрироваться на вещах, а также мастерски воспринимать и считывать информацию из внешней среды или просто глядя на поведение человека.
Именно по этой причине когнитивные способности очень важны для людей. Они представляют собой базу, благодаря которой возможно развитие личности в целом.
Все перечисленные когнитивные способности может развить в себе практически любой человек. На данный момент времени существует множество техник и упражнений, помогающих улучшить любой из этих навыков.
Овладение хотя бы одним из них, оказывает положительное влияние на другие. Например, концентрация тесно взаимосвязана с улучшением памяти.
Улучшение памяти в свою очередь позитивно влияет на развитие творческого мышления, так как позволяет формировать в человеческом мозге множество ассоциаций относительно любой поступающей информации.
Если человек в полной мере разовьет когнитивные способности, он сможет с легкостью входить в так называемый поток.
Потоковое состояние (англ. flow, лат. influunt), – это психическое состояние, в котором человек полностью включён в то, чем он занимается, что характеризуется деятельным сосредоточением, полным вовлечением в процесс деятельности. Надо сказать, что это состояние хорошо знакомо большинству ученых, исследователей и изобретателей.
Существуют люди, которым удается пребывать в состоянии потока на протяжении 24 часов в сутки. Так, например, британский миллиардер Ричард Брэнсон имеет невероятно высокий уровень восприятия.
Конечно, знания и начитанность также имеют большое значение, когда мы определяем степень «умности» человека. Ведь они делают людей интересными собеседниками и часто неординарными мыслителями.
Поэтому важно понимать, что кроме развития когнитивных способностей и навыков, умному человеку необходимо постоянно получать новые знания. Благодаря этому, вы сможете использовать свои познания в самых разных областях, добиваясь чего-то нового и оригинального
10 необычных способов повысить свои когнитивные способности
Не только популярные когнитивные тренировки способны помочь на пути к развитию, но и соблюдение некоторых правил по организации своей жизни:
Внимание к рациону питания. Некоторые продукты являются отличными природными стимуляторами деятельности мозга на химическом уровне
Например, кислоты омега-3 необходимы для улучшения структуры клеточных мембран и правильного взаимодействия нейронов. Йод, ликопин, витамины К, В12, цинк, фолиевая кислота входят в список веществ, улучшающих работоспособность нервных клеток. Поэтому рыба, брокколи, томаты, семечки тыквы и другие полезные продукты, являясь основой рациона, способны улучшить когнитивные и сенсорные функции мозга.
- Употребляйте кофе. Стимулирующие свойства этого напитка известны давно, поэтому неудивительно, что кофе способен не только повысить работоспособность, но и улучшить когнитивные функции мозга. Так, например, кофе активизирует декларативную память, зная это, можно употребить кофе перед запоминанием информации в крупном объеме.
- Временные пищевые ограничения. На удивление, этот способ действительно может помочь улучшить когнитивную сферу. Так, Международная Ассоциация Альцгеймера декларировала, что кетодиета оказывает положительное влияние на умственные способности. Кроме того, при отказе от пищи вырабатывается грелин, активно стимулирующий межнейронные связи.
- Красное вино. В умеренных дозах способно помочь в активизации когнитивной сферы. В нем находятся метаболиты, производные кислот, которые защищают нервные клетки от стрессоров оксидной и нитратной природы. Не стоит пить больше бокала в день, иначе вред будет выражен ярче, чем польза. Читайте подробнее в статье Как алкоголь влияет на головной мозг, как устоять и избежать последствий.
- Солнечные процедуры. Пребывание на солнце заставляет кожу вырабатывать витамин D, который необходим для построения перинейрональной сети. Эта структура стабилизирует межнейронное взаимодействие, и ее разрушение особенно губительно для гиппокампа, который обрабатывает процессы памяти.
- Правильный режим сна. Отдыхайте вовремя и полноценно. Недостаток сна активно влияет на концентрацию, память и другие когнитивные функции. Улучшить работу мозга можно не только высыпаясь, но и ликвидировав апноэ (храп) и некачественный сон (инсомния). Такие улучшения качества режима пойдут на пользу не только мозгу, но и всему организму.
- Активный отдых. Пребывание на свежем воздухе, простая физическая активность не только улучшает выносливость организма и насыщение клеток кислородом. Это отличный способ улучшить деятельность мозга и когнитивные функции.
- Занятия спортом. Более интенсивные тренировки дают серьезное преимущество мозговой деятельности. Когнитивные функции улучшаются за счет активного перестроения и стимуляции межнейронных связей. Даже одна тренировка привносит доказанное положительное влияние на работу мозга, в частности, в области памяти.
- Логические игры. Несмотря на большую схожесть с компьютером, а не с мышцей, мозг хорошо поддается тренировке. В разрезе когнитивных способностей постоянно тренируемые память, анализ, счет и логика заметно улучшаются.
- Внутренняя речь. Интересный способ тренировки когнитивных функций мозга – разговаривать сами с собой. При этом прорабатываются концентрация внимания, способность анализировать информацию, праксис. Кроме того, это хороший способ тренировать непосредственно речь, которая тоже относится к главным когнитивным процессам.
Когнитивные функции и процессы
Динамические процессы, протекающие в головном мозге, как сознательно, так и в фоновом режиме – все это когнитивные функции. Они позволяют человеку постоянно получать новую информацию, обрабатывать ее в соответствии со своими текущими целями и опытом и выдавать адекватные решения для каждой ситуации.
Мыслительные процессы протекают в совокупности: например, при написании стихотворения человек одновременно использует фантазию, внутреннюю речь, интерпретирует возникающие образы, вспоминает, как пишется то или иное слово. Однако при нарушении одного из таких видов деятельности другие могут поддерживаться в стабильном состоянии.
Исследователи когнитивных процессов описали множество случаев, когда нарушение речи или памяти у пациента не влияло на его способности к письму, логику или возможности усвоения новых знаний.
Анализировать информационную среду, приспосабливаться к условиям окружающего мира, планировать адекватные цели возможно лишь в том случае, если когнитивные функции развиты и находятся в рамках норм. Выявление нарушений позволяет в дальнейшем подвергнуть отдельные процессы коррекции и улучшить качество жизни человека.
Для скрининга функциональных нарушений мыслительно-познавательной сферы применяют специально разработанные методики. Одна из самых распространенных – монреальская шкала оценки когнитивных функций, она позволяет собрать и подвергнуть интерпретации данные по основному спектру психических процессов:
концептуальное мышление;
счет, речь;
внимание и память;
исполнительная деятельность;
концентрация;
ориентирование в пространстве.
Обследование длится всего 10 минут и дает достаточно материала, чтобы оценить уровень развития, скорость и адекватность реакции и другие показатели когнитивных процессов.
Определение
К когнитивным способностям относятся:
восприятие,
внимание,
память,
мышление,
речь,
воображение.
Это те психические процессы, которые помогают эффективно взаимодействовать с информацией, поступающей от органов чувств. Все они тесно взаимосвязаны между собой и дополняют друг друга. Если какой-то процесс хромает, то его функцию частично берут на себя другие. Таким образом воплощается принцип гибкости и компенсаторности психики.
Когда мы характеризуем человека как “умного”, мы высоко оцениваем именно его когнитивные способности.
Наследственность и врожденные особенности влияют на качество когнитивных функций. Но в гораздо меньшей степени, чем было принято считать раньше. Первостепенную роль играет целенаправленная работа человека по их развитию.
Это значит, что человек, который обладает средними врожденными способностями, но при этом регулярно тренирует свои когнитивные функции, вскоре обгонит того, кто от природы одарен, но никак не развивает свои задатки.
Что такое когнитивные функции, и что к ним относится
В буквальном переводе с латыни cognitio — «познание». А когнитивными называют высшие мозговые функции, позволяющие человеку воспринимать, обрабатывать и хранить получаемую информацию. Благодаря этому люди способны взаимодействовать с окружающей средой и обществом.
К этим функциям относят:
Визуальное восприятие. При помощи этой функции человек различает и распознает разные стимулы
Именно это дает возможность осознать, как выглядят окружающие люди и предметы, а также понимать разницу между, например, пультом от телевизора и обувью.
Внимание. Говоря простыми словами, эта функция помогает человеку в реализации мозговой и двигательной активностей
Благодаря ей среди внешних факторов, таких как звуки, запахи и образы, а также внутренних, например, мыслей и эмоций, человек концентрируется на том, что будет для него в данный момент полезно.
Память. Это сложный процесс, который кодирует, хранит и воспроизводит полученные сведения. Он тесно связан со способностью к концентрации внимания, поскольку без этого получить информацию в полном объёме нельзя.
Исполнительные способности. Это тоже можно причислить к когнитивным функциям, поскольку они отвечают за взаимосвязь между фиксацией информации и дальнейшим ее использованием. Такие способности обеспечиваются деятельностью префронтальной коры в головном мозге.
Речь. Эта система коммуникации позволяет людям общаться между собой, а также связано формулировать свои мысли. В обеспечении процесса участвуют различные мозговые отделы, расположенные, по большей части, в левом полушарии.
Иными словами, когнитивные функции мозга помогают воспринимать всё, что окружает человека, составлять об этом свое представление и фиксировать в памяти.
Повышение работоспособности
Физическую и умственную работоспособность повысит специальная система питания для людей умственного труда, в которой хорошо сбалансированы углеводы и протеины. В таком меню должны быть разные по составу продукты.
- Бананы. Эти фрукты необходимы и спортсменам, которые тратят много мышечной энергии, и всем, кто занимается умственным трудом, поскольку мозгу очень нужна глюкоза и триптофан для поддержания тонуса и бодрости. Обязательны бананы детям и подросткам, для развития которых нужно много сил.
- Овес. Оптимальное соотношение минералов и медленных углеводов делает блюда из этой крупы незаменимыми в первой половине дня, чтобы энергии хватило надолго.
- Свекла. Корнеплод содержит много витаминов, углеводов и минералов, которые помогают насыщать организм и поддерживать его выносливость. Спортсмены даже специально пьют перед тренировками и соревнованиями свекольный сок с этой целью.
- Гранат. Калий, магний, особенно железо органические кислоты и сахара очень полезны для восстановления сил после больших нагрузок. Также гранат полезен для сосудов.
Еще 6 продуктов для повышения работоспособности смотрите тут.
Праксис или уникальное способность человека
Человек имеет ряд важных и уникальных когнитивных способностей, одним из которых является праксис. Это способность человека сохранять осознанную последовательность своих действий и движений. Праксис – та способность, которая появляется у человека еще в младенчестве, дав малышу на руку погремушку, тем самим родители ставят основу для этой функции.
Выделяются несколько видов праксиса:
- Пальцевой – когда человек учится использовать свои пальцы, то у него, как последствия, появляются жесты.
- Символический – это уже комплекс жестов, которые дают представление о том, что хочет этим сказать конкретный человек. Это в некотором роде напоминает принцип, по которым общаются глухие: благодаря набору особых жестов они могут общаться без слов.
Нарушение этой функции у человека может привести к ряду нежелательных последствий.
Применение когнитивных процессов в образовании
При получении образования на занятиях человек все время сталкивается с деятельностью, которая проверяет знания и способности
Теорий обучения существует достаточное количество, но почти все принимают во внимание именно процессы умственного характера
При чтении человек распознает буквы, припоминает слова и сопоставляет их с тем, что он уже знает. Он может обработать полученную информацию разными способами. Это зависит от того, что необходимо получить в итоге: подготовиться к экзамену, просто отыскать отрывок и так далее.
При написании происходит примерно то же самое
Нужно не отвлекаться на посторонние раздражители, обращать внимание на качество написанного, не пренебрегать орфографией и т.д
Улучшение умственных процессов
Книги для развития когнитивных способностей
Интерес к развитию когнитивных умений можно удовлетворить с помощью литературы на эту тему. Широкий выбор книг позволяет найти источник, подходящий именно для вас.
. Серьезное издание, обосновывающее постулаты взаимосвязи физических структур мозга и когнитивных способностей личности. Приведены научные данные и результаты современных исследований в психологии и смежных науках, рассматриваются последние методики изучения процессов мозга, в переходе от поведенческих к визуальным.
А. Соболева. Серия книг для развития когнитивной сферы у детей в игровой и доступной форме. Три пособия направлены на улучшение основных функций: речи, памяти, моторики, внимания, включают задания для детей и советы родителям.
Почитайте другие полезные статьи на сайте:
- Как лучше развивать ребенка обзор детских развивающих методик, игр, предметов и упражнений
- Как развивать свой мозг: упражнения
- Топ-16 сайтов для развития интеллекта
Сенсомоторная теория
На этот счет у сенсомоторной теории есть несколько хороших примеров. Сторонники этой теории, как и энактивисты, считают, что видеть — это способ действовать. Особую роль в этом действии играют сенсомоторные знания — набор доступных внутренних гипотез о внешнем мире, телесная готовность.
Можно повращать эту чашку в своем воображении, и, если заглянуть за нее, ничего удивительного мы там не обнаружим. Представление «отсутствующей» части чашки участвует в нашем восприятии. Получается, что мы воспринимаем чашку целиком.
Но чтобы сделать это, нужно иметь определенный телесный и двигательный опыт. Если, согласно тезису реэнакмента, представление — это репетиция или воссоздание восприятия, то в сенсомоторной теории представление — это не воспроизведение хореографии восприятия, а готовность
к нему. Тело готово задействовать целый ряд двигательных возможностей, если понадобится.
Например, чувствовать себя как дома — значит знать, ощущать своим телом, что всё под рукой. Вам не нужно разучивать, как запирать дверь, где у вас выключатель или на какой полке лежит мыло: ваша рука знает, куда за ним потянуться.
Опыт с чашкой показывает, что, несмотря на то, что мы располагаем информацией только о ее передней стороне, в нашем сознании она целая благодаря тому, что мы потенциально можем вступить в контакт с ее невидимыми частями.
Виды когнитивных процессов
Низшие или базовые
Ощущение и восприятие
Целеустремленность — что это такое в психологии
Ощущение – это то, что образовалось при действии разных стимулов, а также определение сигналов из окружения человека. Он принимает их с помощью своих чувств. Так познается информация из среды вокруг. Данные идут из окружающего мира, а иногда от тела человека. Процесс при восприятии базового типа включает в себя некую интерпретацию полученных сведений.
Внимание! Информации вокруг предостаточно, все же каждая личность имеет способность, приняв множество разнообразных сигнальных стимулов, обратить внимание на то, что действительно ей интересно. Часть действий внимания не требует
Это, например, передвижение или пережевывание пищи. Другие требуют внимания непременно, такие как речь или язык тела.
Некоторые процессы, которые в жизни повторяются часто, делаются автоматически. При обучении езде на автомобиле сложно сразу действовать скоординировано, но потом усилий прилагается все меньше, так как вырабатывается автоматизм.
О памяти
Человеческая память хранит в себе ответы на довольно большое количество разных вопросов. В ней зашифрованы данные, она способна их сохранять, а потом при необходимости восстанавливать. Классификация видов памяти такова:
- Память краткая или кратковременная;
- Память сенсорного типа;
- Память семантического вида;
- Память рабочего характера;
- Память автобиографического направления и другие.
Все эти виды способны взаимодействовать или нет. К примеру, если человек, больной амнезией, помнит, куда ему необходимо сегодня сходить, то он может забыть то, как зовут его ближайшего родственника.
Внимание и память
Процессы сложные и высшие
Интеллект или ум
Это понятие означает способность, которая дает индивидууму возможность для решения разнообразных задач. Некоторые ученые популяризовали в обществе теорию, согласно которой интеллекта нет, а используются лишь разные способности, которые применяются сообразно ситуации или деятельности.
На заметку
Для того чтобы в повседневной жизни умело обращаться с разными обстоятельствами, многие исследователи подчеркивают важность интеллекта эмоционального плана
Мышление
Мысли человека сложны и разнородны. Этот процесс необходим для того, чтобы принимать решения, рассуждать, решать проблемы, мыслить творчески.
Для того чтобы эти функции стали несколько проще, мозгом человека создаются суждения и умозаключения. Чтобы умственные процессы ускорились, необходима группировка событий, людей, предметов и так далее.
Часто люди применяют ярлыки, чтобы мыслительный процесс происходил быстрее, и не занимаются переработкой информации в целом. В этом случае имеет место некоторое отклонение от рассуждений нормальных. Например, когда некто думает, что может наперед предсказать финал какой-либо игры.
Речь
Речь – это дополнение к языку тела. С ее помощью можно воспроизводить целые слова и предложения, использовать их комбинации, главное – давать возможность выхода эмоциям, чувствам и отношению к ситуации.
Речь способна развиваться всю жизнь. Навыки коммуникации у всех разные, их можно улучшать при помощи практики. Когда присутствуют речевые нарушения, общение затрудняется, но эти нарушения при должном внимании можно исправить.
Мышление и речь
Когнитивные функции и процессы
Динамические процессы, протекающие в головном мозге, как сознательно, так и в фоновом режиме – все это когнитивные функции. Они позволяют человеку постоянно получать новую информацию, обрабатывать ее в соответствии со своими текущими целями и опытом и выдавать адекватные решения для каждой ситуации.
Мыслительные процессы протекают в совокупности: например, при написании стихотворения человек одновременно использует фантазию, внутреннюю речь, интерпретирует возникающие образы, вспоминает, как пишется то или иное слово. Однако при нарушении одного из таких видов деятельности другие могут поддерживаться в стабильном состоянии.
Исследователи когнитивных процессов описали множество случаев, когда нарушение речи или памяти у пациента не влияло на его способности к письму, логику или возможности усвоения новых знаний.
Анализировать информационную среду, приспосабливаться к условиям окружающего мира, планировать адекватные цели возможно лишь в том случае, если когнитивные функции развиты и находятся в рамках норм. Выявление нарушений позволяет в дальнейшем подвергнуть отдельные процессы коррекции и улучшить качество жизни человека.
Для скрининга функциональных нарушений мыслительно-познавательной сферы применяют специально разработанные методики. Одна из самых распространенных – монреальская шкала оценки когнитивных функций, она позволяет собрать и подвергнуть интерпретации данные по основному спектру психических процессов:
концептуальное мышление;
счет, речь;
внимание и память;
исполнительная деятельность;
концентрация;
ориентирование в пространстве.
Обследование длится всего 10 минут и дает достаточно материала, чтобы оценить уровень развития, скорость и адекватность реакции и другие показатели когнитивных процессов.
Когнитивный – это познавательный
Понятие «когнитивный» — это схожее определение понятия «познавательный». Человек, обладающий когнитивными способностями, ведет активный образ жизни, интересуется различными сферами деятельности и имеет высокий интеллект. Известно, что способности, которыми обладает человек, напрямую связаны с деятельностью головного мозга и находятся в зависимости от состояния целостного организма.
Дисфункция работы мозга влечет за собой снижение способностей и вызывает так называемое когнитивное расстройство
Этот процесс негативно влияет на ежедневную деятельность человека, его внимание, способность действовать и воспринимать адекватно окружающую действительность
Нередко утрата когнитивных способностей связана с возрастными изменениями мозга, вредными привычками и заболеваниями.
Врачи выделяют следующие причины, сопутствующие нарушению когнитивности:
- нарушение метаболизма,
- I, II степень развития диабета,
- нарушение функции щитовидной железы, гомеостаза,
- гипертония,
- инфаркт,
- травмы головы, нарушение кровообращения головного мозга,
- ожирение,
- болезни Альцгеймера и Паркинсона,
- алкоголизм,
- наркомания.
Виды когнитивного расстройства:
- Легкий, при котором человек испытывает незначительное снижение памяти, концентрации, внимания, быстро устает от любой деятельности. При этом результаты психометрического тестирования могут оставаться в пределах нормы. При легкой форме когнитивного расстройства человек способен справляться самостоятельно с ежедневными делами и принимать лекарства и вести им учет.
- Умеренный, когда ухудшения памяти, речи и внимания становятся заметными. При таком уровне расстройства возникшее умственное отклонение может трансформироваться в болезнь Альцгеймера. При умеренном виде расстройств за человеком уже рекомендуется присматривать, контролировать его поведение и прием лекарств.
- Тяжелый, когда наступает дезориентация пространства, неузнаваемость близких, забываются элементарные вещи: имена, люди, названия предметов, их предназначение, жизненные события. Нередко человек впадает в детство, становится абсолютно беспомощным. При тяжелой форме когнитивного расстройства человека уже нельзя оставлять одного, необходим постоянный уход и строго подконтрольное медикаментозное лечение.
Причины когнитивных нарушений
Чтобы помочь человеку в лечении когнитивных проблем, нужно знать, что вызвало этот недуг, ведь от верной постановки диагноза зависит результат. Когнитивные нарушения могут развиться в любом возрасте при различных соматических, психических и неврологических заболеваниях. Среди основных причин можно выделить:
- болезнь Альцгеймера;
- сосудистые заболевания головного мозга (церебральная ишемия, инфаркт мозга);
- болезнь Паркинсона;
- опухоль головного мозга;
- черепно-мозговая травма;
- демиелинизирующие заболевания и нейроинфекции (ВИЧ, рассеянный склероз, болезнь Крейтцфельдта-Якоба, прогрессирующий панэнцефалит);
- переутомление, негативные эмоции и депрессия;
- дисметаболические энцефалопатии (бытовая и промышленная интоксикация, дефицит белков, витаминов группы В и фолиевой кислоты, почечная и печеночная недостаточность, ятрогенные когнитивные нарушения).
Если у человека наблюдаются хронические дегенеративные и сосудистые заболевания головного мозга, в этом случае когнитивные нарушения побороть практически невозможно. В любом другом случае исправить положение поможет своевременная коррекция. Для этого можно использовать дуэт когнитивного функционирования и лекарственных препаратов.
Дополнительная информация. Когнитивное функционирование – это свод видов деятельности, которые помогут «активизировать» и улучшить познавательные функции.
К нему можно отнести следующий перечень простых занятий:
- изучение иностранных языков;
- освоение новых маршрутов и территорий;
- игру на музыкальных инструментах;
- развитие позитивного мышления;
- занятия йогой, танцами или силовыми упражнениями.
Ятрогенные нарушения
Нередко нарушение когнитивных функций напрямую связано с приемом большого объема лекарственных препаратов и побочными эффектами от них.
Что такое ятрогения
Неблагоприятный эффект на когнитивные функции оказывают следующие лекарственные препараты:
- нейролептики;
- диуретики;
- антидепрессанты;
- средства с бромом;
- опиаты;
- косметические средства с висмутом;
- противогрибковые антибиотики;
- препараты против опухолей;
- седативные средства.
Также развитие ятрогенных нарушений может произойти из-за лучевой терапии, которая проводится при борьбе со злокачественными образованиями в организме. Любые лекарственные препараты, которые оказывают действие на функционирование нейронов или общий гомеостаз, должны в первую очередь рассматриваться в качестве основной причины развития когнитивных недугов.
Чтобы обезопасить себя и близких от снижения памяти, мышления, внимания и других способностей, необходимо правильно питаться, больше гулять на свежем воздухе, тренировать когнитивные навыки, заниматься активными видами спорта и не принимать никакие лекарства без предварительной консультации со специалистом.
Как развиваются когнитивные функции ребёнка
Развитие когнитивных функций у человека происходит на протяжении всей жизни. Все, чем ребенок занимается в течение первых лет после рождения, является фундаментом для последующего формирования познавательных способностей:
Благодаря любопытным вопросам «почему?», постепенно развивается мышление малыша
Самый пик поиска ответов приходится на возраст 3-5 лет.
Игровая деятельность формирует у малышей внимание, а также способность к построению межличностных коммуникаций. У младших дошкольников активно развивается непроизвольный интерес к привлекательным предметам, людям или событиям, старшие – могут сосредоточенно наблюдать за чем угодно.
К 6-7 годам формируются произвольное запоминание и припоминание
Ребенок может воспроизвести названные предметы, объединить их по значению.
В детском возрасте у малышей развивается воображение. Первое формирование происходит в игре или творчестве.
Чем больше опыта накапливается у ребенка, тем активнее происходит развитие восприятия малыша.
Постепенно у детей накапливается словарный запас. В дошкольном возрасте ребенок начинает осознавать собственное произношение. К 3-5 годам малыш в состоянии усвоить «взрослые» слова.
Согласно детской психологии, формирование всех базовых навыков восприятия происходит 6-7 годам.
Стадии когнитивного развития ребенка
Когда ребенок идет в школу, он уже умеет говорить, у него есть способности к обучению. В образовательном учреждении у него развиваются:
- словесно-логическое мышление;
- вербальная и образная память;
- письменная речь.
Развитие аналитических функций осуществляется к 12-15-летнему возрасту. Их совершенствование происходит на протяжении всей жизни.
Что такое когнитивные или умственные процессы
Мозг человека изо дня в день призван решать довольно много задач разного направления. Когнитивные психические процессы – это те, которые отвечают за информационную обработку сведений, которые человек получает из окружающего его мира. Другими словами, когнитивность – это познание среды, человека окружающей.
Умственные психологические процессы должны гармонично взаимодействовать. Это необходимо для того, чтобы действительность была адекватно человеком оценена, тогда реакция в ответ будет правильной. Именно поэтому можно адаптироваться к различным жизненным ситуациям.
Процессы умственного плана призваны друг с другом взаимодействовать, однако иногда они происходят отдельно. Например, некоторые люди, речь у которых нарушена, или память не выполняет своих функций, с легкостью решают задачи по математике, слышат более чутко. То есть, если происходит отключение одной функции, другая – продолжает работать.
Что такое когнитивные процессы