Тренировка памяти: задачи на внимательность для взрослых и детей

Содержание:

7. Займитесь новым видом спортивной активности

Данный совет сродни предыдущему, но лишь отчасти. Новый вид спортивной активности – это не только вызов для мозга, которому придется приложить некоторые усилия для его освоения. Новый вид спорта – это вызов для нашего сердца, которое, на секундочку, качает кровь в наш мозг.

Любая спортивная активность, будь то упражнения со штангой или гантелями, занятия йогой, настольный теннис, гольф или плавание, не просто стимулирует деятельность нашего организма и, соответственно, мозга. Новые виды спорта непосредственно связаны с улучшением функциональности головного мозга, с притоком новой энергии, необходимой для поддержания остроты ума и отличной памяти.

Предлагается следующее упражнение для мозга:

запишитесь в какую-нибудь секцию, где люди занимаются таким видом спортивной активности, который будет для вас в новинку. Никто не говорит, чтобы вы стремились за чемпионскими званиями; однако постарайтесь освоить все правила и нюансы этого вида спорта в мельчайших деталях. Можно, конечно, заняться каким-то видом спортивной активности самостоятельно

Важно, чтобы вы с полной серьезностью отдались процессу освоения этого нового дела для вашего тела и мозга

10. Придумывайте мнемонические фразы

Мнемонические фразы – это фразы, которые помогают нам не забыть (или вспомнить) какую-то важную информацию. На самом деле, существует целый комплекс приемов, которые помогают нашему мозгу запомнить что-либо, благодаря выстраиванию ассоциативных связей.

Отличным способом развития памяти, который, кстати, может стать увлекательным занятием (не менее увлекательным, чем, скажем, разгадывание кроссворда), является составление имеющих смысл слов или даже фраз из начальных букв информации, которую необходимо запомнить. Однако для пояснения данной техники, очень полезной для мозга, необходим пример.

Предлагается следующее упражнение для мозга:

это достаточно сложное, но очень эффективное упражнение. К примеру, вы планируете заехать по дороге домой в супермаркет, чтобы приобрести некоторый перечень продуктов. Наверняка вы сталкивались с ситуацией, когда лишь дома обнаруживали, что что-то забыли купить.

Можно, конечно, заранее составить список продуктов. Но ведь наша задача заключается в том, чтобы заставить мозг работать, отточить свою память. Предлагается следующий вариант: вы хотите купить рыбу, имбирь, салфетки, соус, хлеб, молоко, яйца, овсяные хлопья. Составляете слова из первых букв продуктов: МЯСО (молоко, яйца, соус, овсяные хлопья) и РИС (рыба, имбирь, салфетки). Попробуйте, вам понравится!

Феноменальная память правого полушария — фотографическая память

Игры с картинками, упражнения на память для детей 5-6 лет

Самая совершенная память. О чем идет речь? Это когда прочитал книгу, а потом просто листаешь страницы  у себя в голове и выбираешь из нее нужные сейчас моменты)

Да, такого можно добиться. Дети с развитым правым полушарием головного мозга по методике Макото Шичиды именно так и действуют. Конечно, это целая система, но мы можем включать эти игры в свои занятия.

Что нужно делать?

Важны игры с карточками, но особенным образом.

Самые простые.

40. Что пропало?

Кладем перед ребенком несколько картинок и просим запомнить. Начинаем с 3 — 5 штук. Смотрите по ребенку, можно начинать с 5 — 7 штук.

Собираете картинки и опять выкладываете только без одной.

41. Что появилось?

Выкладываем перед ребенком картинки, просим запомнить. Потом собираем, добавляем новую, опять раскладываем и просим определить, какая картинка появилась.

42. Какую показала первой?

Это знакомая вам игра «Найди отличия». Задача не искать отличия — это игра на внимательность, описанная выше. А играть так: показываем любую из двух, потом две и просим определить, какую показали в первый раз.

43. Запомни узор. Можно использовать мандалу, а можно мозаику.

Выложите узор, покажите ребенку, а потом попросите собрать такой же. Сначала самый простой, а потом наращивайте количество фишек.

44. Размести правильно

Показываем картинки в домиках. Ребенок смотрит, запоминает, а потом выдает ему домики без картинок и отдельно картинки и просим разместить их в нужные домики.

Выводы

Почему в 4-6 лет необходимо заниматься развитием правого полушария? Потому что после 6-9 лет вступает в силу левое полушарие с его логикой, а правое полушарие с его воображением, фотографической памятью, лигвистическими, математическими способностями, интуицией отступает на второй план.

Возраст 4-6 лет — период активности правого полушария, развивая его, мы укрепляем межполушарные связи, развиваем весь мозг.

Правое полушарие — это не только феноменальная память, это креативность, творчество и уверенность в своих способностях (Игры развивающие фантазию и воображение — 5 важных шагов).

А как насчет того, чтобы научить ребенка листать книги в голове и выбирать нужную информацию?

Представьте, что вы родитель сына или дочки, которые запоминают все, что хотят. Они учатся на отлично, успевают ходить в кружки и помогать маме.

Вам не нужно платить репетиторам и переживать о том, поступят они в институт или нет. В этой книге я открываю секрет, как этого достичь (откроется в новой вкладке).

По этой теме советую почитать статью про методику Макото Шичиды, как по ней развивать деток с рождения.

До скорого!

Ваша Надежда Тихонова

Особенности

Многие считают, что развивать память взрослому человеку ни к чему, потому что основы заложены с детства и, если с ребёнком не занимались, ничего исправить уже нельзя. Это частично может касаться речи или мышления, но только не способности запоминать и воспроизводить информацию. Её можно и даже нужно тренировать на протяжении всей жизни.

В молодом возрасте

С 20 до 30 лет память ухудшается чаще всего из-за черепно-мозговых травм, перенесённых инфекций, нездорового образа жизни, психотравмирующих факторов. Злоупотребление алкоголем, хроническое недосыпание, проблемы в отношениях и на работе — всё это отрицательно сказывается на функционировании мозга. Чтобы исправить ситуацию, в первую очередь надо привести в порядок свою жизнь. А затем уже подобрать соответствующие тренажёры и комплексы упражнений. Как правило, в этом возрасте всё ещё не так запущено, и можно спокойно заниматься в домашних условиях по 5-10 минут в день.

В среднем возрасте

С 30 до 40 лет взрослые начинают развивать память чаще всего с целью самоусовершенствования, чтобы больше и лучше запоминать пласты информации, необходимые для успешного продвижения на работе. Это отлично помогает справляться со всеми возложенными обязанностями и попутно повышает IQ, так как подобные методики работают над улучшением ещё и мыслительных процессов. Для этого возраста можно посоветовать достаточно сложные для освоения современные мнемотехники вроде «Джордано».

Серьёзные проблемы начинаются с 40 до 50 лет. В организме происходят гормональные изменения, запускаются процессы старения, замедляется метаболизм, что не лучшим образом сказывается на функционировании мозга. Самое время заняться развитием своих способностей, или с каждым годом ухудшение будет только прогрессировать: провалы будут всё более глубокими и затяжными. В день нужно уделять этому уже не менее 15 минут.

В пожилом возрасте

Если взрослые своевременно занимались развитием памяти и успели к 50-летнему рубежу добиться на этом поприще определённых успехов, они почувствуют, насколько это было полезно. Во-первых, проблем обнаруживается гораздо меньше, чем у тех, кто никогда не слышал о мнемотехниках и нейробике. Во-вторых, это отличная профилактика старческого склероза и маразма, болезней Альцгеймера и Паркинсона.

Если регулярно (=ежедневно) выполнять упражнения, даже после 60 можно ходить в магазин без списка продуктов и по памяти спокойно набирать телефонный номер сына или дочери. Чем больше времени уделять этому в пожилом возрасте, тем эффективнее будут работать используемые методы. Но по поводу их выбора лучше проконсультироваться с врачом.

Дополнительные ресурсы.

Если тренировки занимают много времени, неудобны или не интересны, есть несколько других способов:

  1. Курсы. Для тех, кто очень решительно настроен овладеть лучшим техниками апгрейда памяти существует множество интернет-курсов от «Развития памяти и внимания у детей», заканчивая экспресс-курсами «Супер память за 30 дней».
  2. Вебинары. Многие готовы делиться своими знаниями, иногда даже бесплатно. Для этого они создают целые видео обсуждения в режиме реального времени. Не все знают об онлайн вебинарах, но в них можно услышать много полезного.
  3. Игры и приложения. В век продвинутых технологий создано большое количество приложений на смартфон, которые направлены на развитие памяти. Упражнения здесь подобраны удачно и расписаны на блоки. Большой плюс таких упражнений в том, что их можно использовать в любом месте, в любое время. Нечто подобное можно найти и на ПК или в онлайн версиях.

Память можно и нужно улучшать. В этом помогут упражнения для развития памяти, методики и игры, описанные в этой статье. Не стоит забывать о правильном питании, здоровом образе жизни, позитивном мышление и регулярных тренировках. Работа над собой – путь к успеху.

Дополнительная информация:

  • Тренировка памяти или как научиться запоминать?
  • Как развить память и какие есть для этого техники?
  • Почему бывает плохая память и что с этим делать?
  • Как восстановить память — 17 способов
  • Что такое память человека и какие у нее свойства?
  • Что такое воспоминания и как их сохранять?
  • Как запомнить информацию быстро и надолго?
  • Какие есть виды памяти человека?
  • Как улучшить память — 19 проверенных методик

Особенности скорочтения

Развить внимательность можно при помощи данного простого способа в домашних условиях. Скорочтение дает множество плюсов при его выполнении

Помимо того, что вы разовьете внимание, вы еще сможете стать и умным человеком с очень хорошей памятью

Но для начала нужно разобраться в самой технике чтения. Данный процесс происходит так. Вы смотрите на слова (обычно это пара), и у вас в сознании происходит фиксация. Занимает данный процесс около четверти секунд. А дальше происходит перемещение взгляда на другое словосочетание. Случается скачок, и он занимает доли секунды. После нескольких повторений у вас в голове вырисовывается фраза.

Улучшить результат можно, если заняться скорочтением. Есть 4 основные техники скорочтения.

  • Когда индивид ведет глаза вдоль строк с определенным интервалом при помощи указательного предмета (заточенной палочки). Тем самым исключается путание месторасположения строчек.
  • Беглое чтение подразумевает выделение основных частей в тексте. Вы так не научитесь читать быстрее, но научитесь определять те строчки, которые не важны и их можно перескочить.
  • Текст разделяется на части при помощи метода быстрой визуализации. Здесь полностью отсутствует движение глаз.
  • При помощи периферического зрения можно охватить большой текстовый объем. Так исключается лишнее движение глаз, и тем самым вы исключаете на них нагрузку.

Однако можно и не добиться желаемого результата при скорочтении. Здесь все зависит от индивидуальных особенностей человека и от анатомических возможностей. Если у вас плохое зрение, то эффект от чтения снизится. Оперативная память также имеет огромное значение. Если она не натренирована, то вы можете увидеть сразу тысячу слов, но не усвоите прочитанный материал.

А нужно ли использовать скорочтение? Нужно, если вы хотите изучить материал, не требующий особого внимания, и для его усвоения не требуется применение глубокой мыслительной деятельности. Например, вы знаете рецепт блюда, но вам нужно уточнить некоторые подробности.

Как воспользоваться самым лучшим возрастом, чтобы развить память и внимание у дошкольника?

До 7 лет созревает та природная физиологическая память (способность запоминать), с которой в будущем ребенок будет жить. В дальнейшем она может и не развиваться

Поэтому ценность игры на внимание и память детям от 4-6 лет очень велика

Кроме того, слабое внимание — это слабая память. Конечно, каждому подвластно улучшить свои способности запоминать различными приемами для запоминания (мнемотехникой), способами для обработки информации

Однако это будет доступно, когда ребенок подрастет и обнаружится плохая память. Но когда есть возможность влиять на развитие памяти при ее созревании, то нужно воспользоваться этим и подарить деткам возможность запоминать много, быстро и легко.

А  с такой памятью можно быстро и в радость учиться, где и когда угодно, а маме быть спокойной и уверенной за будущее ребенка. Более того, с рождения у ребенка доминирует правое полушарие и непроизвольное запоминание.

Развивая память в этом возрасте правополушарными играми, мы развиваем весь мозг. Мы налаживаем связи между обоими полушариями головного мозга, именно такое взаимодействие было обнаружено у гениальных людей.

Книги

  1. Букин Д. Развитие памяти по методикам спецслужб.
  2. Бьюзен Т. Усовершенствуйте свою память.
  3. Думчев А. Помнить все. Практическое руководство по развитию памяти.
  4. Кавашима Р. Тренируй свой мозг. Японская система развития интеллекта и памяти.
  5. Кац Л. Не дай своим мозгам засохнуть. 83 упражнения нейробики.
  6. Лоберг К., Байстер М. Быстрый ум. Как забывать лишнее и помнить нужное.
  7. Мюллер С. Вспомни всё: секреты суперпамяти. Книга-тренажёр.
  8. Пугач Ю. К. Развитие памяти. Система приемов + 126 упражнений по развитию памяти.
  9. Сайп Р. Развитие мозга. Как читать быстрее, запоминать лучше и добиваться больших целей.
  10. Фоер Дж. Эйнштейн гуляет по луне. Наука и искусство запоминания.

Развитием памяти нужно заниматься не только детям, но и взрослым. Все вышеназванные способы позволят приостановить процессы старения, которые приводят к её ухудшению. Они смягчают или вовсе устраняют пагубные последствия нездорового образа жизни, черепно-мозговых травм, тяжёлых инфекционных заболеваний и других вредных факторов, из-за которых гибнут клетки головного мозга и рушатся нейронные связи. Всего 10-15 минут ежедневных тренировок и всё это можно минимизировать, чтобы уже к 40 годам не страдать от старческого склероза.

Упражнения для развития памяти у детей. Способ 3. Играйте с ребенком в слова

  • Называйте малышу 10 слов и просите его повторить их. Можно выбирать слова определенной тематики (фрукты и овощи, еда, игрушки, деревья, цветы, какие предметы есть в комнате и т.д.). Все слова, которые ребенок не назвал, ему обязательно нужно напомнить. Считается, что если малыш 6-7 лет может повторить 5 слов из 10, у него хорошая кратковременная память, а если он называет 7-8 – его долговременная память тоже прекрасно развита.
  • Для развития зрительной памяти можно выкладывать перед малышом картинки (например, 5-7 штук) и просить запомнить их . Затем можно убрать одну или две и спросить, чего не хватает, либо перемешать все картинки местами и попросить малыша выложить их в изначальном порядке.
  • С детьми постарше можно играть в эту игру немного по-другому. Положите перед ними фотографию или картинку со множеством деталей. Пусть ребенок рассматривает ее в течение 15-20 секунд, стараясь запомнить как можно больше подробностей. Затем уберите изображение и попросите его написать на листе бумаги список всего, что он запомнил.

Виды памяти

Способность к запоминанию у всех разная, и многие вещи люди запоминают по-разному. Кто-то хорошо запоминает имена, другой номера телефонов, третий лучше других помнит, что и где лежит, а у четвертого прекрасная память на тактильные ощущения. Кому-то для того чтобы запомнить что-то нужно это записать, другому достаточно услышать.

Таким образом, информация поступает в мозг несколькими путями. Следовательно, существует несколько видов памяти, которые отличаются типом психической активности. Выделяют двигательную (моторную, мышечную), эмоциональную, образную и словесно-логическую (смысловую) память. Образная в свою очередь делится на слуховую, зрительную и осязательную. Сферой образной памяти является запоминание образов предметов и их свойств при помочи зрительных, слуховых и осязательных рецепторов. Эмоциональная память ответственна за хранение и воспроизведение эмоций, которые были вызваны тем или иным объектом в прошлом. А моторная память связана с запоминанием любых движений. Благодаря ей человек дышит, ест, ходит, учится танцевать, писать не задумываясь над каждой буквой и так далее. Словесно-логическая память позволяет запоминать и узнавать понятия, мысли, умозаключения. Она позволяет понимать смысл написанного, а не заучивать тексты.

Согласно другой классификации память делится произвольную (преднамеренную) и непроизвольную. Произвольной человек пользуется по своему желанию, заставляя ее работать тогда, когда считает информацию нужной. При этом ему приходится прилагать определенные усилия. Непроизвольная память срабатывает вне зависимости от внимания человека и наличия цели запомнить что-либо, как бы в фоновом режиме. Взрослые запоминают только тогда, когда ставят перед собой такую задачу. А непроизвольная память, которая так хорошо развита у детей, с возрастом ослабевает.

По продолжительности хранения информации человеческая память делится на кратковременную, оперативную и долговременную. При этом сроки хранения не зависят от желания человека, но он может повлиять на них, используя приобретенные знания как можно чаще. Оперативная память используется для мгновенного воспроизведения сохраненной информации, которая немедленно забывается. Ее объем очень незначителен. Например, требуется записать номер телефона, поэтому приходится на пару секунд его запомнить, а после написания эти данные стираются. Кратковременная память позволяет хранить данные в течении определенного, достаточно непродолжительного периода времени. В качестве примера можно привести подготовку к экзамену, когда после передачи информации преподавателю она теряет актуальность и забывается. В долговременной памяти хранятся данные, к которым человек обращается постоянно или периодически. К примеру, алфавит, знание языка, таблица умножения. Отдельно следует упомянуть наследственную и генетическую память.

Как улучшить взрослым?

Тренировки памяти и внимания бывают разными – зачастую одни и те же упражнения помогают улучшить и концентрацию, и память – эти две функции мозга неразрывно между собой связаны.

Если вы хотите развить данные качества, вам могут помочь следующие методы.

Изучение иностранных языков: они сейчас нужны для работы и путешествий, а также именно они позволяют отлично развивать способности к запоминанию – выбирайте язык, который вам нужен или интересен

Важно заниматься каждый день, иначе для памяти от этого не будет никакой пользы. Возьмите за правило изучать в день по 5-10 новых слов
Работайте с ними, применяйте в простых предложениях, учите новые и постепенно увеличивайте словарный запас: обращайте внимание на произношение и правописание.

Эффективным для развития памяти и внимания для взрослых считается упражнение Пифагора

Каждый вечер вы должны максимально подробно вспомнить все, что случилось с вами за прошедший день: настоятельно рекомендуется записывать это – вести своеобразный дневник
Очень важно, составляя такие записи, вспоминать все последовательно и не перепрыгивать с одного события на другое. Возьмите в привычку перечитывать написанное по утрам – так вы сможете запоминать больший объем информации сразу. Со временем начинайте перечитывать не только записи о вчерашнем дне, но и, например, записи за целую неделю.

Для памяти и внимания также очень полезным может оказаться заучивание стихотворений наизусть. Стихотворения бывают разные, и вы сможете подобрать подходящие под себя – важно, чтобы задача вызывала трудности, но была посильной. Если с памятью совсем плохо, возьмите короткое простое стихотворение. Если несколько строф даются вам легко, можете взяться за часть поэмы. В таких занятиях крайне важно, чтобы стихотворения не забывались сразу же после занятия: старайтесь вспоминать их в течение дня, повторять через несколько дней или через неделю.

Если вы любите читать, но замечаете, что плохо запоминаете содержание, можно улучшить память, пересказывая прочитанное. Постарайтесь прочесть несколько страниц, а затем максимально подробно воспроизвести содержание написанного. Со временем увеличивайте количество страниц для пересказа, но не сокращайте объем своего рассказа – он должен быть максимально подробным. Постарайтесь пересказать содержание прочитанного сразу после чтения, через несколько дней, через неделю.

Попробуйте для развития концентрации и памяти настольные или онлайн-игры. Сейчас есть всевозможные таблицы, кроссворды, компьютерные игры, нацеленные именно на внимание и память. Так вы сможете увлекательно проводить время и тренироваться. Преимущество игр заключается в том, что на них необязательно выделять отдельное время посреди дня: вы можете заниматься с телефоном или с листком бумаги, когда едете в общественном транспорте или стоите в очереди.

Для развития памяти и внимания может помочь мнемотехника – это совокупность простых приемов, которые позволяют легче запоминать большие объемы информации. Эти приемы в большинстве своем основаны на удобном структурировании знаний или на поиске удачных ассоциаций. Для числовой информации обычно используют метод ассоциаций: например, вы можете связать числа с датами рождения своих друзей, известными вам номерами телефонов, количеством комнат или этажей в вашем доме. Если запомнить требуется нечисловую информацию, для этого может использоваться метод категоризации.

Игры для развития детской памяти

На улице идет дождь, и вы не знаете, что делать с детьми? Попробуйте применить игры на развитие памяти у дошкольников.

«Что изменилось?»

  • Количество детей: 2 и более.
  • Возраст: дошкольники и старшие дети.

Выберите комнату в квартире. Чем более вместительная будет комната, тем сложнее окажется игра. Дети внимательно осматривают комнату, затем отправляются за дверь. Вы остаетесь в комнате и меняете в ней что-то (перемещаете часы, переворачиваете вещи вверх ногами и т.д.). Дети заходят в комнату, ищут измененную вещь. Побеждает тот, кто первым найдет изменение.

«Копирование изображений из галереи»

  • Количество детей: 2 и более.
  • Возраст: дошкольники и старшие дети.
  • Что понадобится: бумага, любая картина, ластики, цветные карандаши, карточки для написания заданий (также служат билетами).

Отметьте одну комнату в квартире как художественную галерею, поместите в нее любую картину (можете нарисовать ее сами). Для входа нужны билеты в виде карточек, приготовленных заранее. Но дети не получают билеты бесплатно. Им придется найти их или получить, выполнив задание (петь, приседать и т.д.).

Игроки смогут смотреть на картину сколько угодно, но у них не будет возможности ничего писать или рисовать. После галереи они идут в другую комнату – «мастерскую». Там, на их бумаге они рисуют копию картины. Тот, кто наиболее верно перерисует изображение на картине, побеждает.

Методики

Взрослым важно, чтобы была правильно подобрана методика развития памяти. Если для детей есть конкретные программы (чаще всего игровые), то после школьной скамьи человек остаётся наедине со своими проблемами

Кто-то предпочитает их игнорировать: забыл про назначенную встречу — с кем не бывает! Кто-то не решается идти на приём к психотерапевту или нейробиологу: стыдно сознаваться, что никак не можешь запомнить собственный номер телефона. Другие пытаются идти по стопам детских воспоминаний и играют в онлайн-тренажёры для дошкольников и подростков, так как ничего более путного сами найти не умеют.

Провальными оказываются все три ситуации. В итоге память будет неизменно ухудшаться и с каждым годом всё больше и больше. Поэтому всем взрослым нужно знать, какие методики по её развитию созданы для людей, которым уже за… А их на самом деле не так уж и мало:

  • мнемотехника;
  • нейробика;
  • пальчиковая гимнастика;
  • речевые зарядки;
  • скорочтение;
  • онлайн-тренажёры;
  • тестовые и игровые задания;
  • обычные упражнения на развитие памяти;
  • мобильные приложения.

Помимо этих эффективных методик можно использовать чудо-средства народной медицины и инновационные технологии современной. БАДы, витаминные комплексы, таблетки, улучшающие работу мозга и укрепляющие познавательные психические процессы, вкупе с вышеперечисленными способами позволят запоминать и воспроизводить гигабайты полезной информации. Ну и, конечно, не забывайте, что всё это не будет иметь эффекта, если не нормализовать образ жизни и не следить за своим здоровьем.

Использование мнемотехники: три эффективных приёма

Приёмы мнемотехники доступны всем, их нетрудно освоить. В этой статье мы рассмотрим несколько популярных техник развития памяти. 

Со способами запоминания цифровой информации, текстов, терминов, стихотворений и многого другого вы сможете познакомиться на курсе «Мнемотехника: как легко запоминать». По промокоду MNEMO2020 вы получите неделю бесплатного доступа к курсу.

Метод историй

Суть данной техники состоит в том, чтобы связать слова и определения в один текст. Смешную историю запомнить гораздо легче, чем двадцать абстрактных понятий. Чем более парадоксальным и фантастическим будет рассказ, тем легче он войдёт в память.

Преимущества метода:

  • не требует предварительной подготовки,
  • тренирует креативность,
  • это весело и интересно.

Недостаток приёма заключается в том, что он не подходит для запоминания большого объёма информации.

Упражнение 2. Даны слова: почтальон, тигр, кукуруза, оса, река, сковорода, крестоносец, диван, мармелад, араб, борщ, зубная щётка, дождь, тюльпан, пепел, удача. Придумайте и визуализируйте историю с этими словами. Обязательно добавьте в свой рассказ эмоции и сопереживайте своим героям.

Пример: Почтальон Печкин верхом на тигре скакал через кукурузное поле. Печкин в страхе обернулся назад — за ним гнались разъярённые осы. Вдруг он наткнулся на реку. «Что делать?! — крикнул в пустоту бедный почтальон. — Моста нет!». Но к счастью, поблизости вместо моста была огромная сковорода. Печкин, подгоняя тигра, пробежал по ней. На другом берегу реки крестоносцы уже строили баррикады из диванов, и как только осы стали приближаться, крестоносцы начали сбивать их меткими бросками мармелада. Печкин подбежал к старому арабу — получателю посылки — и передал ему коробку. В ней оказалась тарелка ярко-красного борща, в которой вместо ложки лежала зубная щётка. Неожиданно пошёл дождь. Все подняли головы вверх, мармелад больше не летел в противника. Сначала падали самые обычные капли воды, но потом из грозового облака начали сыпаться тюльпаны. Тысячи тюльпанов медленно опускались, и как только касались земли, тут же превращались в пепел. Удивительно, но из образовавшейся золы получался отчётливый рисунок лошадиной подковы (образ на слово «удача»).

Метод «Цепочка»

Суть данной техники запоминания — соединение образов между собой. Необходимо нанизывать понятия одно на другое, как бусины на цепочку

Важно соединять их ярко и следить за последовательностью. При воспроизведении нужно представлять всю «конструкцию» сразу: снимайте образы с цепочки так же последовательно, как надевали

Преимущество метода:

  • быстрота запоминания,
  • можно использовать буквально на ходу.

Недостатком метода является то, что забыв один элемент цепочки, можно забыть всё остальное.  

Упражнение 3. Запомните цепочкой слова: лиса, космонавт, кольцо, яблоко, шахматы, учитель, Африка, молоко.

Пример: Рыжая лиса в скафандре (ассоциация с космонавтом), кольцом на лапе и яблоком на носу играет в шахматы с учителем географии (Африка), но не фигурами, а стаканами молока.

Метод Цицерона

Суть данного приёма мнемотехники — создание в воображении пространства с опорными образами. Почему метод наречён именем древнеримского философа, мы уже рассказывали. Другие названия: дворец памяти, метод римской комнаты, метод локусов, чертоги разума.

Необязательно создавать пространство с нуля, можно представлять свою квартиру или комнату. Выберите там несколько опорных образов (телевизор, настольная лампа, холодильник и так далее) и, перемещаясь по часовой стрелке, проложите между ними маршрут.

К каждому опорному образу присоединяйте запоминаемый. Можно не один, а целую цепочку (как в предыдущем методе). Количество информации, которую вы можете запомнить, зависит от размера локации и тренированности.

Образы можно менять, то есть многократно запоминать новую информацию на одни и те же локации. Но если часто использовать одни и те же места, образы начнут путаться. В таком случае локации нужно дать «отдохнуть».

Преимущества метода Цицерона:  

  • можно запоминать большие объёмы информации,
  • запоминание происходит достаточно быстро,
  • при повторении образы надолго остаются в памяти.  

Недостатком этого метода развития памяти является трудоёмкость.

Упражнение 4. Выделите опорные образы в своей комнате и «привяжите» к ним следующие слова: лягушка, шоколад, кит, футболист, зима, школа, компьютер, виноград, «Фоксфорд».

Как улучшить память и внимание у взрослых и детей?

Для тренинга кратковременной памяти подойдут упражнения, в которых задействован устный счет. Можно просто называть в уме числа от 50 до 1, если просто, начать со 100. Далее усложнить задачу: каждый раз отнимать от числа 3, пока не получится ноль. В этом случае начать упражнение с 300, то есть следующее число – 297, потом – 294.

Как тренировать память играми со словами:

  1. Нужно называть слово на каждую букву алфавита или выбрать одну и упражняться с ней. Такое задание поможет вспомнить о той информации, которая редко используется, находится глубоко в памяти.
  2. Упражнение со словами, написанными в столбик. Нужно запомнить последовательность их нахождения и воспроизвести в правильном порядке. Использовать нужно от 10 до 20 слов либо написать рядом с каждым число и запоминать их вместе. Затем попробовать вспомнить как можно больше пар из цифр и слов. Это более сложный вариант, нужно начинать с 6-7 предметов, постепенно увеличивая их количество.

Долговременную память поможет тренировать упражнение, связанное с описанием увиденного. Можно рассказывать о картине или событии. Каждый день повторять предыдущую информацию и дополнять ее новыми деталями.

Как натренировать зрительную память и внимание:

  • Выйдя из дома, замечать все, что имеет синий цвет, подсчитывая количество. Оттенок предмета может быть любым, главное – заранее его обозначить;
  • Разложить предметы на столе, перемешать и попытаться воспроизвести первоначальный порядок. В проведении упражнения лучше задействовать домашних, для сопоставления результатов.

Эти методы помогут не только укрепить память, но и поспособствуют ее восстановлению, при существовании подобной проблемы.

Рисуйте карты местности

Ученые, занимающиеся исследованием мозга, утверждают, что попытки восстановить в памяти карту серьезным образом стимулируют мозговую деятельность. Возьмите, к примеру, водителей такси в Лондоне. Для того чтобы получить лицензию на частный извоз, от них требуется запомнить 25 тысяч улиц и более 20 тысяч опознавательных ориентиров на местности (музеи, памятники, торговые центры и так далее).

Однако умение запоминать улицы и ориентироваться на местности – это не единственное, чем отличаются лондонские таксисты. Невропатологи Лондонского университета обнаружили, что у этих самых таксистов размеры гиппокампа (часть системы мозга, участвующая в процессе перехода так называемой кратковременной памяти в долговременную) значительно превышают размеры гиппокампа среднестатистического человека.

Предлагается следующее упражнение для мозга:

начертите карту чего угодно – соседних окрестностей, вашего района или любой другой знакомой вам местности – исключительно по памяти. Возьмите за правило выполнять данное упражнение снова и снова, когда вы будете посещать новое для вас место или просто идти к знакомым местам новыми маршрутами.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector