Коучинг: что это такое простыми словами для чайников
Содержание:
- Какие есть признаки деструктивных тренингов, которые предлагают коучи?
- Эриксоновский коучинг
- Как проходит коуч-сессия
- Как выбрать коуча
- Работа коуча: сочетание теории и практики
- Чем отличается коуч от тренера?
- История профессии
- Коуч Райнер Лессинг
- Отличие коучинга от обычного психологического консультирования
- Когда и зачем появились коучи
- Из истории коучинга
- Происхождение понятия коучинг (coaching)
- Чем коуч отличается от других
- История коучинга
Какие есть признаки деструктивных тренингов, которые предлагают коучи?
1/ Манипуляции любовью. Это когда на тренинге тебе становится теплее, чем в семье или с друзьями. Когда там у тебя появляется ощущение, что ты — избранный, что тебе все рады. Когда хочется опять и опять туда вернуться. Казалось бы, что плохого в том, когда все вокруг тебя любят и улыбаются тебе? С этого все начинается — это своего рода пусковой механизм. Это мотивирует клиента на дальнейшее посещение тренингов, а впоследствии дает организаторам контроль над его поведением и финансами.
2/ Изоляция человека от семьи, коллег и друзей. А также запреты из разряда «не рассказывай никому, что у нас происходит, это наш секрет».
3/ Участникам внушают: «Ты особенный!» — и это дает огромное чувство вовлеченности, люди становятся приверженцами программы, больше напоминающей некий ритуал или культ.
4/ Еще один тип внушения: «Ты ответственный за все, что с тобой происходит». По большому счету это так, но все хорошо в меру. Нередко горе-коучи обвиняют клиентов, что они сами виноваты в том, что, к примеру, стали жертвами насилия.
Эриксоновский коучинг
Проблематика обучения человека эффективным жизненным стратегиям всегда была прерогативой психологов, и именно отталкиваясь от основ изучения функционирования мозга и психики, были разработаны ведущие принципы коучинга. Мэрилин Аткинсон, изучившая работы Милтона Эриксона основала университет, где все желающие смогли бы обмениваться и развивать уже имеющиеся в этом направлении данные (на данный момент это аккредитованное образовательное учреждение). Сам Эриксон разрабатывал концепции психотерапии и гипнотерапии, используя в жизни принципы, ранее не появлявшиеся в научных кругах. Именно эти идеи позволяли человеку изменить не только рабочие моменты и некоторые черты своей личности, но и целиком свою жизнь, взяв под контроль ее проявления и дальнейшее течение.
Методы, не подходившие под концепции психотерапевтических школ, шокировали, но работали. Основой их было поиск оптимального решения, отталкиваясь от ситуации, которая уже сложилась, без излишних компаний в прошлом и поиске причин. Первый и основной курс Эриксоновского университета был построен на консультировании по поиску решений, с применением НЛП и гипнотерапии. Начиная с этого момента, стало проводится обучение коучингу, где за основу стало движение человека вперед и преобразование его жизни в лучшую сторону. Консультанты, практикующие этот новый вид, не стремились ни к поиску глубоких первопричин кризиса, ни к обозначению всех проблемных факторов, их взгляд всегда устремлялся в будущее, считая, что не имеет значения искать, где человек подхватил насморк, гораздо лучше начать его лечить, даже не зная причин.
Эриксоновский коучинг обязан своим названием тому, что базируется на принципах и методах, разработанных Милтоном Эриксоном. Первостепенной среди них является вера в каждого человека и наличие у него всех необходимых ресурсов для разрешения собственной проблемной ситуации, а коуч является лишь направляющей функцией, задавая вопросы, помогающие найти выход. И следующим является понимание того, что абсолютно любой человек способен к изменениям к внутренним, своей жизни, бизнеса или любой другой части, при этом способен довольно быстро заметить результаты изменений.
Помимо этого, если вникнуть в модель эриксоновского коучинга, можно распрощаться с нападками тех. Кто считает данную модель аморальной. Базис выхода к изменениям строится на гармоничном сочетании четырех разнополюсных понятий: науки и искусства, отношений и планов, стратегий и инноваций, а также материального и духовного. И именно поддержание одинаково высокого уровня развития и взаимоперехода этих частей способствует гармоничному развитию.
Как проходит коуч-сессия
Если мы говорим об индивидуальном коучинге, то сессия проходит при участии клиента и коуча в максимально удобном изолированном помещении. Также возможно занятие по скайпу. Сессия обычно длится около 60 минут.
Нужно отметить, что коучинг – очень структурированное действие. В любой сессии есть 7 четких этапов:
- Формирование запроса на коучинговую сессию.
- Проверка запроса на экологичность (согласен ли клиент и его окружение с последствиями реализации целей).
- Исследование текущего состояния.
- Работа с запросом. Это сердце коуч сессии, ее основная часть. Именно здесь применяются определенные техники или комбинация техник.
- План действий.
- Подведение итогов и обратная связь коучу.
- Среди коучей бытуют разные мнения о том, кто должен делать замети по сессии. У меня здесь очень четкая позиция – заметки должен делать коуч, чтобы не выдергивать клиента из состояния потока.
А теперь поговорим о коучинговых вопросах
Когда-то очень давно, когда я начинала работать в бизнесе и только узнала о существовании коучей, я представляла их работу так: сидит очень умный человек, он уже знает ответы на все вопросы, а клиент такой, как бы это сказать помягче, не очень умный. И вот коуч ему говорит: «И вы должны сделать что?» Клиент молчит. Коуч: «Ну подумайте, такая штука на о начинается на т заканчивается». Клиент молчит. Коуч: «Ну вы уже делали его на прошлой неделе». Клиент: «А, отчет». Общее ликование.
Конечно, это очень далеко от реальности: коуч никогда не знает ответ на вопрос, который он задает. В том числе поэтому, коучу действительно искренне интересно взаимодействовать с клиентом. Основной инструмент хорошего коуча – это правильные вопросы. Правильно заданный вопрос позволяет клиенту отыскать необходимые ответы внутри себя, пережить важные инсайты и найти наиболее эффективные решения. В разных школах коучинговые вопросы называют волшебными, эффективными, сильными, раскрывающими, пробуждающими и ресурсными.
Практически во всех школах коучинга уделяют очень большое внимание тренировке навыка формулирования вопросов. Что же это за вопросы?
- Во-первых открытые. То есть такие вопросы, на которые нельзя дать ответ «да» или «нет».
- Вопросы формулируются таким образом, чтобы пробуждать воображение, открытия или действия. Я часто в своей работе использую метафору волшебной палочки, машины времени, которая находится в моем книжном шкафу или интеллектуальной камеры, которая висит на потолке.
- Вопросы формулируются так, чтобы двигать клиента вперед к желаемому результату, а не оправдываться перед собой и коучем и смотреть в прошлое.
- Вопросы помогают клиентам расширять видение будущего. Например, в технике «Выбор будущего» через правильные вопросы мы находим альтернативный вариант развития событий.
- Вопросы побуждают клиента думать за рамками, идти дальше, исследовать глубже. Обычно для этого мы применяем рамку «А что еще?» и «Как если бы». «Как если бы» – очень мощный инструмент, который помогает нам переместить фокус нашего внимания с «как» и внутреннего критика, который посылает нам автоматические негативные послания, на пространство внутренней мудрости, где творчество бьет фонтаном.
Как выбрать коуча
Выбрать коуча не так просто. Нужно ориентироваться на многолетний опыт при выборе коуча и отзывы его учеников, которые получили результат.
Как правило, любой коуч имеет в Интернете собственный сайт, через который собирает учеников для коучинга. На нем должна быть информация о коуче:
- Сертификаты, дипломы.
- Отзывы учеников в виде видеороликов.
- Должен быть прописан опыт работы.
- Показано, какие результаты коучем были достигнуты на протяжении стольких лет работы.
- Контактные данные, которые помогают связаться с коучем.
Если о коуче нет информации на сайте, не стоит доверять таким коучам. Потеряете время и деньги зря.
В другом случае, вы можете связаться с коучем и обсудить с ним детали сотрудничества. То есть, для начала познакомиться, узнать, что он за человек. А уже потом сотрудничать с ним. Таким образом есть вероятность того, что вы найдете хорошего и ответственного коуча, который поможет вам в жизни достигнуть целей.
Работа коуча: сочетание теории и практики
Обычно работа с клиентом начинается с оценки его готовности ко взаимодействию в коучинговом формате и анализа текущего положения вещей.
Дело в том, что не каждый человек, пришедший на консультацию, готов к тому, чтобы работать над собой и брать ответственность за результат в свои руки. К примеру, случается, что на сессию приходит «жалобщик», который привык жаловаться на жизнь и изливать свою душу, но при этом ничего не делать. Так он ходит от одного специалиста к другому в ожидании чуда, «волшебной таблетки» или супер-совета, способного разрешить все его проблемы, но ничего в его жизни не меняется. И коучинг здесь, к сожалению, тоже бессилен.
Таким образом, данный метод будет эффективен только для людей, настроенных решительно и готовых действовать и меняться, а не ждущих, готовых решений, которые за них примет кто-то другой и свято верящих в то, что все проблемы в их жизни из-за других людей.
Итак, первая сессия даёт возможность специалисту понять — готов ли клиент к работе над собой в коучинговом формате. Кроме того и человек, обратившийся за помощью, и коуч определяются на сколько они подходят друг другу для дальнейшего совместного партнёрства. Часто такое понимание приходит интуитивно, на уровне «химии» и ценностных совпадений/несовпадений.
Второй важный аспект начала совместной работы — это понимание запроса клиента и определение желаемого результата. Казалось бы, ну что тут непонятного? Действительно, всё довольно очевидно, когда человек приходит с конкретным запросом, например: «Хочу выйти замуж», «Хочу стать уверенным в себе», «Хочу улучшить отношения в семье», «Хочу открыть своё дело» и т.д.
Но даже при «прямом» запросе, если копнуть глубже, может оказаться, что желание «хочу выйти замуж» — вовсе не моё, а мамино
Что цель «купить машину» — не потому что хочу или необходимо, а потому, что у всех есть… В общем, после ответа на незамысловатый вопрос коуча: «А почему это для вас так важно?», человек вдруг понимает, что вовсе не этого он хочет. И тогда совместно с коучем запрос переформулируется на тот, который действительно будет вдохновлять и иметь ценность и истинный смысл для человека
Однако, очень часто люди приходят к коучу в состоянии неопределённости. И обычно это выглядит так: «Я понимаю, что что-то нужно в жизни менять, но не знаю, что?» или «Вроде всё хорошо, но нет удовлетворённости в жизни…» или «Я больше не могу делать то, что я делаю и хочу найти дело по душе… Но я не знаю, что это?»
Тогда на помощь приходит специальная техника «Колесо жизненного баланса» которая позволяет определить «точку отсчёта». Благодаря этой технике клиент понимает, и видит отправную точку-сферу своей жизни, с которой стоит начать работу для получения желаемых изменений.
Подводя итог особенностей работы в коуч-формате, невольно вспоминается фраза: «Никто не сможет сделать зарядку вместо тебя». Как бы ни был хорош коуч, только сам клиент может делать все шаги по направлению к желаемым результатам. Часто эта работа человека над собой не сводится к какому-то одному действию (возьми да сделай/скажи так-то). Она сопряжена с изменением мировоззрения, с формированием нового восприятия себя, с преодолением эмоциональных и ментальных барьеров (неосознаваемых ограничивающих установок).
Помощь в прохождении этих препятствий и грамотная работа по их устранению, неоспоримая вера в возможности человека, видение его потенциала и его раскрытие, обеспечивают поддержку и сохранение мотивации клиента на пути к изменениям, что является основной задачей коуча.
ХОТИТЕ СТАТЬ ЛАЙФ-КОУЧЕМ ЗАПИШИТЕСЬ НА БЕСПЛАТНУЮ КОНСУЛЬТАЦИЮ
ЗАДАТЬ ВОПРОС
Чем отличается коуч от тренера?
Еще одним близкородственным понятием к слову «коуч» можно назвать тренера. Во многом размытие границ между этими двумя профессиями обусловлено появлением коучей-самоучек, которые переквалифицировались из тренеров в новое для себя направление, не пройдя профильного обучения и применяя привычные для них методы.
Чем отличается коуч от тренера? Степенью и методами воздействия на аудиторию. Коуч должен выработать определенные психологические установки своих воспитанников, которые позволят им принимать верные решения практически интуитивно. При этом он не учит, не наставляет, не дает ответы. Тренер же выполняет больше техническую роль.
Например, он может повысить навыки сотрудников относительно бухгалтерской программы, научить рациональному применению своего времени, подсказать более эффективные приемы продаж и т.д. Он должен «разжевать и положить в рот», а коуч только стимулирует «жевательный» процесс.
Коуч не дает ответы, его основная задача – развить у человека умение самому добиваться поставленных целей, искать необходимые пути и решения.
Многие профессиональные сферы требуют определенных задатков личности, например лидерских качеств. Тогда, грани между этими специальностями стираются и работу выполняет коуч-тренер в одном лице. Он помогает лучше овладеть профессией и выработать у клиента понимание правильной стратегии поведения. Встречается и коуч-консультант, который на консалтинговой основе способствует налаживанию бизнеса или решению других вопросов.
Какими знаниями и навыками должен обладать коуч?
В отличие от тренера, коуч должен быть силен в психологии, поскольку сферой его работы является разум и подсознание. Что такое коуч? Это психолог, мудрец, профессионал в выбранном направлении. Человек, в котором сочетается жизненный опыт с фундаментальными знаниями.
Поэтому, многие люди работают тренерами и консультантами, а вот стать коучем решаются единицы. Слишком велика ответственность и цена ошибок. Поэтому велик риск попасться в руки шарлатану. Подыскивая для себя или своей компании коуча, желательно уделить внимания этому не меньше, чем при выборе стоматолога или адвоката.
История профессии
Коучинг – это относительно новое направление психологического консультирования, которое оформилось в качестве отдельного профиля только к середине 1990-х годов. Оно вобрало в себя знания о деятельности спортивных тренеров, психологов и педагогов.
Сам термин появился еще в середине XIX века, произошел он от английского слова coaching, что означает «тренировать», и сначала использовался только командных играх. В дальнейшем вплоть до конца XX века развивался именно спортивный коучинг, помогавший атлетам добиваться высоких результатов. С 1970-х годов начали появляться труды, которые указывали на возможность применения спортивных методик для продвижения в других сферах жизни.
Сейчас в мире существует целый ряд профессиональных межнациональных организаций, деятельность которых направлена на объединение тренеров и стандартизацию их работы. Среди них можно назвать Международную федерацию коучей, Ассоциацию коучинга, а также Европейский совет коучинга и менторства.
Коуч Райнер Лессинг
«Сейчас большой, просто зверский спрос на коучинг с привлечением животных, особенно хорошо идут занятия с акулами и лошадьми. С акулами, правда, дороже…»
В Германии слово «коуч» юридически не защищено, поэтому каждый желающий может написать его на своей визитной карточке. В результате в этой стране сейчас появились астрокоучи, коучи счастья, тантрические, кинезиологические и прочие наставники. Так появились достаточно оригинальные методики. Например, автор одной из них — Райнер Лессинг — коуч, который проводит занятия по особой методике. В его доме живут ручные волки, которых Лессинг вырастил. Изучение иерархических отношений в стае этих животных привело Лессинга к интересным выводам. Он не боится проводить смелые параллели между звериным сообществом и бизнесом и говорит, что отношения между волками походят на взаимодействие деловых людей. Позиционируя себя как коуч для руководителей (Executive Coach), он проводит занятия, которые стоят 950 евро с человека в час.
Подводя итоги, хотелось бы отметить несколько фактов, свидетельствующих о продуктивности и эффективности вышеперечисленных методов. Например, исследование, проведенное в 2001 году Manchester Consulting среди руководителей, прошедших программу коучинга, показало средний коэффициент окупаемости инвестиций в размере 5,7 от начального капиталовложения. Известно, что в корпоративном мире исполнительные директора обращались к коучам для повышения эффективности своей деятельности. Дэвид С. Поттрук, совместный исполнительный директор Charles Schwab, обратился к коучу за помощью в корректировке своего авторитарного стиля руководства. В государственном секторе секретарь министерства финансов Пол О’Нилл нанял коуч-менеджера, чтобы тот помог оживить закоснелую политику правительственного ведомства. Как показывают эти выдающиеся примеры, правильный коуч может помочь обнаружить недостаточно используемые сильные стороны, обрести новые навыки, сохранять целеустремленность, устранить белые пятна и справиться с новыми проблемами.
Отличие коучинга от обычного психологического консультирования
Со стороны коучинг и психологическое консультирование очень схожи: специалист беседует с клиентом, помогая ему в решении проблем. Но по сути это совершенно разные виды психологической помощи.
Если консультирование направлено на решение определенной проблемы, для чего психолог обращается к прошлому клиента, то вопросы коуча направлены в будущее – коучинг ориентирован прежде всего на цель, которая формулируется только на позитиве, говорить о проблемах при этом категорически запрещено. То есть, вместо того чтобы обсудить, чего клиент не хочет, говорят о том, к чему он стремится. Коуч помогает человеку, имеющему желания и мечты, осознать их и сделать более конкретными, четкими.
Среди задач этого особенного вида психологического тренинга можно выделить такие, как помощь клиенту в принятии себя, создании установок и ценностей. Коучинг призван также научить клиента разобраться в себе, поверить в свои силы, доверять окружающим. Все это поможет человеку найти способы эффективного решения поставленных задач.
Это только на первый взгляд кажется, что психолог просто разговаривает с клиентом. На самом деле он проводит огромную работу, пользуясь своими профессиональными знаниями, жизненным багажом, а также специальными методами и техниками.
Когда и зачем появились коучи
Английские студенты стали так называть на сленге репетиторов, которые не просто помогали им изучить какой-то предмет, а готовили к сессии за ограниченный промежуток времени. Хорошим коучем тогда был преподаватель, который помогал студенту быстро разобраться в его сильных и слабых сторонах, мог замотивировать на изучение предмета и сдачу экзамена. Он сопровождал студента, помогая ему концентрироваться именно на слабых, но важных для сдачи экзамена зонах.
Потом коучи появились в спорте — они помогали определенному спортсмену подготовиться к соревнованиям.
Причем, вопреки расхожему мнению, хороший в прошлом спортсмен далеко не всегда был таким же коучем.
Чтобы стать хорошим коучем, нужны другие, в основном особые коммуникативные компетенции. Через какое-то время коучи начали работать и в командных видах спорта.
Во второй половине XX века роль коучей и технологии коучинга вышли за пределы спортивной деятельности. Этому способствовали работы спортивного тренера, выпускника Гарвардского университета Тимоти Голви. В 1974 году он написал книгу «Теннис как внутренняя игра». Голви показал ошибочность многих стандартных подходов к спортивному обучению. Например, то, что излишняя жесткость и директивность не повышают ни скорость усвоения навыка, ни эффективность.
Он также показал, что как критика, так и похвала стимулируют работу так называемого оценочного разума, что лишь включает внутренний диалог спортсмена, а не улучшает его игру. Спортсмен начинает лучше играть, когда активность оценочного разума снижается, начинает работать интуитивный разум, а это происходит, когда человек сам понимает, что ему нужно поменять в игре. Голви рекомендовал директивные указания заменять вопросами или созданием такой ситуации, когда спортсмен, например, играя перед зеркалом, сам понимает свои ошибки и методы их исправления.
Фото с сайта righteousbrothers.com
Тим Голви потом написал еще несколько книг, в которых перенес методику недирективного коучинга в другие виды спорта и в бизнес. Использование методик коучинга в бизнесе развили Джон Уитмор, Томас Леонард. Последний систематизировал подход и предложил использовать коучинг и в других областях жизни: семья, воспитание детей и многих других. Использование коучинга в бизнесе сейчас называется бизнес-коучинг, а в других областях жизни — лайф-коучинг. В 1995 году в США коуч стал официальной профессией.
Из истории коучинга
Первоначально коучинг начал практиковаться в области психологии спорта. В 90-х годах XIX века слово «коуч» вошло в лексикон как название тренера спортсменов. Затем им стали называть уже любого наставника или инструктора. Коучинг как вид психологической помощи возник на стыке психотерапии, наставничества и спортивного тренерства. Постепенно этот вид деятельности развился в коучинг по достижению результатов в жизни.
В 2001 году в США профессия коуча признана официально. В наше время направление продолжает совершенствоваться и развиваться, находит новые области применения. В развитых странах в штатном расписании практически каждого предприятия официально предусмотрена должность тренера-коуча. По крайней мере, в тех, которыми руководят дальновидные люди. Ведь расходы на содержание такого специалиста окупаются сторицей.
Происхождение понятия коучинг (coaching)
В ХIХ веке коучами называли репетиторов. Коучинг как направление возникло в 80-х годах XX века в Соединенных Штатах Америки. Его основоположниками принято считать Тимоти Голлви, Томаса Дж. Леонарда, Джона Уитмора. Изначально данное понятие применялось в спортивной среде, но со временем получило широкое распространение на другие сферы деятельности.
Тимоти Голлви разработал методику для спортсменов, которая избавляет от психологических барьеров на пути к достижению целей. Он подробно описал ее в книге «Внутренняя игра». Голлви уверял, что когда тренер поможет спортсмену избавиться от неуверенности в собственных силах и применить его скрытые возможности, активизировать потенциал, то подопечный самостоятельно добьется поставленных целей. Голлви дал следующее определение: «Коучинг – это искусство с помощью беседы и поведения создавать среду, которая облегчает движение человека к целям, при этом человек получает удовлетворение».
Томас Леонард продолжал изучать эту методику и развил коучинг в сфере бизнеса. Он основал университет коучей, где обучал бизнесменов и предпринимателей. Томас объединил бизнес и психологию.
Джон Уитмор написал книгу «Коучинг высокой эффективности» и продолжал развивать это направление. Он утверждал, что основная задача коучинга заключается в развитии осознания и ответственности за последствия, а суть коучинга – это «раскрытие потенциала личности или группы совместно работающих людей, чтобы повысить уровень призводительности и продуктивности».
Коучинг не дает четких указаний, не подсказывает решение. Основа метода заключается в том, что все ответы, решения и возможности скрыты в подсознании каждого человека, и необходимо лишь создать определенные условия для того, чтобы их найти, осознать и реализовать. Осознание является основополагающим критерием коучинга
Оно дает способность отбирать и ясно воспринимать относящиеся к делу факты и информацию, определяя степень их важности. Ответственность за последствия — ещё один ключевой фактор
Коуч – человек, который помогает понять и применить эту методику
Он не подсказывает решение, а направляет внимание обучаемого на осознание ситуации, акцентирует его внимание на проблеме таким образом, чтобы подопечный сам понял суть проблемы и нашел решение. Ученик обретает способность и стимул анализировать и самообучаться, реализовывая собственный потенциал
Коуч мотивирует и придает уверенности в собственных силах для достижения цели.
Школа коучинга помогает выделить первостепенные цели и задачи, показывает путь к их достижению.
Современный коучинг подразделяется на:
- Индивидуальный коучинг – способствует личностному росту.
- Бизнес-коучинг – это коллективный труд коучей над улучшением профессиональных качеств и карьерного роста клиента в рамках его бизнеса.
- Корпоративный коучинг – достижение поставленной цели в интересах компании. Сотрудники получают возможность самореализации, карьерного роста, а руководитель профессиональных и мотивированных работников. Как следствие рост прибыли.
По количеству участников коучинг делится на индивидуальный или групповой. По форме обучения бывает очный (личное присутствие) и заочный (не предполагает личного присутствия, осуществляется по телефону или через интернет).
Чем коуч отличается от других
Профессию коуча нередко путают с тренером или ментором. Некоторые вовсе считают, что он ничем не отличается от обычного друга, ведь друг тоже поддержит, успокоит и наставит.
Тем не менее, работающие в этой сфере люди очень далеки от тренеров и уж тем более от друзей.
От тренера
Если тренер обязательно должен разбираться в теме, в которой он тренирует своего клиента, то уже коуч может вообще почти ничего не знать в том, про что у него спрашивает человек. Это совершенно нормально, главное для него – понимать, как работает психология человека.
Ещё одно отличие коуча – он работает всегда индивидуально.
Если, к примеру, спортивный тренер может позволить себе проводить групповые занятия, то уже в коучинге никак не обойтись без индивидуального подхода. Из этого следует высокая цена таких занятий.
От консультанта
Коучинг иногда путают с консалтингом – услугами, направленными на то, чтобы помочь предпринимателю улучшить положение дел в его бизнесе.
Консультант не старается понять, что сокрыто в вашей душе и ему необязательно хорошо разбираться в психологии человека. Его задача – понять, какие проблемы есть в конкретном бизнесе.
Консультант обычно исследует деятельность предприятия. Только потом он даёт какие-то советы или высказывает предложения. Коуч же на его месте просто помог бы предпринимателю разобраться с самим собой.
От ментора
Ментор действительно похож на коуча. И тот, и другой работают исключительно по индивидуальной схеме. Они помогают своему клиенту решить какие-то специфические задачи. При этом коучу и ментору необязательно разбираться в теме, в которой возникла проблема.
Но есть одно важное отличие, которое заключается в том, что такой психолог может не разбираться в какой-то теме, но помогает решить конкретную задачу. Он наставляет человека на пути к решению конкретной, порой даже сиюминутной, проблемы
Ментор же акцентируется на долгосрочном развитии личности.
Клиенты ментора могут пользоваться его услугами на протяжении десятков лет. Коучинг направлен на то, чтобы решать проблемы здесь и сейчас.
От друга
Некоторые могут спутать коуча даже с другом. Это будет грубейшей ошибкой. Какими бы замечательными не были друзья, вряд ли они окажутся специалистами в человеческой психологии.
Вряд ли у друга есть опыт работы с клиентами, переживающими тяжёлую жизненную ситуацию, а такой опыт будет только у хорошего специалиста.
Коучинг предполагает, что человек уже спросил совета у друзей, но они не смогли посоветовать ему ничего дельного. Человек не знает, что ему делать и как выйти из сложившейся ситуации и только тогда приходит к такому психологу.
История коучинга
Тимати Голви, профессор Гарвардского университета, первым предложил использовать слово «коучинг». Изначально о подобном направлении заговорили в США в конце 80-х годов. В самом начале главной задачей коуча была помощь в определении и реализации целей. Интересно то, что методику Голви оттачивал со студентами на корте, играя в большой теннис, а затем перенес в бизнес-поле. «Внутренняя игра в теннис» — именно так называет первая книга — программный документ, которую рекомендую прочесть многим. Непосредственно автору курса по лайф коучингу принадлежит главный закон: успех наставничества в том, что клиент научится сам решать поставленные задачи в дальнейшем без помощи ментора. Подходы Голви в развитии направления стали популярными для последователей.
Как развивался
Прочитав важную книгу Тимати Голви, исследователь Джон Уитмол предложил инструменты, помогающие в максимальном раскрытии потенциала человека в профессиональной и личной сфере. Самый первый бизнес-тренер — финансовый аналитик Томас Леонард. Он разработал способы формирования здоровых отношений между подчиненными и начальством, а также между партнерами и исполнителями, показал, как налаживать связь с клиентами.
Особый вклад в развитие науки принесла Мэрелин Аткинсон, создав Международный Эриксовский университет. Более 30 лет автор работала над формированием обучающей концепции и открыла филиалы университета более, чем в 20 странах.
Основные задачи
Базовая цель — раскрытие потенциала человека, даже, если сам клиент о нем не догадывается. Основной принцип в том, что коучинг не учит, а лишь помогает учиться и осваивать новые знания. В итоге, клиенту удается:
- получить новые знания;
- работать эффективней;
- правильно формировать цели;
- исправлять ошибки и не повторять их в будущем.
Спрашивали ли вы себя, кто это коуч-психолог? Это специалист, помогающий не только в развитии бизнеса, сколько в прорабатывании сложных ситуаций, не позволяющих становиться успешней, счастливей, гармоничней. Например, коуч Аллан Пиз рассказывает, как побороть стеснение выступления и заставить язык тела работать на вас.