Кривая эббингауза: как хакнуть свою память и запоминать до 95% информации
Содержание:
- Принципы запоминания
- Ставим чёткие цели
- Развитие зрительной памяти
- Интервальные повторения
- Интервальное повторение
- С помощью какой техники лучше всего запоминать?
- Как наш мозг запоминает информацию
- Выработка привычки
- С чего начать – первые аккорды
- Онлайн-тренажеры для развития навыков запоминания
- А если загружать информацию прямо в головной мозг?
- 8 приложений для прокачки памяти
- Структура и виды памяти
- Быстрые методики запоминания
- Техника развития скорочтения «Сбор урожая»
- Преимущества работы с памятью
- Учите важное
Принципы запоминания
Память является сложным психическим процессом и включает в себя четыре ступени:
- запоминание;
- хранение;
- воспроизведение;
- забывание.
Специалистами в области психологии и медицины замечено, что у памяти есть одна особенность: если ее не использовать по назначению и не развивать, она со временем теряет свои свойства. Это провоцирует начало других деструктивных процессов, которые могут отразиться на когнитивной и психической функциях сознания.
С проблемой запоминания большого объема информации в разных ситуациях сталкиваются все люди, но ее усиление неизбежно приходит с возрастом. При правильном развитии человеческого сознания память прогрессирует до 25 лет, в среднем возрасте держится на одном уровне, а в пожилом – постепенно ухудшается.
Чтобы максимально избежать негативных последствий процесса ухудшения памяти, ее необходимо тренировать по подобию тренировок мышц. Суть тренировок проста – надо больше и чаще вовлекать память в работу. Для этого придумано большое количество разных способов и мнемотехник. Прежде чем приступать к их освоению, следует узнать, какой бывает память, а также в чем заключен принцип запоминания. Память бывает произвольная и непроизвольная.
- Произвольное запоминание происходит при участии воли человека тогда, когда нужно усвоить информацию, а для этого требуется приложить усилие. Произвольная память, в свою очередь, делится на механическую (зазубривание наизусть) и логическую (осмысленную).
- Непроизвольная память работает без участия воли человека. Информация записывается в сознание самостоятельно. Обычно это происходит под действием сильного впечатления и большой заинтересованности. Интересная, нужная и важная информация запоминается человеком сама собой, причём без каких либо особых усилий.
Чтобы информация сохранилась в памяти надолго или даже навсегда, ее необходимо подвергнуть анализу, сравнению, рассмотрению с разных точек зрения, критическому восприятию и обработке. Это значит, что быстрое и произвольное запоминание возможно только при подключении мышления и логики.
Кроме того, память можно разделить на 3 вида в зависимости от преобладающего типа восприятия информации.
- Зрительная (визуальная). Информация запоминается преимущественно через зрение, наблюдение, рассматривание.
- Слуховая (аудиальная). Информация наилучшим образом усваивается на слух (через прослушивание).
- Тактильная (кинестетическая). Человек, в котором преобладает такой вид памяти, лучше всего запоминает информацию через прикосновения.
- Обонятельная и вкусовая. Встречаются гораздо реже в виде преобладающих в человеке типов памяти. Запоминание через запахи и вкусы выступает чаще на второстепенной роли. В некоторых профессиях главную роль играют именно такие виды памяти, например, повар или парфюмер. Поэтому такие виды восприятия информации тоже хорошо поддаются тренировкам и успешно развиваются.
Для понимания того, какой именно вид восприятия информации преобладает в человеке, проводятся различные тестирования. Это делается для достижения наибольших результатов, когда необходимо запомнить большой объем информации. Например, если студенту известно, что он аудиал, то готовясь к экзамену, он либо читает информацию вслух, либо прослушивает аудиозаписи лекций. В случае, когда он визуал, то прочитанный про себя текст хорошо запомнится ему лишь тогда, когда он сможет представить его в виде конкретных зрительных образов. А вот кинестетику для эффективного запоминания необходимо прописывать тексты, так как именно в процессе написания и происходит запись информации в сознание.
Ставим чёткие цели
Даже если вы читаете очень внимательно и вдумчиво, перелистнув страницу, вы едва ли сможете подробно пересказать то, о чём только что узнали.
Ещё в XIX веке югославский психолог П. Радоссавлевич провёл любопытный эксперимент. Задача, которая стояла перед испытуемым, заключалась в заучивании бессмысленных слогов. Обычно для этого требовалось несколько повторений. Затем цель изменилась — теперь нужно было просто читать написанное. Испытуемый сделал это целых 46 (!) раз, но когда экспериментатор попросил повторить ряд наизусть, он не смог этого сделать. Зато как только понял, что их нужно было выучить — потребовалось всего 6 раз пробежаться взглядом по слогам, чтобы безошибочно пересказать их. О чём это говорит?
Чтобы понять, как читать, чтобы прочитанное запоминалось, нужно обязательно ставить перед собой чёткую цель — запомнить материал.
Здесь тоже есть свои хитрости. Основную цель нужно разбивать на более специализированные задачи. Проще говоря, вы выбираете, на чём концентрироваться. В одном случае достаточно выделить основные факты, в другом — их последовательность, а в третьем — запомнить текст дословно. Тогда мозг уже при чтении начнёт создавать «крючки», которые помогут запомнить нужную информацию.
Развитие зрительной памяти
Человеческий мозг улавливает смысл увиденного глазами практически с первого раза. Некоторым людям необязательно останавливаться на каждом прочитанном слове. Им достаточно лишь скользить по тексту глазами. Подобная модель значительно ускоряет процесс чтения материала.
Приемы зрительной памяти активно используют в учебных заведениях. Большая часть информации отображается на классной доске.
Существуют методики по развитию периферийного зрения. Умение читать страницу целиком позволить существенно сокращать время при изучении больших объемов информации. Полезные тренажеры можно найти по адресу – https://brainapps.ru/. Онлайн сервис предлагает пользователям развивать память при помощи игр. Большинство тренажеров предоставляется бесплатно. Однако чтобы пройти курс по скорочтению или получить доступ ко всем тренажерам придется купить премиум аккаунт. Если ежедневно уделять упражнениям по 10–15 минут, то уже через две недели можно будет увидеть изменения.
Интервальные повторения
Суть метода заключается в том, что человек повторяет выученную информацию согласно определенным, постоянно возрастающим интервалам. У этого метода даже есть конкретная формула: Y=2X+1, где Y означает день, когда информация начнет забываться, а X — день последнего повторения. Таким образом, если вы выучили информацию, например, неделю назад, то повторить ее вам нужно будет через 8 дней. При этом потенциал интервала равен бесконечности.
Методика интервальных повторений часто используется вместе с карточками. Наиболее распространенный пример: изучая иностранный язык, вы делаете карточки с незнакомыми словами и затем с определенной периодичностью их повторяете.
Интервальное повторение
Немецкий психолог, исследователь памяти Герман Эббингауз вывел так называемую кривую забывания. Он установил, что в течение первого часа мы забываем более 50% полученной информации, а через 10 часов от нее остаётся всего 35%. Дальше скорость забывания уменьшается: через 6 и через 30 дней мы помним примерно одинаковое количество выученного материала — около 20%.
На этом свойстве памяти и основана методика интервального повторения. Если повторять материал, когда мы почти успели его забыть, но ещё не забыли — он запоминается лучше.
Если повторение происходит в тот момент, когда информация еще свежа в памяти, эффект повторения минимален. Если же мы взялись за повторение слишком поздно, нам приходится учить всё заново.
Экспериментальным путём психологи выяснили: чтобы быстро выучить нужный материал, повторять его надо через следующие интервалы:
- сразу по окончании чтения,
- через 20 минут после первого повторения,
- через 8 часов после второго,
- через 24 часа после третьего.
Так можно усвоить нужную информацию за несколько дней. Если же на изучение материала есть несколько месяцев, схема другая:
- сразу по окончании чтения,
- через 20–30 минут после первого повторения,
- через 1 день после второго,
- через 2–3 недели после третьего,
- через 2–3 месяца после четвёртого повторения.
Это общие рекомендации. Индивидуальный график интервального повторения может выглядеть немного иначе. Его можно рассчитать самостоятельно, а можно воспользоваться специальными программами в интернете, которые для этого и придуманы.
Одна из таких программ — карточки Anki. Чтобы создать набор карточек, нужно скачать программу на компьютер. Лучше всего Anki подходят для запоминания дат, формул, имен, географических названий, иностранных слов. Для одного предмета стоит делать одну колоду, чтобы не путаться в информации из разных областей. Одна карточка — это один вопрос, а на обороте — ответ.
После создания колоды программа начинает самостоятельно предлагать пользователю карточки через определённые интервалы времени. Задача игрока — вспомнить ответ и сообщить программе, как быстро ему это удалось. Если информация сразу всплыла в памяти, нужно нажать кнопку Easy, если пришлось подумать — кнопку Good, а если вспомнить не получилось — кнопку Again. После этого карточки будут показываться раньше или позже, а через какое-то время программа установит наиболее подходящий именно пользователю интервал повторений. Останется только выучить материал, изложенный на карточках.
С помощью какой техники лучше всего запоминать?
Специалисты выделяют несколько самых удобных методик для запоминания:
1. Придумайте к слову рифму, а к дате или словосочетанию синоним. Чем проще и глупее будет синоним, тем лучше вы сможете запомнить информацию. Еще один важный совет — выбирать популярный синоним, который употребляете в повседневной речи. Таким образом вы сможете вспоминать о тексте чаще.
2. Из 3 первых букв создайте новую фразу. Если вам необходимо запомнить предложение, то возьмите из него первую букву у каждого слова и придумайте новое слово/словосочетание/предложение.
3. Постарайтесь связать полученную информацию с каким-то важным событием в вашей жизни или с повседневным бытом. К примеру, если на лекции преподаватель говорит полезный, но плохо запоминающийся материал, а в это же время у однокурсника несколько раз упала ручка или пенал, то свяжите 2 события в одно. Когда вы будете вспоминать материал, то перед глазами появится картинка, а в памяти отразится суть лекции.
4. Зацепка. Чтобы запомнить какую-либо дату, нужно представить ее цифры в виде животных. Развивайте сюжетную картинку и запомнить событие станет проще простого!
5. Техника Цицерона. Если человек занимается изучением иностранного языка, то это лучший способ запомнить материал. Проговаривайте вслух слова в определенной комнате (спальне, кухне, гостиной) и на момент сдачи постарайтесь оказаться в этой комнате в памяти, будто в ней вы и находитесь. Можно двигаться, рассматривать книги и открывать их. Вскоре память самостоятельно начнет воспроизводить слова.
Данные методики могут вызвать улыбку на вашем лице, но они очень эффективны и удобны для запоминания информации!
Как наш мозг запоминает информацию
Мы получаем информацию благодаря сенсорным чувствам – слуху, зрению, вкусу, обонянию и осязанию. Они помогают собирать данные, то есть воспринимать их. Сразу после восприятия информации мы начинаем ее запоминать. Происходит это в 2 этапа:
- Попадание данных в кратковременную память, где она хранится несколько секунд.
- Попадание данных в долговременную память, где она может храниться от нескольких минут до многих лет.
В процессе передачи информации от восприятия до кратковременной памяти важную роль играет внимание – от него зависит объем данных, который мы сможем запомнить. Из кратковременной памяти информация переходит в долговременную при помощи повторения или ассоциаций
Последние имеют особое значение, так как все имеющиеся в памяти концепции мы связываем между собой до тех пор, пока они не образуют некоторую схему
Из кратковременной памяти информация переходит в долговременную при помощи повторения или ассоциаций. Последние имеют особое значение, так как все имеющиеся в памяти концепции мы связываем между собой до тех пор, пока они не образуют некоторую схему.
Наиболее эффективный метод запоминания – это ассоциации. Если нам не с чем ассоциировать информацию, то мы должны повторять ее до запоминания. Какова вероятность того, что мы вспомним выученные данные? Это зависит от близости имеющихся ассоциаций, свежести полученной информации и частота ее воспоминания.
Важны и стимулы, которые вызывают определенные воспоминания в нашем мозге – это визуальные образы, звуки, запахи, тактильные ощущения и тому подобное.
Выработка привычки
Есть люди, для которых быстро запомнить нужную информацию — раз плюнуть. А всё потому, что они постоянно следует вышеупомянутым рекомендациям (и ещё некоторым, которые придумывают сами). Эти люди тренируют свою память и совершенствуют способность, данную природой. И для них не актуален вопрос, касающийся того, как быстро запомнить информацию перед экзаменом или то, что они увидели мельком. И в этом — главный секрет.
Надо выработать в себе привычку ежедневно что-то запоминать или выучивать. Причем с помощью вышеперечисленных методов. Они действенные, проверенные многими. К тому же способствуют развитию мышления и словесно-логической памяти.
Многие ошибочно полагают, что активная работа памяти заканчивается по окончании института, техникума или университета. Однако это не совсем так. Использование памяти продолжается и после получения диплома. Другое дело, где и в каком объеме ее применять, а главное, как совершенствовать. Поэтому в данной статье мы расскажем о том, как быстрее запоминать информацию, используя самые простые и эффективные упражнения.
С чего начать – первые аккорды
Как учить аккорды новичку? Разберём поэтапно «траекторию» первых шагов в аппликатурной вселенной. Учим самостоятельно простые аккорды для песен с нуля, легко.
1. Сфокусируйте все свои усилия на первых трёх аккордах – Am, Dm, E. Это первое испытание для ваших пальцев. Пройдите сначала его. Пока другими аппликатурами не озадачивайтесь.
Разучивайте, играйте последовательности и песни на Am, Dm, E простым боем, с перебором. Каждый день занимайтесь.
Упражнения для тренировки пальцев на простых аппликатурах тут. Если вы не знаете, как читать аккордовые сетки, ознакомьтесь с этой статьёй.
2. В процессе штудирования трёх «блатных» (как их ещё называют) аккордов, изучите основы буквенно-цифровой системы обозначений аккордов. Теория пока пальцы отдыхают – без гитары.
Обозначение нот латинскими буквами:
Как записывается название мажорных аккордов: большой латинской буквой основной звук, от которого построен аккорд. Например, E – ми мажор, C – до мажор, D – ре мажор и т.д.
Как обозначаются минорные аккорды: к латинской большой букве основного звука добавляется маленькая буква «m» (минор). Например, Am – ля минор, Dm – ре минор, Em – ми минор и др.
На первое время, для простых аккордов, этих знаний по системе обозначений пока будет достаточно.
3. Три аккорда освоили – добавляйте четвёртый: A или A7.
В песенных последовательностях встречается в двух вариантах:
- A – ля мажор
- A7 – ля мажор септаккорд
И снова практикуйтесь: разучите песню, а лучше несколько, уже на четыре аккорда. Обычно A или A7 добавляется после Am перед Dm. Например: Am/A7/Dm/E
Расширяйте свои познания в буквенно-цифровой системе
Вы уже, наверное, обратили внимание на цифру «7» в названии A7. Так вот, семёркой обозначаются септаккорды
Подробней о названиях аккордов этого типа .
4. Ещё два аккорда (C и G) – итого шесть.
Итак, учим аккорды на гитаре для начинающих дальше. К изученным четырём аккордам Am, A/A7, Dm, E – ещё новые С (до мажор) и G (соль мажор).
Владея этими шестью аккордами, пусть и простыми, на первых ладах, новичок может сыграть весьма солидное количество песен.
5. Следующий шаг – новая тональность: + 3 аккорда
Тональность обычно определяется аккордом, с которого начинается песня. Или же аккордом, на который постоянно возвращается аккордовая последовательность.
На предыдущих этапах мы разбирали группу аккордов в тональности Ля минор, т.е. последовательности с Am.
И теперь нужно выучить тональность Ми минор. Она, как и Ля минор, очень популярна. В ми миноре написано огромное количество песен.
Примечательно, что особо долго корпеть над сетками вам не придётся. Несмотря на то, что тональность новая, вам придётся освоить всего лишь три новых аккорда — Em, D, B7. А остальные вы уже знаете.
Итак, какие аккорды обычно используются в Ми миноре: Em, E, Am, D, G, С, B7.
Всё. Можно играть теперь песни и в новой тональности.
Вот и все пять этапов подготовки – метод, как быстро выучить простые аккорды.
Давайте подведём итоги. После пяти простых этапов метода:
- Вы знаете десять основных простых аккордов на первых ладах.
- Умеете играть песни в двух тональностях – Ля миноре и Ми миноре.
Для новичка это неплохой старт.
Онлайн-тренажеры для развития навыков запоминания
Напоследок я решила поделиться с вами сервисами для тренировки памяти. Их великое множество на просторах сети, новичок может запросто растеряться.
Викиум
Нам с вами в рамках работы над улучшением памяти будет интересен курс Мнемотехники. За 15 уроков вы освоите несколько эффективных методик запоминания, потренируетесь на специальных тренажерах и закрепите изученный материал на тестировании. Навыки, полученные на курсе, помогут вам запоминать до 100 объектов за час, держать в уме все пароли, легко учить иностранные языки и многое другое.
Битрейника
Расскажу про мои любимые:
- Нумизмат – игра для развития быстроты и точности памяти. Вам нужно будет запоминать и сравнивать монеты разного номинала из разных стран.
- Звукварь – задание аналогичное предыдущему, только сравнивать вам придется не монеты, а различные звуки. Слуховую память тоже нужно тренировать.
- Фразоскоп – помимо быстроты памяти, данная игра также поможет вам развить скорость чтения. На экране вы увидите строку, в которой некоторые слова откроются лишь на время. Ваша задача – заметить их и записать.
BrainApps
Сервис BrainApps – просто кладезь материалов по развитию мозга. Здесь есть тренажеры (аж целых 52 штуки!), развивающие курсы, интересные тесты, задачки, а также блог с научно-популярными статьями.
Потренируйтесь на тренажерах, пройдите Курс для развития памяти. На нем вы научитесь не только эффективно запоминать информацию, но и сохранять ее в памяти надолго.
4Brain
На платформе 4Brain, в отличие от трех предыдущих, нет никаких тренажеров. Зато там есть огромный выбор курсов – как платных, так и бесплатных. И целая куча умных статей и полезных книг.
Начните с курса Развитие памяти: уроки запоминания – он бесплатный и доступен даже без регистрации. На нем вы узнаете об устройстве памяти, освоите несколько техник и научитесь применять их на практике.
Если понравится, можете пройти продвинутый платный курс Мнемотехники. На нем много практики и хорошо структурированная нескучная теория.
Если вам нравится формат онлайн-курсов, можете заглянуть в нашу подборку курсов по улучшению памяти. Там вы точно найдете подходящий вариант.
А если загружать информацию прямо в головной мозг?
Любой взрослый человек умеет читать. И, наверное, вы наслышаны о курсах скорочтения. При чем здесь чтение и запоминание информации на долгое время?
Дело в том, что есть особое чтение, фотографическое чтение или правополушарное чтение. Его обнаружил Пол Шилли. Фоточитая, человек загружает информацию целыми разворотами страниц в головной мозг.
Как будто фотографирует разворот книги, а потом помнит все о прочитанном. Информация поступает прямо в головной мозг, минуя осознанное чтение.
Человек при этом знает материал, информацию, владеет им и использует в деятельности, но не помнит, чтобы он читал об этом. Чтобы вывести информацию на уровень сознания, после такого чтения первое время требуется активация прочитанного.
Чтобы научиться фоточитать, нужно овладеть навыком фотофокуса — это то же фокус, что и при просмотре параллельных стереограмм.
Если вы не умеете смотреть стереограммы и хотите научиться их видеть, читайте нашу статью Как научиться смотреть стереограммы новичку — делюсь личным опытом (откроется в новой вкладке).
Заключение
Таким образом, запомнить на долгое время возможно. Для этого необходимы повторения в определенные промежутки времени. Повторения могут заменить эмоции или мнемотехника.
Если вы не хотите задействовать эмоции, применять мемотехники, или повторять, то самый лучший способ запомнить много информации и расширить память — это применить метод музыкальной памяти (метод Лозанова).
Но если вы хотите пойти дальше, то можете начать развивать у себя фотографическую память. Это когда вы просто посмотрели и запомнили, а потом листаете у себя в голове книгу и выбираете ответы.
Про развитие фотографической памяти читайте в нашей одноименной статье. Есть веселые, важные и быстрые игры для этого. Скачивайте их здесь (ссылки откроются в новой вкладке).
Вот и все. Вы узнали о способах, как правильно запоминать информацию на долгое время, теперь нужно только практиковать. Секрет в том, что запоминая, мы развиваем свою память, делаем мозг пластичнее, здоровее, а себя успешнее.
До встречи!
Искренне Ваша,
8 приложений для прокачки памяти
Часто всевозможные программы для улучшения памяти поддаются критике. Однако факт остается фактом: они действительно помогают нам развиваться, влияют на мышление и процессы запоминания.
ТОП-8 приложений для улучшения памяти:
- Викиум – онлайн-тренажер памяти;
- Memory Trainer – множество логических задачек, требующих концентрации внимания;
- Brain+ – комплекс мини-игр, которые помогут прокачать ваш мозг;
- Таблица Шульте – один из наиболее популярных классических тренажеров;
- PEAK – помимо тренировки памяти при помощи карточек здесь собрано множество различных головоломок;
- Elevate – отличный комплекс упражнений для тренировки мозга;
- Lumosity – это приложение помогает не только тренировать память, но и повышать скорость вашей реакции;
- МатематУМ – упражнения для развития мышления, повышения скорости реакции и улучшения концентрации внимания.
Перечень нельзя назвать исчерпывающим: для скачивания доступно множество приложений, помогающих прокачать память и улучшить мыслительные процессы
Важно найти интеллектуальный тренажер (один или несколько), который будет удобен именно вам
Резюме
Как быстро запомнить большой объем информации? Обеспечить ее дозированное изучение, грамотное повторение или ассоциирование с уже накопленными знаниями
Помимо этого важно учитывать рекомендации экспертов и применять все доступные психологические трюки. Не забывайте об отдыхе: без него эффективность изучения существенно снижается
Высыпайтесь даже в ночь перед экзаменом. В противном случае, даже самая эффективная методика обучения не даст результатов.
Структура и виды памяти
Несмотря на то, что это не физиологическая величина, а, условно говоря, виртуальная, она имеет свое строение и состоит из нескольких уровней. Перемещаясь по ним, человек сохраняет полученные из внешних источников сведения. Впрочем, и это звучит некорректно. Не только внешние, но и внутренние — душевные и эмоциональные — впечатления, могут сохранить в нашей памяти зарисовки о прошлом. Недаром существует понятие «память сердца».
Первый этап запоминания — получение информации. И называется он сенсорной памятью. Вы только прикасаетесь к новости, ловите ее органами чувств, пробуете на «вкус», анализируете свою потребность в ней. Это кратковременный процесс, который не занимает и четвертой доли секунды. Если полученным ощущениям дается «добро», они перемещаются на следующий уровень и становятся объектами для запоминания. Информационный мусор дальше начального этапа память может не пропустить.
Далее на пути уровень кратковременной памяти. Здесь информация поступает в обработку и проходит контроль на усвояемость, срок (длительность) хранения и возможность использовать ее в полном, усеченном или дозированном объеме. Это зависит от развитости памяти, врожденных способностей к запоминанию и приобретенных навыков.
Над кратковременной памятью всегда нависает угроза в виде следующей, более важной и нужной информации. В наше время, когда поток информационных сообщений напоминает мощную горную реку, несущуюся с огромной скоростью, следует научиться быстро и надолго усваивать все, что мы слышим, видим и ощущаем
Чтобы не пропустить важное.
Третий уровень процесса запоминания — долговременная память. Сюда попадают жемчужины нашего жизненного опыта и впечатлений. Когда кто-то или что-то поднимается на эту ступеньку, значит, событие действительно имеет истинную ценность. На верхней «полке» может храниться какой угодно объем информации.
Долговременный вид памяти — самый сложносочиненный. Он имеет три подвида. Эксплицитная эпизодическая память бережет воспоминания об отдельных событиях и впечатлениях, касающихся непосредственно человека. Семантическая сохраняет сведения о мире вокруг.
Есть еще память имплицитная. Она позволяет не забыть определенные навыки и действия, которые мы осваиваем на протяжении жизни. Почему человек, научившись ходить, никогда не забывает, как это делается? У него срабатывает имплицитная долговременная память.
Вопреки желанию, мы можем забыть то, что на определенном этапе казалось нам важным. Например, спустя годы, не вспомнить о том, какой была первая любовь. Останется знание, но память не сохранит ни образ, ни имя этого человека, ни подробности взаимоотношений. Правильно ли мозг обработал информацию на втором этапе, и попала ли она на третий уровень, может показать только время.
Однако, в случае с прикладной информацией, той, которая необходима нам для образования, работы или саморазвития, ситуация обстоит иначе. Мы можем регулировать этот процесс и самостоятельно влиять на эффективность и скорость запоминания полученной информации.
Быстрые методики запоминания
Несколько несложных правил помогут ускорить и улучшить процесс запоминания.
В качестве подпитки можно использовать кефир, в нем в большом количестве есть лецитин, а он улучшает память.
С правилами ознакомились, теперь можно приступать к решению задачи. Но сначала давайте определимся, какой вид памяти развит у вас лучше.
Теперь, исходя из того, к какому типу вы относитесь, выберите один или несколько из ниже предложенных вариантов техник запоминания.
Чтение и детализация
Старайтесь не просто прочитать необходимую литературу, а делать это, обращая внимание на яркие детали. Потом, когда вам нужно будет воспроизвести информацию, детали легко отыщутся в вашей памяти и тут же «обрастут» остальными нужными словами или понятиями
Заметки
Во время процесса заучивания делайте заметки на полях. Выделяйте главные тезисы разными цветами маркеров. Это тоже в будущем поможет быстро извлечь из головы нужную информацию.
Учение других
Как уже говорилось ранее, чтобы проще запоминать, нужно понимать, что делаешь. Пригласите на помощь благодарного или не очень слушателя, кот Мурзик тоже подойдет. И попробуйте объяснить собеседнику суть того, что самому вам пока не совсем понятно. Совсем скоро вы найдете «золотой ключик» и поймете, о чем говорите.
Разговор с самим собой
Если у вас аллергия на животных, а все друзья и знакомые категорически отказываются понимать теорию вероятности, то тогда начинайте беседу на эту тему сами с собой. Озвучивание новой информации не только поможет вам лучше в ней разобраться, но и просто ее запомнить.
Визуальные подсказки
Рисуйте то, что учите. Не надо делать копии шедевров и создавать живописное полотно на тему теоремы Пифагора. Изобразите то, с чем у вас ассоциируется та или иная информация. В случае с Пифагором, это, наверное, будут штаны. Потому что Пифагоровы штаны во все стороны равны. Потом, в случае необходимости, информация об одеянии древнегреческого философа всплывет быстрее, чем теорема в классическом ее в виде.
Техника развития скорочтения «Сбор урожая»
Этот приём также описан в книге Павла Палагина.
Когда вы прочли интересный параграф с полезной информацией и принялись за следующий, это не означает, что знания перешли из книги к вам. Ваш мозг запоминает следующее: «Полезная информация в книге. Если надо будет вспомнить её, то придётся перечитать книгу».
Чтобы информация стала частью вас и перешла в долговременную память, нужно сделать паузу, представить суть прочитанного и проговорить про себя основные моменты.
Три шага техники быстрочтения «Сбор урожая»:
- Стоп. Как только вы дочитали законченный смысловой блок до конца, остановите процесс чтения, отведите глаза от текста и сделайте короткую паузу.
- Суть. Представьте основу прочитанного текста в виде образа, схемы, ситуации и тому подобного. У вас в голове должны возникнуть главные аспекты новой информации и тот смысл, который они несут.
- Проговаривание основы. Постарайтесь ёмко и коротко описать своими словами суть текста, которую вы представили себе. Чем короче, тем лучше.
При этом во время самого чтения важно избегать артикуляции (проговаривания текста). Для этого можно плотно сжимать губы и прикусывать язык
А ещё больше «урожая» можно собрать, вооружившись текстовыделителем и отмечая важные моменты в тексте (не больше 10 слов на одну мысль).
Преимущества работы с памятью
Главными достоинствами вышеперечисленных методов является простота и оперативность усвоенной информации. Спусти несколько практик, человек сможет полноценно использовать выбранную схему и совершенствовать свою память. Помимо прочего, эти методики позволяют запоминать информацию любого типа при подготовке к презентации, лекции, тренингу, семинару и даже при международном выступлении.
Если вы уже знаете ту аудиторию, перед которой нужно выступить, то она может стать отличной матрицей для создания образов. При этом легкость обусловлена тем, что нет необходимости запоминать большой объем ассоциаций, который может рухнуть по причине отсутствия какой-то детали. К примеру, при необходимости вспомнить конкретную фразу, человек может легко её воспроизвести, вспомнив, к чему он привязал фен, а, следовательно, закончить мысль.
Конечно, есть и другие методы запоминания стихом, цифр и дат, но о них мы будем вести речь в других разделах нашего познавательного и развивающего портала.
Учите важное
Наша память способна творить чудеса, если мы изучаем то, что нам интересно. Ведь никто не заставлял нас заучивать имена всех героев «Аббатства Даунтон», а наши дети сами запомнили всех покемонов.
С английским это тоже работает: предложите детям учить слова не по теме «my town» , а для разговора о действительно животрепещущих вещах: лонгбордах, челленджах в TikTok и BTS.
У Skysmart в летней программе даже есть специальный курс «12 facts about me». Он состоит из 12 уроков, во время которых ребята говорят с учителем о любимой музыке, кино, блогерах, еде или моде. К каждому занятию преподаватель подбирает лексику, которая может пригодиться, но ученик сам решает, будет ли он говорить об Imagine Dragons или звездах K-pop. Слова заучиваются куда проще, если речь идет о том, что по-настоящему интересно.
Все задания — на интерактивной платформе. Например, в этом задании ученику предлагают послушать песню, определить ее жанр и предположить, что другие подростки думают об этом треке
Не пытайтесь сразу же изучать витиеватые и редкие слова. Вполне возможно, что impetuous (порывистый) и bower (беседка) вашему ребенку не потребуются вообще никогда. А вот без базы не обойтись. На самом деле для полноценного разговора хватит даже 1 000 самых распространенных слов.