Как быстро развить память и внимание

Упражнения для детей

Детям дошкольного и школьного возраста также очень важно развивать и внимание, и память – эти качества им необходимы для успешной учебы. Есть всевозможные программы для снижения дефицита внимания – в том числе и игровые методики. Очень важно суметь заинтересовать ребенка занятиями и регулярно уделять время тренировкам для повышения когнитивных способностей

Все методы эффективны лишь в том случае, если удается заниматься хотя бы понемногу, но каждый день. Проблемы с вниманием и памятью у детей можно решить следующими способами

Очень важно суметь заинтересовать ребенка занятиями и регулярно уделять время тренировкам для повышения когнитивных способностей. Все методы эффективны лишь в том случае, если удается заниматься хотя бы понемногу, но каждый день

Проблемы с вниманием и памятью у детей можно решить следующими способами.

Читайте детям сказки и обсуждайте их потом вместе. Мотивируйте ребенка как можно более подробно вспомнить содержание сказки, детали и подробности. Задавайте наводящие вопросы, которые помогут воспроизвести прочитанное подробнее. Можно составить тезисный план, по которому ребенок должен будет пересказать сказку
Обращайте внимание на то, чтобы ребенок не забывал содержание слишком быстро: просите его ответить на вопросы по содержанию через несколько дней и через неделю после прочтения. Со временем увеличивайте количество страниц.

Попробуйте задавать ребенку вопросы перед прочтением текста – это упражнение особенно эффективно именно для концентрации внимания
Если ребенок нацелен найти ответы на конкретные вопросы, он будет внимательнее слушать и подмечать мелочи. Старайтесь, чтобы вопросы касались не основной сюжетной линии, а именно деталей, второстепенных для сюжета. Этот способ не только поможет превратить чтение в интересную игру, но положительно повлияет на развитие внимания и заинтересует ребенка литературой.

Учите стихотворения вместе с ребенком – это одновременно полезно и для памяти, и для внимания

Дети часто путают строфы между собой, потому что они совпадают по ритму: надо добиться того, чтобы ребенок внимательно вникал в содержание стихотворения и не упускал ничего важного. Можно брать длинные стихи и выучивать их частями – например, каждый день прибавлять по одной строфе

Однако каждое занятие важно начинать с повторения всего стихотворения, чтобы тренировать долговременную память.

Детям наверняка могут понравиться всевозможные игровые методики. Используйте мультфильмы или игрушки, чтобы развить их внимание и память. Поощряйте их запоминать сюжеты любимых мультфильмов и передач с мельчайшими подробностями – пусть они запоминают, как одеты герои и что они говорят. Можно рассаживать по столу игрушки и просить за несколько секунд запомнить их положение относительно друг друга, а потом отвернуться и пересказать.

Вести дневник детям тоже может быть интересно. Попробуйте реализовать с ними упражнение Пифагора.

Компьютерные развивающие игры или приложения для смартфонов тоже будут полезны и смогут заинтересовать детей.

Упражнения для синхронизации полушарий мозга

Основные рецепторы, которыми мы ощущаем окружающий нас мир, расположены в руках. Поэтому, в упражнениях для синхронизации полушарий мозга, руки будут задействованы в первую очередь. Рассмотрим три упражнения, полезные для головного мозга человека:

  1. В начале руки следует разогреть, потерев ладони, одну о другую. Растопырив пальцы рук, большим пальцем левой руки коснуться мизинца правой руки. Большим пальцем правой руки коснуться мизинца левой руки. Теперь, большой палец левой руки переставить на кончик безымянного пальца правой руки. Большой палец правой руки переставить на безымянный палец левой руки. Потом большим пальцем левой руки коснуться среднего пальца правой руки. Большим пальцем правой руки коснуться среднего пальца левой руки. Теперь большой левый палец должен коснуться указательного правого пальца. А большой правый – указательного левого. Все можно повторить в обратном порядке, а потом еще несколько раз, гуляя от первого пальчика к последнему.
  2. Зарядка для мозга продолжается. Второе упражнение очень простое. Левой рукой возьмите себя за кончик носа. Одновременно, правой рукой держите себя за мочку левого уха. Теперь быстро поменяйте руки. Правая рука держит кончик носа, левая – мочку правого уха. Повторите смену рук несколько раз.
  3. Как заставить мозг работать одинаково хорошо в обоих полушариях? Сделайте третье легкое упражнение для головного мозга. Возьмите себя правой рукой за мочку левого уха, левой рукой за мочку правого уха. Удерживая себя за мочки ушей, приседайте не меньше 21 раза. Сгибая ноги, вдыхайте воздух, выпрямляя ноги, выдыхайте.

Повторяйте эти три упражнения каждое утро. Это не займет у вас больше 10 минут. Но такая разминка для мозга поможет вам синхронизировать оба полушария. Вы станете просто «терминатором».

Особенности

Как утверждает психология, память — это динамичная нейропсихологическая система, которая может и улучшаться, и разрушаться. Её развитие может идти в двух направлениях:

  1. Филогенетическое, естественное развитие в соответствии с возрастом по мере накопления жизненного опыта под влиянием бытовых факторов.
  2. Онтогенетическое, искусственное развитие у каждого отдельного человека, заранее организованное и продуманное, осуществляемое через различные эксперименты.

В психологии выделяют следующие особенности развития в филогенезе:

  • изобретение и совершенствование мнемотехник;
  • создание и улучшение способов фиксации, сохранения и воспроизведения информации;
  • обмен информацией, обмен опытом между поколениями и странами, чтобы развивать коллективную память;
  • изучение языков;
  • создание дидактик и методик образования;
  • переход от механической памяти к смысловой, от непосредственной к опосредованной, от непроизвольной к сознательной.

Что касается онтогенеза, здесь уже каждый отдельный индивидуум самостоятельно задумывается над тем, как он будет развивать свои способности. Психологи выделяют в данном вопросе несколько направлений, по которым можно двигаться:

  • полный контроль над собственными психическими функциями (в том числе мнемоническими способностями), волевое регулирование ими;
  • переход от внешних приёмов их развития к внутренним;
  • включение интеллекта в процессы фиксации, сохранения и воспроизведения информации;
  • целенаправленное овладение мнемотехникой.

В. Я. Ляудис (доктор психологических наук) выделила 4 уровня развития памяти в онтогенезе:

  • Низший уровень — непосредственная, непроизвольная.
  • I уровень — опосредованная внешне, произвольная.
  • II уровень — опосредованная внутренне, произвольная.
  • Высший уровень — феноменальная.

Более подробно изучить вопрос, как развивается память в филогенезе и онтогенезе, можно, прочитав труды таких психологов, как А. Н. Леонтьев, П. И. Зинченко, П. П. Блонский, З. М. Истомина, А. А. Смирнов, Л. С. Выготский.

Что нужно съесть, чтобы помнить?

На все процессы в организме влияют пища и гормоны. Плохая память может быть связана со стрессами, неправильным питанием, нехваткой витаминов, гормональным сбоем, недостаточным количеством кислорода

Мы изучили книгу «Улучшаем память в любом возрасте» Даниэля Лаппа, в которой красной нитью проходит мысль: если хотите улучшить память, уделите внимание сну и отдыху. Автор приводит множество полезных советов, вот самые важные из них

Психологи рекомендуют запоминать информацию осознанно / Фото с сайта silarechi.com

Ложитесь спать в одно и то же время. Также помогает дневной сон – после короткого 15-минутного сна мозг свежеет и легче запоминает и обрабатывает информацию.

Проветривайте комнату и чаще бывайте на свежем воздухе. Нехватка кислорода вызывает головную боль и снижает сосредоточенность, делает человека вялым и раздражительным. А кроме того, во время прогулки не отвлекают текущие дела – проверка почты или разговоры домашних.

Разминайте позвоночник

Уделите особое внимание упражнениям для шейного отдела. Когда в мышцах образуются зажимы, а между позвонками – залежи солей, это становится причиной перебоев в кровообращении, мозг не получает достаточного количества кислорода, и это очень вредит его работе

Правильно питайтесь. Из-за большого количества жирной пищи на стенках сосудов откладывается холестерин, и это становится ещё одной причиной недостаточного кровоснабжения мозга. Включите в рацион больше овощей и фруктов, избегайте тяжёлой пищи и переедания.

Выбирайте продукты, которые укрепляют память

Особое внимание уделите достаточному количеству йода – его много в морской капусте, морепродуктах, печени трески, семечках яблок, шпинате и молочных продуктах. Другое общепризнанное средство для улучшения работы мозга – это орехи

Ещё одна немаловажная деталь: уделите внимание витаминам группы B. Они важны при интенсивной интеллектуальной работе, благотворно влияют на память, а их дефицит вызывает рассеянность и нервозность

Витамины этой группы можно получить из злаков – гречки, цельных круп и проросших зёрен, хлеба грубого помола, а кроме того – из мяса, молокопродуктов, куриных яиц, печени, арахиса.

Цель тренировки памяти

Память является одним из свойств мозга

Поэтому работа над ее улучшением развивает внимание, мышление и восприятие. Различают кратковременную и долговременную память

Первая предназначена для хранения информации в течение короткого промежутка. Позволяет запомнить номер телефона, адрес, список покупок в магазине. Все, что хранится мозгом дольше, становится объектом долговременной памяти. Она составляет основу жизненного опыта человека. Для ее тренировки необходимы техники запоминания.

Дошкольники не понимают, как работать с памятью, не видят способов воздействия на нее. Она носит выборочный характер. Навык управления появляется на следующих этапах онтогенеза. В дошкольном возрасте упражнения и игры, стимулирующие работу мозга, должны быть инициативой родителей.

Для приобретения знаний и освоения новой информации необходимо тренировать оперативную память, без которой невозможно развитие долговременной. Техники, направленные на улучшение памяти, влияют на развитие внимания и наблюдательности. Нужно научиться получать информацию, анализировать. Выделять необходимое для запоминания, именно это сохраняется в памяти. В будущем можно воспроизводить необходимую информацию, сопоставлять новую с ранее полученной. Так строится процесс обучения, познания.

Причины ухудшения памяти

Подходя к вопросу о том, как улучшить память и внимание у взрослых, рассмотрим причины забывчивости

Несоблюдение режима труда и отдыха

Бессистемный подход к режиму деятельности приводит к снижению сосредоточенности, головным болям, что неизбежно сказывается на запоминании важной информации, необходимой для работы

Неконтролируемый приём лекарств

Забывчивость может оказаться побочным эффектом приёма лекарственных препаратов. Риск повышается, когда препараты принимаются бессистемно, без назначения врача.

Недостаток витаминов и микроэлементов

Медики установили связь между балансом витаминов и микроэлементов в организме и уровнем памяти. Тиамин (В1) влияет на способность запоминать информацию, при его недостатке накапливается мочевая кислота, которая ослабляет работу мозга. Недостаток витамина В5 приводит к ухудшению долговременной памяти. Также важны для мозга витамины С, D, В3, В6, В9, В12.

Вредные привычки

Учёными доказано, что систематическое употребление алкоголя, табака и наркотических веществ влияет на когнитивные способности мозга. Один из примеров подобных исследований с применением томографа: Алесия Швайнсбург из Калифорнийского университета выяснила, что подросткам, употребляющим марихуану, приходилось приложить намного больше усилий для выполнения одних и тех же заданий, чем их сверстникам, не страдающим наркотической зависимостью.

Нехватка кислорода

Наиболее остро нехватку кислорода испытывают альпинисты, иногда это даже становится причиной их гибели при восхождении. Это крайняя степень последствий недостаточного снабжения мозга кислородом. Но и в повседневной жизни мозг может испытывать кислородное голодание. Работа или постоянное нахождение в непроветриваемом помещении снижает мозговую активность.

Информационная перегрузка

Работа с множеством различных проектов и большим потоком информации одновременно дезориентирует, мешает концентрации, мысли теряются. Результатом становится снижение общего объёма запоминаемой информации.

Профессиональное и эмоциональное выгорание

Близкий к полному выгоранию человек теряет работоспособность, испытывает трудности в принятии решений, к тому же появляется бессонница или, напротив, сонливость. В таком состоянии мозг включает защитные механизмы и блокирует входящий поток новой информации, человек меньше запоминает.

Повышенные эмоциональные нагрузки, беспокойство

Человек, находящийся в напряжённом эмоциональном состоянии, испытывает потребность постоянно проверять и перепроверять информацию и место нахождения важных предметов (документов, ключей, телефона).

Стрессы и депрессия

Под влиянием сильного стресса или в состоянии клинической депрессии проявляется неспособность запоминать новую информацию. На фоне депрессии и стрессов человек может испытывать острые панические атаки. В таком состоянии мозг посылает ложные сигналы о серьёзной опасности, чтобы активировать защитные механизмы нервной системы, и блокирует поступление информации в текущем моменте.

Физиологические изменения и травмы головы

Ухудшение памяти также может быть следствием травм головного мозга и необратимых физиологических изменений (старческое слабоумие, деменция). Материалы, представленные в этой статье, к данным случаям не применимы.

Как видите, многие из перечисленных причин обусловлены психикой

Важно определить те, что приводят вас в группу риска, чтобы работать с проблемой целенаправленно и изменять существующие установки. Один из эффективных способов работы с проблемами памяти — технология модификация поведения 7Spsy

Отдельно разработанные системы

Методики

Существуют специально разработанные, признанные в психологии методики. Но, прежде чем работать с ними, нужно усвоить ряд нюансов:

  • они не универсальны и часто развивают только какой-то один аспект (запоминание, хранение, воспроизведение) или определённый вид (зрительную, слуховую, смысловую, двигательную);
  • в связи с этим нужно использовать сразу несколько, чтобы они взаимодополняли друг друга;
  • они индивидуальны: кому-то подходят, а кому-то — нет.

Небольшой обзор самых популярных методик поможет сделать правильный выбор.

Диаграмма связей

Другие названия: интеллект-карта, карта мыслей (ума), mind-map, ассоциативная (ментальная) карта.

Суть: в центре изображается основная идея (мысль, проблема), и, исходя от неё, рисуется целое древо — пути решения. Развивает логическую и профессиональную память.

Пример интеллект-карты

Методика Бехтеревой

Суть: нужно ставить перед собой сверхзадачи, даже если изначально они кажутся невыполнимыми. Также она советовала для развития мозга и памяти ежедневно прочитывать хотя бы несколько страниц любого текста и заучивать наизусть хоть какую-то информацию.

Японская методика

Суть методики максимально проста, однако она уже доказала свою высокую эффективность. Нужно 15 мин. в день решать любые математические примеры, задачи, уравнения и 15 мин. в день читать вслух любые тексты с пониманием их смысла.

Цель — развитие интеллекта и памяти.

Методика скорочтения

Суть: повышение техники чтения при сохранении полного понимания смысла текста.

Основные приёмы — тренировка диагонального чтения, расширение угла зрения при чтении, деконцентрация, разорванный текст и др.

Развивает логическую память.

Методика спецслужб

Подробно расписана в книге Д. Букина «Развитие памяти по методикам спецслужб». Однако предлагаемые в ней способы не представляют собой ничего таинственного и входят в большинство программ по мнемотехнике: ассоциации, метод Айвазовского и другие.

Программы

В детских садах и школах воспитатели и учителя используют коррекционно-развивающие программы для совершенствования памяти, мышления и внимания у детей:

  • дошкольного возраста: программы А. Афанасьевой, О. Истратовой, Н. Самоукиной;
  • в начальной школе: Е. Лапп и С. Хайрушевой;
  • в среднем звене: Л. Черемошкиной.

Для подростков и взрослых программы составляются индивидуально, так как к 14-16 годам уровень когнитивных способностей у каждого человека существенно различается и зависит от того, насколько он был развит до этого.

Об особенностях развития памяти в зависимости от возраста, читайте в наших отдельных статьях:

  • Развитие памяти у взрослых
  • Развитие памяти у детей

Техники

Чтобы максимально развить память, можно использовать современные техники, одна из самых популярных — мнемоника. Это специально разработанная система, объединяющая в себе приёмы, облегчающие фиксацию, запоминание и воспроизведение только самой необходимой информации.

Цель — увеличение объёма памяти.

Основной метод — ассоциации, когда конкретный объект или факт заменяется абстрактным понятием. Оно может иметь визуальную, слуховую или тактильную природу.

Мнемоника активно использует такие методы, как:

  • создание логически законченных предложений из первых букв той информации, которую нужно запомнить (самый яркий пример — присказка про фазана и охотника, чтобы не забыть последовательность цветов радуги);
  • рифмы;
  • созвучия;
  • яркие ассоциации;
  • методы Цицерона и Айвазовского;
  • закономерности.

Мнемоника использует как простейшие методики, так и достаточно сложные.

Есть и другие технологии, развития когнитивных способностей, которые опираются на чётко разработанную методическую систему. Это эйдетика (сочетание зрительных, слуховых, тактильных, двигательных, вкусовых, обонятельных образов) и «Джордано» (сложная методика, основанная на квазиголографической природе функционирования мозга).

https://youtube.com/watch?v=S6a1j0wegw0

Режим дня и питание для улучшения памяти

Наши мыслительные способности определяются образом жизни в большей степени, чем может показаться на первый взгляд. Если ранее для того, чтобы улучшить память, рекомендовалось бороться с гиподинамией и вести активный образ жизни, ни в коем случае не лениться, то организация своего дня и рациона питания по своей значимости не уступают умеренным физическим нагрузкам.

Активно работающему изо дня в день мозгу необходимо время на отдых, которое и случается во время сна. К качественному сну выдвигаются следующие требования:

  • он должен составлять 7-8 часов, хотя у каждого человека существуют весьма индивидуальные потребности; тем не менее, ученые придерживаются той точки зрения, что отдыхать до 10 часов в сутки, если того требует организм, допустимо, а до 5-6 часов в день — нежелательно;
  • время сна необходимо рассчитать так, чтобы оно согласовывалось с естественными биоритмами и максимально приходилось на темное время суток, именно тогда в процессе сна восстанавливаются все функциональные способности мозга, в том числе и память
  • за час до сна лучше отказаться от употребления жирной пищи, в просмотре раздражающих деятельность мозга телепередач и в работе за компьютером, так как эти действия сбивают режим восстановления организма;
  • помещение для сна должно быть соответствующим образом подготовлено — немного затемнено, температура воздуха 18-22°С, влажность 40-65%;
  • если в силу определенных обстоятельств не удается выспаться, то не лишним будет  «наверстать упущенное» в ближайшие ночи.

Рацион питания должен включать в себя максимально возможное сочетание полезных для мозговой деятельности продуктов:

  • цельнозерновые продукты — это злаковые отруби, ростки и нешлифованные крупы;
  • орехи и зеленые листовые овощи — источник витамина Е;
  • тыквенные семечки — источник цинка, участвующего в формировании бодрости и крепкой памяти;
  • черника — ее экстракты способствуют восстановлению незначительных объемов информации, подвергнувшихся забыванию;
  • черная смородина — богатый источник витамина С, что необходим, среди всего прочего, и для живости ума;
  • жирная морская рыба (лосось, треска, форель) — содержит полиненасыщенные кислоты омега-3 и омега-6, йод, что полезно и для мозговой деятельности и для здоровья нервной системы;
  • шалфей — в сушеном виде;
  • брокколи — источник витамина К, что необходим для познавательной функции мозга;
  • помидоры — содержит ликопены, мощные антиоксиданты, позволяющие уничтожить свободные радикалы и повреждающиеся клетки, что в переизбытке могут привести к слабоумию.

Способы и методы развития памяти

Несмотря на всю динамичность и информационную загруженность нашей жизни, большая ее часть доведена до автоматизма. День за днем мы выполняем одни и те же рутинные действия, используя лишь малую часть памяти. По этой причине человек становится более рассеянным, забывчивым, и для припоминания даже элементарных фактов отправляется на просторы поисковых систем.

Хорошая новость заключается в том, что навык запоминания тесно связан со всеми органами чувств, воображением, мышлением, восприятием, и для его улучшения не нужен спец. курс. Изучение иностранных языков, прогулки новыми маршрутами, новые знакомства (запоминание имен, лиц, дат рождения и т.д.), здоровый сон, спорт, творчество в любом его проявлении – повышает эффективность памяти. Все это ежедневно тренирует ее и поддерживает в тонусе. Любая тренировка памяти (зрительная, слуховая) улучшает когнитивные способности и снижает риск проявления возрастных изменений мозга в будущем. 

Однако, если вы чувствуете, что выполнение обыденных дел не приносит положительный результат на способность запоминания, рекомендуется призвать на помощь дополнительные упражнения.

Бесплатная тренировка памяти (главное правило для которой — регулярность) позволит быстро увидеть результат. Например, исследователи из университета Беркли на протяжении недели тренировали слуховую память пожилых людей (возраст 80-90 лет). И за столько короткий период увидели потрясающий результат: в отличие от первоначального уровня, новые показатели соответствовали уровню людей среднего возраста.

Для улучшения памяти не обязательно идти по примеру исследователей из Беркли и тренировать аудио-память, методы тренировки памяти нужно подбирать, что называется «по интересам». В противном случае регулярности и цикличности будет сложно достичь. 

Методы развития памяти:

  • если запоминание паролей, цифр и важных дат, вызывает сложность, эффективные упражнения мнемотехники позволяют улучшить навык.
  • популярным способом развития памяти считается и метод интервального повторения. Главная его особенность в том, что для запоминания определенной информации потребуется всего лишь 8-10 раз повторить ее в течение одного года, и тогда она никогда не затеряется в глубинных недрах памяти.
  • воображение и память задействуют одни и те же участки мозга, поэтому несколько упражнений «на воображение» — отличный способ развития навыков запоминания. Например, читая книгу, остановитесь, и попробуйте в деталях представить описываемый автором пейзаж или обстановку комнате, лица главных героев.

Новый пик способностей?

Я вас обрадую. Если вам 20,40,60 лет, то лучшие годы еще впереди. Что это значит?

А значит это то, что все в ваших руках. Вы можете горы свернуть даже после 60 лет. И все это подтверждено конкретными примерами.

Да, человек рождается с огромным количеством нейронов. Чтобы в любой стране в любых условиях жизни будучи ребенком мог развиваться.

Как развивается и учится головной мозг? Когда ребенок что-то сделал, клетка головного мозга послала сигнал (эклектический импульс) другой клетке, который с помощью специальных химических веществ, создал связь.

Когда ребенок еще раз совершил то же действие, то этот процесс повторяется и создается соединение. Благодаря этим соединениям малыш думает, учится.

К 3 годам у ребенка в головном мозге образуется более 1000 триллионов действующих соединений.  Если сравнить с мозгом взрослого человеком, то у последнего их в два раза меньше.

Почему? Потому что именно в этом возрасте происходит создание и закрепление тех процессов, которыми ребенок будет пользоваться всю свою жизнь.

На самом деле уже с 10 месяцев происходит удаление ненужных нейронов. Так например, в карте языка ребенка остаются фонемы только родного языка.

И он теряет способность услышать особенности другого языка

Поэтому важно с рождения давать слушать малышу ритмы иностранных языков

Что касается возможностей в развитии головного мозга малышей в этом периоде и что важно делать еще, то об этом читайте в статье Методика Макото Шичида для детей. Как же все таки заниматься по ней занятым мамам?  (откроется в новом окне)

Поэтому не так страшна потеря нейронов, как отсутствие появления новых связей.

Кроме того, взросление — это «специализация» мозга. Формирование и укрепление связей, которые конкретно вам помогают жить, работать и учиться по мере необходимости.

Эта специализация дает преимущества.

Полезные книги для тренировки памяти

Ниже вы найдете популярные издания для взрослых и детей по улучшению памяти:

Идриз Зогай “Minne, или Память по-шведски. Методика знаменитого тренера по развитию памяти” (ЛитРес);
Рюта Кавашима “Тренируй свою память. Японская система сохранения здоровья мозга” (ЛитРес);
Рюта Кавашима “Тренируй свой мозг. Японская система развития интеллекта и памяти. Продвинутая версия” (Лабиринт);
Антон Могучий “Тренажер для мозга. Методики агентов спецслужб – развитие интеллекта, памяти и внимания” (Лабиринт);
Джонатан Хэнкок “Как тренировать память. Не думайте о памяти – лучше используйте ее на все сто!” (ЛитРес);
Артур Думчев “Помнить все

Практическое руководство по развитию памяти” (ЛитРес);
Венгер Вин, По Ричард “Фактор Эйнштейна, или Как развить феноменальную память и скорость чтения” (Лабиринт);
Анастасия Круглова “Тренируем память, внимание, логическое мышление. Для детей от 4 до 7 лет” (Лабиринт);
Шамиль Ахмадуллин “Книга о том, как тренировать память у детей 7–10 лет” (Лабиринт).

Более подробно о содержании этих и многих других книг о способах улучшить память вы можете прочитать на нашем блоге. Также рекомендую пройти интересные тренинги и курсы по развитию памяти и внимания.

Другие эффективные методы

Иные методы, которые включает мнемотехника, также основываются на восприимчивости человека. Реализуется главный принцип — применение визуальных, звуковых и чувственных представлений, абстрактных объектов и понятий.

  • Метод повышенного интереса предполагает, что наиболее отчетливо запоминаются вещи и события, вызывающие любопытство. Продуктивно запоминается информация, которая может принести пользу. В плане реализации оперативной памяти нужно оценить выгоды от освоения материала.
  • Повторение — наиболее популярный способ тренировки памяти. Его плохая сторона в том, что развивается не долговременная, а кратковременная память. Но для некоторых случаев это самая подходящая методика. Упражнение на развитие слуховой памяти может осуществляться именно при повторении.
  • Сущность метода сбора и накопления информации — запоминать сведения из различных источников об одном и том же. Примером является изучение предмета по нескольким учебникам. Иначе изложенная информация дополняет предыдущую, обеспечивая лучшее понимание и восприятие. В плане достижения цели запоминания происходит развитие оперативной и долговременной памяти.

Развитие памяти и внимания у детей

Врожденной особенностью человека является наличие и культивирование любопытства. При таких благоприятных условиях, как наличие любопытства, подкреплённое позитивными эмоциями, информация хорошо фиксируется в мозге. Дело в том, что в этом случае образуются условно-рефлекторные нервные связи, при которых информационный сигнал подкрепляется положительными эмоциями, образуя ассоциативные цепочки.

Дальше – ещё интереснее: при получении позитивных эмоций мозг стимулируется, настраиваясь на поиск новой информации. Так повышается работоспособность мозга. Как видите, если информация неинтересна, есть смысл вызывать интерес, мотивируя себя осознанно, путём создания в мозге очага возбуждения, «доминанты».

Непроизвольная память, присущая детям, позволяет им легко «схватывать», запоминать всё, что привлекло внимание, удивило, поразило, всё, что заинтересовало. Развитие произвольной памяти связано с необходимостью проявлять такие качества как усидчивость, сосредоточенность, что требует приложения волевых усилий

Забота родителей и педагогов – сделать необходимые знания интересными, задействовать в процессе обучения больше каналов восприятия, учесть индивидуальные особенности ребёнка

Развитие произвольной памяти связано с необходимостью проявлять такие качества как усидчивость, сосредоточенность, что требует приложения волевых усилий. Забота родителей и педагогов – сделать необходимые знания интересными, задействовать в процессе обучения больше каналов восприятия, учесть индивидуальные особенности ребёнка.

Существует огромное количество игр на развитие памяти и внимания у детей

Важно, чтобы родители помогли ребенку, следя за тем, чтобы задания не были слишком сложными, чтобы подбодрить ребёнка и помочь поверить в свои силы, за тем, чтобы материал подавался интересно, «на позитиве»

Сделайте игры совместным радостным времяпровождением. И ещё: если в играх принимает участие несколько детей, позаботьтесь о том, чтобы проигравших не было. Призы или похвалу должны получить все. Занимайтесь со своим ребёнком, так Вы подготовите его к школе и станете настоящим другом и наставником.

Незаметная тренировка в повседневной жизни

Далее вы узнаете, как улучшить память в домашних условиях в самых простых бытовых ситуациях:

каждый день можно читать новую познавательную информацию для себя. Полезно также читать хорошие книги. После их прочтения выписывайте имена героев, фиксируйте кратко сюжет. Периодически нужно просматривать эти записи и восстанавливать прочитанное в памяти. Это поможет не только развить память, а и заработать среди друзей репутацию эрудированной личности. Существует немало литературы, в которой описываются способы повышения показателей памяти. Ее также полезно изучить, если вы серьезно намерены поработать со своими умственными способностями;
лень является врагом не только для памяти, а и для человека в целом. Поэтому от нее нужно избавляться, иначе вам не светит хорошая память;
после просмотра фильма и передачи в голове прокручивайте их содержание от начала до конца;
старайтесь держать в голове список продуктов и вещей, которые вы планируете купить;
в процессе думайте о том, чем вы заняты на данный момент. Не отвлекайтесь на посторонние размышления;
старайтесь запоминать имена людей. Это не только будет развивать вашу память, а и позволит вам выглядеть воспитанным человеком. Если вам представили человека, попробуйте проассоциировать его с кем-то из своих знакомых или с публичной личностью. Так будет легче запечатлеть имя в памяти;
попробуйте запомнить номера телефонов. Хотя бы те, которыми вы пользуетесь чаще всего;
в конце дня прокрутите в голове все события, которые сегодня произошли с вами. Это помогает не только развить память

Такой анализ показывает, правильно ли был построен рабочий день или полезно что-то изменить в его структуре;
можно запоминать дни рождения знакомых и друзей, расписание на дни и недели;
ведите выступления без применения шпаргалки;
разные виды рукоделия — отличные методы заставить мозг активно работать, а, значит — улучшить свои способности в запоминании;
на работу мозга влияет питание, поэтому ему также необходимо уделить внимание. Продукты, которые полезны для памяти — рыба и другие дары моря, орехи, некоторые растительные масла, злаки;
ароматерапия известна своими стимулирующими свойствами

Некоторые масла способны улучшить работу мозга и память. К ним относят — розмарин, лимон, мята.

Теперь Вам известно, как улучшить память в домашних условиях с помощью доступных, простых способов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector