Критическое мышление

Определение понятия

Критическое мышление – это способность человека к эффективному анализу поступающей информации и аргументированному отстаиванию своего мнения, пониманию позиции партнера по общению, грамотному формулированию выводов и принятию единственного верного решения с опорой на исходные данные. Оно характеризует человека как активного субъекта образовательной деятельности в учебном заведении, а не просто пассивного получателя сухой информации. Оно делает сотрудника действительно ценным кадром для предприятия, так как под ним подразумевается умение рассуждать. Способность человека ясно мыслить сочетает в себе логику и критичность мышления. При отсутствии критического мышления невозможно сформировать элементарные навыки самоанализа и рефлексию у человека. Такой индивид не будет учиться на своих ошибках и припоминать в непонятной ситуации опыт прошлого.

Исходя из определения, можно сделать вывод, что признаками его наличия у индивидуума являются:

  • умение устанавливать причинно-следственные связи между событиями и эмоциональными реакциями людей;
  • понимание закономерностей исторических событий;
  • способность из множества фактов и тезисов выбрать те, которые необходимы для решения конкретной ситуации;
  • умение припоминать личный опыт (как положительный, так и отрицательный) в стрессовой ситуации;
  • толерантность к чужому мнению и жизненным принципам другого человека;
  • способность конструктивно воспринимать критику;
  • умение аргументированно излагать свои мысли в диалоге;
  • способность заметить противоречия и нестыковки в высказываниях собеседника;
  • последовательность и доброжелательность в разрешении спорных моментов и конфликтных ситуаций;
  • склонность к разрешению конфликтов мирным путем;
  • отказ от шаблонных вариантов действий и стереотипности мышления;
  • самоактуализация;
  • способность к самоанализу и потребность в непрерывном саморазвитии и самосовершенствовании.

Клиентоориентированность

Клиентоориентированность — умение вовремя определять потребности и желания своей аудитории, чтобы удовлетворять их с максимальной пользой. Например, если у вашего клиента нет времени идти в магазин, вы можете доставить товар ему домой. Клиент увидит заботу и сэкономит время, а вы получите лояльного покупателя. Навык помогает конкурировать на рынке труда, товаров и услуг. В стране с развивающейся рыночной экономикой это особенно ценно.

Как развить. Проанализируйте свою целевую аудиторию. Например, если устраиваетесь на работу — это будут HR, руководители отделов и директора. Подумайте, какие проблемы с соискателями у них бывают, как вы можете их решить. Изучайте аудитории разных сфер вашей жизни, помогайте удовлетворять запросы и закрывать проблемы этих людей.

Что изучить о клиентоориентированности:

Книги

  • Джек Митчелл «Обнимите своих клиентов»
  • Карл Сьюэл, Пол Браун «Клиенты на всю жизнь»
  • Кен Бланшар, Шелдон Боулз «Горячие поклонники. Революционный подход к обслуживанию клиентов»
  • Филип Грейвс «Клиентология: чего на самом деле хотят ваши покупатели»
  • Максим Недякин «Искренний сервис. Как мотивировать сотрудников сделать для клиента больше, чем достаточно. Даже когда шеф не смотрит»

Курсы

  • Креативная школа IKRA «Выясняем потребности аудитории»
  • Максим Ильяхов «Работа с клиентом для редакторов, дизайнеров, программистов»
  • «Нетология» курс «Работа со сложным клиентом»

Упражнения на развитие логического мышления

Как быстро развить логическое мышление? Этим вопросом задаёмся, когда ограничены во времени, но интерес к развитию есть. Наиболее подходящий вариант — применять упражнения на развитие логического мышления. Такие задачи можно решать по дороге на работу, в транспорте, в очередях.

Вот примеры простых упражнений c цифрами:

  1. Сначала потренируйтесь называть последовательность чисел на возрастание, прибавляя два: 2, 4,6…100
  2. Назовите числа в последовательности на убывание, уменьшая на два: 100, 98, 96…2.
  3. Можно потренироваться делать тоже на 4 ступеньки — возрастание и убывание.
  4. Перечислите последовательность попарно на 2: 2-100, 4-98, 6-96…
  5. Теперь задача на сообразительность, как быстро посчитать последовательность цифр: 1+2+3+4+5+6+7+8+9+10?

Упражнения для развития умений мыслить абстрактно

  1. Представьте образы последовательностей цифр, не называя их, рисуя в своём воображении. Для усложнения — несколько разных рядов цифр и закономерностей.
  2. Более сложный вариант — называем цифры одного числового ряда, а пишем — другого.
  3. Другой вариант — перечисляем одну группу цифр по порядку, а представляем — другую.
  4. Умножаем число на 2, создаём ряд последовательностей — вслух или мысленно (2,4,8,16 …)

Упражнения с использованием слов

  1. Создавайте новые слова из известных слов, стараясь тратить минимум времени: Например: кот-ток. Можно поработать с такими словами: табун; базука; зола; ропот; клоп; мышка; банка.
  2. Установите задание с определённой буквой и длиной слова. Например, буква «б» должна быть на втором месте, длина — 6 букв. Ответ — абрикос. Можно не ограничивать длину, а только с буквой сделать игру для начала.
  3. Найдите пары слов, которые читаются в двух направлениях: мор-ром, дом-мод.
  4. Напишите слова или предложения наоборот, пусть другой игрок попробует прочесть и понять смысл написанного.

Технология развития логического мышления включает и решение логических задач.

Вот примеры возможных задач, попробуйте найти ответ

  1. В гостях в деревне отдыхали 7 девочек, каждая нашла себе занятие: первая — читала, вторая — подметала, третья — играла в шахматы, четвёртая — полола грядку, пятая — разгадывала ребус, шестая — поливала клумбы, а что делала седьмая сестра?
  2. Есть река и подошли два человека, чтобы переплыть её, есть лодка, но рассчитана на 1 человека. При каких условиях они смогут переплыть на другой берег, как это возможно?
  3. Один человек подошёл к портрету и внимательно рассматривает, спросили, чей портрет и был ответ: «Я рос один, ни братьев, ни сестёр, но отец человека, что на портрете, сын моему отцу».
  4. Этот человек брил бороду по 10 раз в день, но всё равно был бородатым. Как такое может быть?
  5. Шли три мальчика и несли груши, которых было поровну, потом встретили они девять девочек, и каждый угостил, в итоге у всех стало одинаковое число груш, сколько груш было у каждого мальчика?
  6. Мужчина шёл по дороге, одет был в чёрные вещи, на небе не было луны, и фонари не светили. Сзади ехала машина, и фары не были включены, как водитель заметил пешехода и успел свернуть?

Развивать мышление — такая же работа, как работа в офисе

Формирование и развитие логического мышления — это постоянная работа над собой, решение задач, ребусов, а в детском возрасте — совместные занятия для развития логики и интеллекта. Есть предположение, что наши возможности определены природой и находятся на определённом уровне. Это неверное утверждение, эти факторы не статичны и могут улучшаться при желании человека.

Средства развития логического мышления всегда можно найти, постарайтесь уделять хоть несколько минут в день для таких занятий: в свободное время, в дороге, в перерыве, во время отдыха. Можно совмещать и решать задачи вместе, так даже веселее — кто составит больше слов из длинного слова, кто первый решит задачу, найдёт 10 отличий и подобные.

Особенности развития логического мышления заключаются в постоянной тренировке внимания, наблюдательности, изучения законов логики, индукции и дедукции. Всё в комплексе способствует улучшению логических способностей в большей степени.

Желаем успехов в развитии логического мышления и только побед во всех жизненных ситуациях!

Ответы по задачам:

Задача на сложение чисел — можно складывать попарно 1+10=11, 2+9=11 и так 5 пар, ответ — 55.

Логические задачи:

  1. Седьмая девочка тоже играет в шахматы, ведь играют обычно вдвоём;
  2. Переплыть реку можно, если люди находятся по разным сторонам реки;
  3. На портрете сын человека, что смотрит, а он сам сын своего отца;
  4. Работа человека брить других — брадобрей;
  5. У каждого мальчика было по 12 груш или число кратное 12 (24, 36);
  6. Внимательность, почему не было луны и не светили фонари — был день.

Как развивать критическое мышление

Пополняйте копилку знаний

Критически мыслить невозможно без достаточного количества знаний об окружающем нас мире. Чем больше знаний — тем проще сравнивать и анализировать. Прежде чем критически оценивать проблему, её необходимо рассмотреть со всех сторон, увидеть ситуацию в контексте других событий, проследить за её развитием во времени.

Постоянно пополняйте знания в самых разных областях:

  • читайте художественную и научно-популярную литературу;
  • смотрите документальные фильмы и лекции в открытом доступе на образовательных порталах, Youtube-каналах специалистов в разных областях, открытых лекториях;
  • наблюдайте за людьми и их поведением — это поможет понять причину их действий и выработать стратегию взаимодействия в разных ситуациях;
  • разговаривайте с людьми, интересуйтесь их мнением и опытом — это позволит выработать или уточнить свою позицию по любому вопросу.

Учитесь задавать вопросы

Любопытство и жажда познания — основа критического мышления, а чтобы удовлетворить эту жажду, необходимо уметь правильно формулировать вопросы. Тренируйтесь задавать вопросы на самые разные темы. Например, поставьте себе задачу придумать пятьдесят вопросов о любимом фильме, книге, картине, явлении или событии окружающего мира, предмете или конкретной теме школьной программы. При изучении любого вопроса интересуйтесь всеми аспектами, рассматривайте проблему с разных сторон и уточняйте детали, задавая вопросы.

Читайте и анализируйте тексты

Критическое мышление развивается благодаря постоянному анализу информации из книг и интернета. Разбирайте каждый прочитанный текст, например, по такой схеме:

  1. С какой целью написан текст, к какой аудитории обращается автор, какую мысль хочет донести.
  2. Какая проблема описана в тексте, существует ли единственный способ её решения или возможны разные варианты.
  3. Какова точка зрения автора на проблему, какие аргументы используются, относятся они к сформулированной проблеме прямо или только косвенно.
  4. Как автор строит свои рассуждения: доказывает ли каждый приведённый факт или предлагает принять его как само собой разумеющееся. Как правило, именно в обобщениях — «Всем известно, что…» — скрыта недостоверная информация. С их помощью можно манипулировать читателем и формировать искажённое отношение к проблеме.
  5. Где в тексте приводятся факты, а где — их интерпретация. Тренируйтесь отделять одно от другого, читая статьи в интернете об актуальных событиях.
  6. Есть ли в тексте какой-либо скрытый смысл, подтекст, и если да, как он меняет общий смысл текста.

Анализируя текст, обязательно формулируйте собственное отношение к проблеме, выстроенное на фактах, аргументах и логических рассуждениях.

Обращайтесь к альтернативным источникам информации

Критическое мышление обязательно предполагает знакомство с разными, иногда противоположными мнениями о проблеме. Изучая вопрос, обращайтесь к разным источникам, сопоставляйте полученную информацию, оценивайте её на логичность, полноту, достоверность, выявляйте несоответствия. Достоверная информация — та, что получена из проверенных официальных источников и подтверждена конкретными фактами. Статьи в интернете обязательно должны содержать ссылку на первоисточник.

Придумывайте варианты

Мыслить критически — это значит видеть разные варианты развития ситуации в зависимости от тех или иных факторов и уметь вычленять из этих вариантов самый оптимальный, удобный и эффективный.

  • Учитесь прогнозировать последствия своих действий в любой жизненной ситуации. Принимая решение, запишите на бумаге все вероятные последствия, оцените каждое из них, подумайте, как минимизировать риск неудачи или возможные негативные последствия.
  • Придумывайте сложные ситуации и составляйте список возможного разрешения проблем.
  • Анализируйте поступки персонажей книг или фильмов, которые влияют на развитие сюжета. Придумывайте альтернативные варианты развития событий, меняющие жизнь персонажа в лучшую или худшую сторону.

Анализируйте ошибки

Мы верим: не ошибается тот, кто ничего не делает. Ошибка — это не повод для самоуничижения, а способ разобраться, как поступить в следующий раз умнее, лучше и эффективнее. Конструктивно подходите к разбору каждой ошибки: найдите её, оцените причины, которые к ней привели, придумайте варианты, как её можно было избежать.

СИНКВЕЙН

Синквейн (пятистишие) — это нерифмованное стихотворение, состоящее из пяти строк, используется как дидактический прием на этапе рефлексии.

1. первая строка – тема стихотворения, выраженная одним словом, обычно именем существительным;

2. вторая строка – описание темы в двух словах, как правило, именами прилагательными;

3. третья строка – описание действия в рамках этой темы тремя словами, обычно глаголами;

4. четвертая строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение автора к данной теме;

5. пятая строка – одно слово – синоним к первому, на эмоционально-образном или философско-обобщенном уровне повторяющее суть темы.

пример синквейна

Критическое мышление в психологии

Diane F. Halpern, учёная из США, определяет его как тип, базирующийся на когнитивных навыках и привычке мыслить стратегически и логично

Особое внимание она обращает на то, что это не врождённый навык, и он вполне поддаётся развитию

Более того, его необходимо развивать. Ведь человек, умеющий критически мыслить способен:

  • быть наблюдательным,
  • концентрироваться на главном,
  • улавливать поворотные и ключевые моменты,
  • правильно анализировать ситуацию,
  • грамотно обосновывать своё мнение,
  • правильно интерпретировать.

Профессор, автор книг по критическому мышлению, Дэвид Клустер, делит его на 5 видов:

  • самостоятельное,
  • аргументированное,
  • обобщённое,
  • социальное,
  • оценочное.

Интересно прочитать Пространственное мышление

Состав критического мышления

Набор ключевых навыков, необходимых для критического мышления, включает в себя наблюдательность, способность к интерпретации, анализу, выведению заключений, способность давать оценки. Критическое мышление применяет логику, а также опирается на метазнание и широкие критерии интеллектуальности, такие как ясность, правдоподобие, точность, значимость, глубина, кругозор и справедливость. Творческое воображение, ценностные установки и в меньшей степени выраженная эмоциональность также являются составными частями критического мышления :40.

Критическое мышление входит в общую структуру мышления в процессе познания и есть мышление высшего порядка. Структура мышления выглядит следующим образом:

  1. общее мышление;
  2. предметное мышление (историческое, математическое и т.п.);
  3. критическое мышление.

Структура мышления

Каждый следующий уровень включает в себя предыдущий:

1) общее мышление — это общий процесс обработки информации;

2) предметное мышление — это процесс обработки информации по определенному предмету с помощью методов научного исследования, обогащенный предметными и методологическими знаниями;

3) критическое мышление — это процесс контроля за ходом общего и предметного мышления, их совершенствование. Каждый тип мышления имеет свой содержательный и операционный блоки .

Один из современных исследователей Р. Эннис в качестве основных и наиболее важных диспозиций, то есть установок, идеального критического мыслителя называет следующие:

  • ясно выражаться;
  • искать основания;
  • стараться быть хорошо информированным;
  • искать альтернативы;
  • обладать открытостью ума;
  • воздержаться от суждения при недостаточности оснований и т. п.

Также различают два основных компонента критического мышления:

  1. диспозиция (искать основания для своих убеждений, быть любознательным, быть готовым бросить вызов авторитету, демонстрировать интеллектуальную автономию);
  2. навыки и умения (выявление аргументов, оценка аргументов, оценка убеждений, предложение альтернатив, выстраивание выводов, умение распознавать софизмы и бороться с когнитивными искажениями).

Существуют подходы к исследованию критического мышления, которые также можно разделить на две группы:

  1. те, которые исследуют интеллектуально «правильные» и «неправильные» доксастические установки (эпистемология и философия образования);
  2. те, которые исследуют интеллектуальные умения и навыки, характерные для критически мыслящего человека ( логика , теория аргументации, психология).

Таким образом, критическое мышление представляет собой междисциплинарное направление исследований, который включает в себя часть философии, логики, педагогики и психологии. Сам же Дж. Дьюи часто цитировал классических философов, так как именно в истории философии мы находим образцы критического мышления и специальные трактаты, посвященные усовершенствованию нашего мышления . Дело в том, что философия представляет собой не что иное, как смену «исследовательских программ» . Об этом говорит сайт https://intellect.icu . Бессмысленно задавать вопрос «что такое мышление?» вне контекста различных исследовательских программ, которые в разное время предлагались теми или иными мыслителями.

Структура критического мышления

Как формируется критический склад ума

Человек современной эры находится под непрерывным прессингом мнений и суждений посторонних ему людей. Информации стало очень много, она стала всеобъемлющей и распространяется с помощью СМИ и интернета очень быстро. Чтобы сформировать критическое мышление, необходимо подвергать сомнению всё, что пытаются навязать агитаторы, пропагандисты и специалисты по рекламе. Зачастую они преследуют собственную выгоду и их слова далеко не правдивы.

Необходимо научиться отделять правду ото лжи и формировать своё будущее на основе грамотного анализа ситуации.

Чтобы выработать правильный план действий, психология критического мышления рекомендует начать с самоанализа. Для достижения поставленных целей необходимо адекватно оценить свои возможности и потенциал. И заняться самосовершенствованием, получая новые знания из интернета и новых книг, следя за своим здоровьем и развивая новые навыки.

Зачастую поведение человека определяют традиции и негласные правила. Оказавшись в незнакомой среде, постарайтесь как можно быстрее изучить их. Развивайте наблюдательность и собирайте информацию из доступных источников, чтобы поступки были безопасными, а действия — эффективными.

Внимательно относитесь к невербальным формам общения. Анализируйте мимику, жесты, позы, сопоставляйте то, что люди говорят, с известными фактами и только после этого приступайте к анализу информации. Не делайте скоропалительных выводов и избегайте спешки при принятии решения. Полагайтесь больше на своё мнение, не будьте жертвой моды и политтехнологий.

Также вам будет интересно почитать статью Развитие мышления, тренировки, игры, упражнения

Экспресс-тренинг

Специальные книги для тренировки мозга даже необязательно полностью прочитывать. Их основной ценностью является масса упражнений, направленных на развитие мозга. С ними можно тренировать интеллект, память, внимательность и креативность. Большим преимуществом литературы такого типа считается универсальность, т.к. внутри книг можно найти задания для любого уровня подготовки.

«Головоломки Шерлока Холмса» (Р. В. Галланд)

Это одна из самых популярных книг для экспресс-тренинга мозга. Она поможет развить фотографическую память, логику, а также внимательность. Получить пользу от нее сможет как ребенок, так и взрослый.

На страницах книги представлены интересные головоломки, которые поручено разгадать Шерлоку Холмсу. Некоторые достаточно легкие, но большинство из них заставят повысить активность мозга до предела, что поспособствует его эффективному развитию.

«Книга-тренажер для вашего мозга» (А. Могучий)

Специальная книжка для тех, кто хочет сделать свой мозг высокоразвитым. В ней есть огромное количество разнообразных упражнений, которые помогут быстро улучшить интеллект, все типы памяти и внимательность.

Автор рекомендует тренировать свои навыки с помощью этой книги каждый день по 10-15 минут. Растягивать длительность занятий он не советует, но при особом желании допускается выполнять упражнения дольше. С частью заданий может справиться даже ребенок, поэтому книжку можно считать универсальной.

«Мозг на 100%» (О. Кинякина)

Еще одной книгой для экспресс-тренинга, которая позволит достичь высочайших результатов, стала работа О. Кинякиной. Это довольно массивный курс повышения интеллектуальных способностей, требующий серьезного внимания со стороны читателя.

Книга кратко рассказывает об особенностях работы мозга, после чего предоставляет читателю очень большое количество упражнений. Решать их все нужно постепенно, переходя от одной главы к другой. На ежедневные тренировки рекомендуется выделять по полчаса.

Советы для студентов и школьников

Вот несколько своеобразных упражнений для развития критического мышления (а точнее — советов), которые помогут вам развить навыки критического мышления:

  1. Сформируйте или присоединитесь к учебной группе (или серии учебных групп) и выберите ключевые темы из вашего курса для обсуждения. Исследования показывают, что учащиеся, участвующие в таких группах, как правило, получают более высокие оценки. Вы разделяете понимание ключевых тем? У вас есть разные мнения, подходы или чувства по определенным темам? На чем они основаны? Присоединяйтесь к дискуссионному обществу — или любому студенческому сообществу — и начните страстные дискуссии!
  2. Обменяйтесь курсовыми работами (заданиями, проектами и т. д.) с одноклассником и критически оцените аргументы друг друга, с использованием доказательств и выводов. Каковы сильные стороны? Что нужно для развития? Чего не хватает? С чем вы согласны? С чем не согласны? Просто будьте осторожны, чтобы не копировать работы друг друга, и помните, что, если сомневаетесь, проконсультируйтесь с лектором или преподавателем.
  3. Смиритесь с тем, что критика и разногласия — это не то же самое, что конфликт. Можно придерживаться разных взглядов на одноклассника, друга или лектора. Узнайте, как не соглашаться, предлагать и принимать критику, не будучи личной. Иногда студенты чувствуют, что если они не согласны с другим человеком, это может считаться грубым или невежливым. Но одной из основных функций университета является воспитание исследовательского и пытливого духа. Много новых знаний и идей проистекает из уважительного несогласия с другими, так как несогласие (или сомнение) — это первый из этапов развития критического мышления.
  4. Примите участие в обсуждениях в рамках вашего класса или группы. Это ваша главная возможность по-настоящему раскрыть то, что было освещено в лекциях, поэтому используйте их: задавайте вопросы, высказывайте свое мнение и подвергайте сомнению мнения других.
  5. Сообщите своим лекторам или преподавателям, если вас сильно заинтересовало что-то, чему они вас научили, или к обратной связи, которую они дали вам (это применимо, соглашаетесь ли вы, не соглашаетесь или просто хотите узнать больше). Если невозможно выступить с лекцией или учебным пособием, поговорите с ними позже, попросите о встрече или отправьте им электронное письмо. Возможно, польщенный преподаватель даже даст вам дополнительные задания для развития критического мышления.
  6. Критически относитесь к содержанию курса, особенно к рекомендованной для прочтения литературе. Выполняя задания, спросите себя, вышли ли вы за рамки демонстрации базового понимания темы. Вы проанализировали доказательства? Вы оценили аргументы? Вы синтезировали всю доступную информацию, и можете ли вы сделать какие-либо выводы на основе того, что вы сделали? Подобные размышления можно отнести к методам развития критического мышления.
  7. Посещайте семинары и тренинги по критическому мышлению. Если ваш курс дает вам возможность взять дополнительно еще и модули критического мышления, подпишитесь на них. Критическое мышление можно развивать и изучать, и те, кто тратит время на развитие своих критических способностей, с большей вероятностью добьются успеха в учебе. Посетите веб-сайт библиотеки, чтобы получить информацию о предстоящих тренингах по этой теме. Читайте книги для развития критического мышления.
  8. Наконец, помните, что критическое мышление сложно. Как набор навыков «высшего порядка», вы не можете научиться делать это быстро. Продолжай пытаться.

Методы развития критического мышления

Если вы считаете себя всесторонне развитой личностью или же стремитесь стать ею, без критического мышления вам не обойтись, ведь именно оно позволяет человеку сформировать свои взгляды и не зависеть от мнения со стороны, именно оно помогает человеку личностно расти и развиваться.

Технология развития критического мышления такова, что нужно регулярно тренироваться, причем начинать такие тренировки можно совершенно в любом возрасте. Систематические занятия позволяют достичь нового уровня развития и новых целей. Несмотря на то, что развивать критическое мышление и не сбиваться с этого пути может быть непросто, если вы изначально расставите приоритеты и определите свои жизненные задачи, приблизиться к результату станет намного проще.

Обучение критическому мышлению требует времени. Практически всегда человек располагает свободным временем, просто тратит его на ненужные занятия, например, смотрит телевизор, «зависает» в соцсетях или играет в компьютерные игры. И первый шаг к критическому мышлению следует делать как раз здесь – критически оценить, куда уходят ваши свободные минуты и часы.

Еще один способ начать осваивать новый навык – ежедневно анализировать свой день: чем вы занимались, каких успехов достигли, какие были неудачи, в чем допустили ошибки и т.д. Когда анализ будет сделан, можно начинать составлять план по устранению ошибок, исключению хронофагов («пожирателей времени»), управлению временем.

Даже эти простейшие действия начнут развивать вашу способность подходить ко всему критически. Если вдруг перед вами встает новая задача, пробуйте искать максимальное количество информации по ее решению, рассматривайте самые разные варианты действий и выбирайте самый эффективный. Кстати, советуем и к прохождению нашего курса отнестись критически: тщательно обдумать, как и когда вы будете его проходить, и найти для этого время в своем распорядке.

Вот вам уже несколько приемов критического мышления. Поначалу применять их может быть непривычно, но это лишь вопрос практики. Старайтесь постоянно оценивать то, как вы мыслите, о чем думаете, занимаете ли мозг полезными вещами или занимаетесь тем, куда занесет попутный ветер.

Чтобы ваше критическое обучение было более эффективным, формируйте правильный подход ко всему, что делаете и с чем сталкиваетесь. Это значит:

1 Адекватно оценивайте реальность. Все, что с вами происходит, не всегда зависит от ваших желаний и стремлений. Принимайте это как данность. Оценивайте действительность: на что вы можете повлиять, а что вам неподвластно.
2 Будьте готовы к новой информации всегда и везде. Если вы будете закрыты для нового, вы сами отрежете себя от реальной жизни.
3 Принимайте уверенные и четкие решения. Но прежде чем это делать, вооружайтесь знаниями и не забывайте о предыдущем пункте.
4 Откажитесь от инстинкта стадности. Это не значит, что вы должны срочно перестать ходить в кино или посещать спортивные матчи. Это значит, что вы всегда должны думать своей головой, составлять свое мнение на тот или иной счет.
5 Проведите черту между наблюдением и выводами. Проверяйте все интересное для вас, что узнаете.
6 Сохраняйте чувство юмора. Развивайте умение смеяться над собой и событиями, которые преподносит вам жизнь. Так ваш ум всегда будет ясным, а мнения – более объективными.

Однако применять приемы критического мышления – это лишь одна сторона вопроса. Другая состоит в том, что нужно формировать критический склад ума. Расскажем, как это делается.

Что это такое?

Критическое мышление — особая система суждений, применяемая в анализе событий. Если говорить простыми словами, то такой вид мышления помогает делать обоснованные выводы и применять их на практике для решения проблем и ситуаций. В педагогике, психологии, психотерапии критическое мышление считается мышлением более высокого уровня. Часто его называют вежливым скептицизмом. Человек своими рассуждениями ставит под сомнение информацию, получаемую извне. Такая критичность распространяется и на собственные убеждения. Своими действиями человек заставляет себя найти аргументы в пользу или против них, что подразумевает поиск вариантов и альтернатив. Считается, что переход от формы общественного сознания к критическому предполагает, что формируются необходимые условия для начала цивилизованного развития не только отдельных личностей, но и всего сообщества в целом.

Критическому мышлению свойственна рефлексивность как характеристика, человек разумно и интеллектуально выбирает, чему доверять, что делать, анализирует сведения. В отличие от обыденного или докритического мышления, отсутствует хаотичность принятия решений. Термин предложил некогда философ Джон Дьюи. И только в конце прошлого столетия вопрос получил логичное продолжение, его своими исследованиями создал Ричард Пол, составивший классификацию критического мышления, его задачи. Эти люди считали, что потребность в нем вызвана развитием современного человека. Ряд психологов сегодня рассматривает критическое мышление как применение методов познания, основанное на том, что человек полностью контролирует свои действия и решения.

Понятие

Критическое мышление – это один из видов мышления, которые я разбирала в отдельной статье. Давайте посмотрим, какое определение дает Википедия этому понятию.

Мыслить критически – значит рационально, ясно и непредвзято воспринимать информацию, всегда искать доказательства ее правдивости и достоверности. Если говорить простыми словами, это такой мыслительный процесс, когда вы не просто принимаете информацию на веру, а ставите ее под сомнение, пытаетесь проверить на достоверность, умеете находить неточности и отсеивать их, отделяете факты от их интерпретаций и т. д.

По мнению некоторых ученых, именно переход общества к критическому уровню мышления является предпосылкой для начала цивилизационного развития.

Более 100 крутых уроков, тестов и тренажеров для развития мозга

Начать развиваться

Впервые о критическом типе мышления заговорили в конце XIX века. Сам термин был предложен философом Джоном Дьюи. Но только на рубеже XX и XXI вв. вопрос начал исследоваться более детально. Так в 1995 году Ричард Пол выделил классификацию и задачи критического мышления.

Некоторые психологи сегодня склоняются к тому, что данный тип мышления является психической активностью, которая позволяет контролировать свои решения и действия, что повышает вероятность получить желаемый результат. Критически мыслящий человек за счет логических умозаключений может сделать выводы, принять какое-либо суждение, отклонить или временно отложить его рассмотрение.

Виды

Особенности критического мышления изучаются в возрастной психологии. Знания, тип информации, интеллект, особенности памяти, логика позволяют выделить следующие виды критического мышления:

  • Слабый тип. Данный вид мышления часто называют псевдоинтеллектуальным. Его можно обнаружить у эгоистов, которых интересует только собственное благосостояние. Такие люди в своих действиях мотивированы корыстными целями.
  • Сильный тип. Его примером может служить объективный подход к изучению чего-либо.

На сегодняшний день в психологии и педагогике существует только такой подход к выделению видов критического мышления.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector