Как критическое мышление помогает противостоять манипуляциям

Происхождение термина

Идея критического мышления возникла в древности. Она исходит из деятельности Сократа, который 2500 лет назад провозгласил: никто не может зависеть от авторитетов. Ведь они могут вести себя далеко не рационально. По поводу появления той или иной идеи должны возникнуть глубокие вопросы прежде, чем ей можно будет доверять. Сократом было доказано, что поиск доказательств весьма важен. Самой популярным методом преподавания критического мышления является «сократово выспрашивание», вносящее ясность и логику.

Практику Сократа, скептицизм Аристотеля развил Платон. Появилась традиция мыслить систематически на пути к постижению глубоких реалий. В трудах философов средних веков и эпохи Возрождения возник скептицизм. Глубокомыслие древности было развито ими

Методы развития критического мышления сформировались в понимание силы информации, важности ее тщательного сбора, правильного использования. А ресурсы подобного склада ума приумножились благодаря вкладу множества мыслителей

Критическое мышление для учёбы и карьерного роста

Данный тип можно рассматривать как технологию получения необходимых знаний и формирования профессиональных компетенций. Это один из главных навыков будущего. Чтобы добиться успеха в работе, применяйте следующие приёмы:

  • научитесь понимать вербальную и невербальную информацию,
  • изучайте положительные и отрицательные стороны людей и ситуаций,
  • будьте разносторонним, не упускайте ничего из внимания,
  • не будьте категоричны,
  • сомневайтесь и проверяйте,
  • оценивайте не людей, а действия.

Используйте эти технологии как средство формирования правильного отношения к окружающим.

Методы развития критического мышления

Если вы считаете себя всесторонне развитой личностью или же стремитесь стать ею, без критического мышления вам не обойтись, ведь именно оно позволяет человеку сформировать свои взгляды и не зависеть от мнения со стороны, именно оно помогает человеку личностно расти и развиваться.

Технология развития критического мышления такова, что нужно регулярно тренироваться, причем начинать такие тренировки можно совершенно в любом возрасте. Систематические занятия позволяют достичь нового уровня развития и новых целей. Несмотря на то, что развивать критическое мышление и не сбиваться с этого пути может быть непросто, если вы изначально расставите приоритеты и определите свои жизненные задачи, приблизиться к результату станет намного проще.

Обучение критическому мышлению требует времени. Практически всегда человек располагает свободным временем, просто тратит его на ненужные занятия, например, смотрит телевизор, «зависает» в соцсетях или играет в компьютерные игры. И первый шаг к критическому мышлению следует делать как раз здесь – критически оценить, куда уходят ваши свободные минуты и часы.

Еще один способ начать осваивать новый навык – ежедневно анализировать свой день: чем вы занимались, каких успехов достигли, какие были неудачи, в чем допустили ошибки и т.д. Когда анализ будет сделан, можно начинать составлять план по устранению ошибок, исключению хронофагов («пожирателей времени»), управлению временем.

Даже эти простейшие действия начнут развивать вашу способность подходить ко всему критически. Если вдруг перед вами встает новая задача, пробуйте искать максимальное количество информации по ее решению, рассматривайте самые разные варианты действий и выбирайте самый эффективный. Кстати, советуем и к прохождению нашего курса отнестись критически: тщательно обдумать, как и когда вы будете его проходить, и найти для этого время в своем распорядке.

Вот вам уже несколько приемов критического мышления. Поначалу применять их может быть непривычно, но это лишь вопрос практики. Старайтесь постоянно оценивать то, как вы мыслите, о чем думаете, занимаете ли мозг полезными вещами или занимаетесь тем, куда занесет попутный ветер.

Чтобы ваше критическое обучение было более эффективным, формируйте правильный подход ко всему, что делаете и с чем сталкиваетесь. Это значит:

  • Адекватно оценивайте реальность. Все, что с вами происходит, не всегда зависит от ваших желаний и стремлений. Принимайте это как данность. Оценивайте действительность: на что вы можете повлиять, а что вам неподвластно.
  • Будьте готовы к новой информации всегда и везде. Если вы будете закрыты для нового, вы сами отрежете себя от реальной жизни.
  • Принимайте уверенные и четкие решения. Но прежде чем это делать, вооружайтесь знаниями и не забывайте о предыдущем пункте.
  • Откажитесь от инстинкта стадности. Это не значит, что вы должны срочно перестать ходить в кино или посещать спортивные матчи. Это значит, что вы всегда должны думать своей головой, составлять свое мнение на тот или иной счет.
  • Проведите черту между наблюдением и выводами. Проверяйте все интересное для вас, что узнаете.
  • Сохраняйте чувство юмора. Развивайте умение смеяться над собой и событиями, которые преподносит вам жизнь. Так ваш ум всегда будет ясным, а мнения – более объективными.

Однако применять приемы критического мышления – это лишь одна сторона вопроса. Другая состоит в том, что нужно формировать критический склад ума. Расскажем, как это делается.

Зачем уметь мыслить критически

Критический подход необходим нам везде. Чтобы не быть голословными, мы приведем лишь несколько примеров его практической пользы:

В профессиональной и повседневной жизни критическое мышление помогает думать и работать более аккуратно и точно, быстро определять важное и второстепенное, эффективнее разрешать проблемы, внимательнее и результативнее справляться с различными задачами.
В обучении вместе с развитием критического мышления вы разовьете навыки быстрого распознавания аргументов, быстрого определения ключевых идей в текстах, использования доказательств и свидетельств экспертных лиц и специалистов, различения критических и аналитических материалов от других.
В личной сфере критическое мышление научит вас быстро анализировать суждения, взгляды, доказательства и мнения окружающих, грамотно обосновывать свои слова и аргументированно оспаривать то, с чем вы не согласны, глубже понимать чужие и собственные убеждения, мысли и поступки.

Человек, способный мыслить критически, умеет:

Наблюдать и быть внимательным к деталям
Внимательно и сосредоточенно изучать информацию
Быстро определять самое важное, не рассеивая внимания на второстепенное
Реагировать на ключевые моменты сообщений
Без особых усилий обосновывать свою точку зрения
Применять аналитические навыки в самых разных ситуациях

В дополнение к этому, развитие критического мышления формирует и ряд вспомогательных навыков, таких как:

  • Умение грамотно изъясняться
  • Умение быть убедительным
  • Умение эффективно интерпретировать
  • Умение выносить собственные суждения
  • Умение анализировать и критиковать
  • Умение принимать эффективные решения
  • Умение быть рассудительным
  • Умение рассуждать логически

Зачастую бывает, что человек переоценивает свою способность критически осмысливать то, что он видит, слышит, читает; то, с чем сталкивается на учебе или в работе. Ко всему прочему многие считают, что знают «больше всех» и могут каждому рассказать «что почем». Но когда окружающие не соглашаются, появляется неуверенность в себе и проявляется неумение обосновать свою позицию. Это служит причиной ненужных проблем как в учебе и работе, так и в банальном общении.

Мы можем предположить, что и вы уже в некоторой мере применяете навыки критического мышления (вы ведь различаете хорошее и плохое?). Но по мере взросления, получения образования и нового жизненного и профессионального опыта вам, безусловно, понадобятся более совершенные навыки. Чем большим количеством умений вы овладеете, тем увереннее вы будете справляться с новыми проектами, задачами и проблемами.

Критическое мышление является интеллектуальной деятельностью, и чтобы ее освоить, нужно располагать хорошими теоретическими и практическими материалами. К таковым и относится наш курс «Критическое мышление», на уроках которого вы познакомитесь со всеми его базовыми элементами.

Аспекты умения мыслить критически, которые рассматривает наш курс, можно успешно применять в обучении и работе, при подготовке презентаций и написании научных трудов, при разрешении конфликтных ситуаций и бытовых проблем.

Цель курса

– углубленно изучить принципы и приемы критического мышления и научить вас их уверенно использовать. Основная информация, как и следует полагать, будет дана в уроках (их содержания мы еще коснемся), но уже сейчас мы хотим немного поговорить о практике.

Понятие

Критическое мышление – это один из видов мышления, которые я разбирала в отдельной статье. Давайте посмотрим, какое определение дает Википедия этому понятию.

Мыслить критически – значит рационально, ясно и непредвзято воспринимать информацию, всегда искать доказательства ее правдивости и достоверности. Если говорить простыми словами, это такой мыслительный процесс, когда вы не просто принимаете информацию на веру, а ставите ее под сомнение, пытаетесь проверить на достоверность, умеете находить неточности и отсеивать их, отделяете факты от их интерпретаций и т. д.

По мнению некоторых ученых, именно переход общества к критическому уровню мышления является предпосылкой для начала цивилизационного развития.

Впервые о критическом типе мышления заговорили в конце XIX века. Сам термин был предложен философом Джоном Дьюи. Но только на рубеже XX и XXI вв. вопрос начал исследоваться более детально. Так в 1995 году Ричард Пол выделил классификацию и задачи критического мышления.

Некоторые психологи сегодня склоняются к тому, что данный тип мышления является психической активностью, которая позволяет контролировать свои решения и действия, что повышает вероятность получить желаемый результат. Критически мыслящий человек за счет логических умозаключений может сделать выводы, принять какое-либо суждение, отклонить или временно отложить его рассмотрение.

Критическое мышление в психологии

Diane F. Halpern, учёная из США, определяет его как тип, базирующийся на когнитивных навыках и привычке мыслить стратегически и логично

Особое внимание она обращает на то, что это не врождённый навык, и он вполне поддаётся развитию

Более того, его необходимо развивать. Ведь человек, умеющий критически мыслить способен:

  • быть наблюдательным,
  • концентрироваться на главном,
  • улавливать поворотные и ключевые моменты,
  • правильно анализировать ситуацию,
  • грамотно обосновывать своё мнение,
  • правильно интерпретировать.

Профессор, автор книг по критическому мышлению, Дэвид Клустер, делит его на 5 видов:

  • самостоятельное,
  • аргументированное,
  • обобщённое,
  • социальное,
  • оценочное.

Интересно прочитать Пространственное мышление

Примеры

Примеры критического мышления мы находим на протяжении развития человечества, когда были открыты важнейшие законы физики, математики и других наук. Все открытия – это и есть примеры постановки правильных вопросов, поиска смысла и закономерностей.

Примером развития этого мышления в начальной школе является вопрос учителя по поводу какого-то явления: “Дети, как вы считаете, где лучше обучаться плаванию: на море или на реке?” Думающие ученики выскажут мнение и начнут придумывать доводы. А если учитель хочет действительно научить, он проведет сначала эксперимент, а потом задаст вопрос повторно.

Ну это такой примитивненький пример, но он показывает, как развивать ребенка в образовательном процессе. Кстати, Ньютон, Эйнштейн, древнегреческие философы обладали способностью критически мыслить. Именно благодаря им, в частности Гиппократу, мы до сих пор используем принципы разделения личности по типам, лечения болезней.

КЛАСТЕР(гроздь)

Кластер (гроздь): предполагает выделение смысловых единиц текста и его графическое оформление в виде грозди.

Важно в тексте, с которым работаешь:

1.Выделить главную смысловую единицу в виде ключевого слова или словосочетания (тема).

2.Выделить связанные с ключевым словом смысловые единицы (категорий информации).

3.Конкретизировать категории мнениями и фактами, которые содержаться в осваиваемой информации.

Пример кластера — Составить кластер по теме: «Ислам»

ПРИЕМ ЗХУ «Знаю – Хочу узнать – Узнал» (З – Х – У)

Знаю

Хочу узнать

Узнал

Записывают то, что уже знают об этом вопросе, группируют предложенные идеи и категории

Спорные идеи и вопросы.

Затем читается текст и находятся ответы на вопросы.

Записывают то, что учащиеся узнали из текста. Ответы располагаются параллельно вопросам из второй колонки.

ТОНКИЕ И ТОЛСТЫЕ ВОПРОСЫ

Тонкий вопрос:

Толстый вопрос

кто…

что…

когда…

может…

будет…

мог ли…

как звали…

было ли…

согласны ли вы…

§верно…

дайте объяснение, почему…

почему вы думаете…

почему вы считаете…

в чем разница…

предположите, что будет, если…

что, если…

Коучинг: «Как критическое мышление влияет на процесс обучения?»

ФИШБОУН

Фишбоун (рыбный скелет): голова — вопрос темы, верхние косточки — основные понятия темы, нижние косточки — суть понятий, хвост — ответ на вопрос. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть.

Пример Фишбоун на уроке религиоведения Тема: «Понятие о религии. Структура религии»

Понятийно-терминологическая карта.

•На доске выписываются понятия, термины, необходимо все составить в логическую цепочку согласно теме.

•Пример: тема «Христианство».

«Верные или неверные утверждения»

1.Первых людей на земле звали Адам и Ева

2.Причиной изгнания из рая стало Яблоко

3. Каин и Авель- это дети Адама и Евы

4.Во время всемирного потопа не спасся никто из людей.

5.50 дней длился всемирный потоп

6.Содом и Гоморру Бог уничтожил за грехи их жителей

7.Бог проверил Авраама на к Господу приказав принести в жертву сына

8.Гавриил — так звали мальчика, которого царевна египетская нашла в корзине

9.За 7 дней Бог сотворил мир

Александер Wolfe and Alexander 2008

Использование Критического мышления на уроках истории и религиоведения позволило:

  • Вовлечь всех учащихся в активную работу на уроке;
  • Продемонстрировать преимущество работы в сотрудничестве;
  • Научить выражать свое видение проблемы через диалог
  • Помогает развить способности учащихся через составление вопросов высокого порядка
  • Ученики со слабой мотивацией к обучению активно участвуют в обсуждении, презентации, взаимооценивании
  • Усвоение материала выявляется уже во время урока, а не при проверке практических заданий, как раньше

Александер определил пять способов усвоения знаний,исследованных на практике:

• механическое запоминание(заучивание фактов, идей и повседневных действий посредством постоянного повторения);

• декламация(пополнение знаний и пониманий посредством использования вопросов, разработанных для тестирования, а также — посредством стимулирования воспоминаний о том, с чем ранее ознакомились, предоставления подсказок ученикам для обдумывания ответа и т. д.);

• инструкция/изложение(объяснение ученику объема работы для выполнения, и/или передача информации, и/ или объяснение фактов, принципов или процедур и т. д.);

• обсуждение(обмен идеями в целях распределения информации и решения проблем);

• диалог(достижение взаимопонимания посредством структурированного, кумулятивного опроса и обсуждения, которые способствуют уменьшению альтернатив, минимизируя риск и ошибки, ускоряя «трансляцию» понятий и принципов

Мерсер определил три формы аргументированияв ходе обсуждения в классе:

• диспутивный разговор, при котором ученики конкурируют и не желают принимать точку зрения другого человека;

• кумулятивный разговор, характеризующийся конструктивным оцениванием учениками внесенного друг другом вклада в процесс, разговор и т. д.;

• исследовательский разговор, продолжающийся посредством критического размышления и обоснованного аргументирования, при котором предложения могут быть подвергнуты сомнению и встречному оспариванию (Mercer 2000).

«Вызов – осмысление – размышление»

На этапе вызова из памяти «вызываются», актуализируются имеющиеся знания и представления об изучаемом, формируется личный интерес, определяются цели рассмотрения той или иной темы. Ситуацию вызова может создать педагог умело заданным вопросом, демонстрацией неожиданных свойств предмета, рассказом об увиденном, созданием ситуации «разрыва» в способе решения учебной задачи; в тесте – на стадии вызова работают «введение, аннотации, мотивирующие примеры». Можно бесконечно перечислять применяемые здесь приемы, но, очевидно, в педагогической копилке каждого педагога имеется собственные сокровища, предназначенные для решения главной задачи – мотивировать учащихся к работе, включить их в активную деятельность.

На стадии осмысления (или реализации смысла), как правило, обучающийся  вступает в контакт с новой информацией. Происходит ее систематизация. Ученик получает возможность задуматься о природе изучаемого объекта, учится формулировать вопросы по мере соотнесения старой и новой информации. Происходит формирование собственной позиции

Очень важно, что уже на этом этапе с помощью ряда приемов уже можно самостоятельно отслеживать процесс понимания материала

Этап размышления (рефлексии) характеризуется тем, что учащиеся закрепляют новые знания и активно перестраивают собственные первичные представления с тем, чтобы включить в них новые понятия. Таким образом, происходит «присвоение» нового знания  и формирование на его основе собственного аргументированного представления об изучаемом. Анализ собственных мыслительных операций составляет сердцевину данного этапа.

В ходе работы в рамках этой модели школьники, овладевают различными способами интегрирования информации, учиться вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и  представлений, строят умозаключения и логические цепи доказательств, выражают свои мысли ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим.

У — упорядоченные мысли

Мыслить критически — значит мыслить упорядоченно, системно, последовательно, организованно. Это требует наведения порядка в своих мыслях. В зрелом и крепком разуме не может быть хаоса, взбалмошных, сумбурных мыслей: они рождают беспорядочную речь, затем следуют бессистемные решения, что в конечном итоге приводит к неорганизованной жизни.

Экономика образования

Прокачка для ума: четыре ключевых навыка успешной личности

Гармония может родиться только в порядке. Человек, который мыслит упорядоченно, принимает последовательные решения, системно оценивает информацию, виртуозно владеет анализом и синтезом. Его сложно запутать или сбить с четкой смысловой линии.

Методы развития критического мышления

Технология критического мышления предусматривает постоянные тренировки и специальную методику для выработки навыка. Например, шахматы развивают умение выделять причинно-следственные связи. С помощью игры или решения шахматных задач человек учится строить прогнозы будущих событий.

Судоку помогает отделять главное от второстепенного, замечать мелочи. Настольные игры помогают развить скорость мышления, сосредоточенность, логику. Кроме них есть несколько методов для формирования критического мышления.

Проблемно-поисковый 

Критическое мышление формируется за счет разрешения определенной задачи, которая была поставлена перед человеком. Ярким примером упражнения для данного метода является «Мозговой штурм».

Основная идея данного метода развития критического мышления заключается в постановке проблемы для группы людей. Они должны быстро и коротко сформулировать методы решения задач, используя нестандартный подход. В ходе непродолжительного штурма все идеи записывают. Позже наработки обсуждают, ищут плюсы и минусы каждой идеи.

Рефлексивный

Метод развития критического мышления, который нацелен на оценивание и анализирование конкретной ситуации. Можно проводить упражнение по поиску различных способов применения для какого-либо предмета. Или взять статью на любую тему и разобрать ее с использованием критического мышления.

Разворачивание мышления

Критическое мышление можно развить с помощью метода развертывания. Для этого используют упражнение «Выход за рамки».

Для этой методики формирования критического мышления выделяют проблему. Затем представляют, что возможности ее решения безграничны, и предлагают несколько вариантов. После этого возвращаются к реальной ситуации и переносят готовые решения на нее.

Диалог

Критическое мышление формируется в диалоге. Для практики используют фильмы, книги, статьи, новости. Их обсуждают с другими людьми либо формируют внутренний диалог.

Метод развивает такие важные для критического мышления навыки, как умение делать выводы, строить аргументацию, выделять положительные и отрицательные стороны ситуации. Полезно провоцировать конфликтные учебные диалоги. В ходе дискуссии происходит оценка доводов оппонента.

Как развивать критическое мышление

Пополняйте копилку знаний

Критически мыслить невозможно без достаточного количества знаний об окружающем нас мире. Чем больше знаний — тем проще сравнивать и анализировать. Прежде чем критически оценивать проблему, её необходимо рассмотреть со всех сторон, увидеть ситуацию в контексте других событий, проследить за её развитием во времени.

Постоянно пополняйте знания в самых разных областях:

  • читайте художественную и научно-популярную литературу;
  • смотрите документальные фильмы и лекции в открытом доступе на образовательных порталах, Youtube-каналах специалистов в разных областях, открытых лекториях;
  • наблюдайте за людьми и их поведением — это поможет понять причину их действий и выработать стратегию взаимодействия в разных ситуациях;
  • разговаривайте с людьми, интересуйтесь их мнением и опытом — это позволит выработать или уточнить свою позицию по любому вопросу.

Учитесь задавать вопросы

Любопытство и жажда познания — основа критического мышления, а чтобы удовлетворить эту жажду, необходимо уметь правильно формулировать вопросы. Тренируйтесь задавать вопросы на самые разные темы. Например, поставьте себе задачу придумать пятьдесят вопросов о любимом фильме, книге, картине, явлении или событии окружающего мира, предмете или конкретной теме школьной программы. При изучении любого вопроса интересуйтесь всеми аспектами, рассматривайте проблему с разных сторон и уточняйте детали, задавая вопросы.

Читайте и анализируйте тексты

Критическое мышление развивается благодаря постоянному анализу информации из книг и интернета. Разбирайте каждый прочитанный текст, например, по такой схеме:

  1. С какой целью написан текст, к какой аудитории обращается автор, какую мысль хочет донести.
  2. Какая проблема описана в тексте, существует ли единственный способ её решения или возможны разные варианты.
  3. Какова точка зрения автора на проблему, какие аргументы используются, относятся они к сформулированной проблеме прямо или только косвенно.
  4. Как автор строит свои рассуждения: доказывает ли каждый приведённый факт или предлагает принять его как само собой разумеющееся. Как правило, именно в обобщениях — «Всем известно, что…» — скрыта недостоверная информация. С их помощью можно манипулировать читателем и формировать искажённое отношение к проблеме.
  5. Где в тексте приводятся факты, а где — их интерпретация. Тренируйтесь отделять одно от другого, читая статьи в интернете об актуальных событиях.
  6. Есть ли в тексте какой-либо скрытый смысл, подтекст, и если да, как он меняет общий смысл текста.

Анализируя текст, обязательно формулируйте собственное отношение к проблеме, выстроенное на фактах, аргументах и логических рассуждениях.

Обращайтесь к альтернативным источникам информации

Критическое мышление обязательно предполагает знакомство с разными, иногда противоположными мнениями о проблеме. Изучая вопрос, обращайтесь к разным источникам, сопоставляйте полученную информацию, оценивайте её на логичность, полноту, достоверность, выявляйте несоответствия. Достоверная информация — та, что получена из проверенных официальных источников и подтверждена конкретными фактами. Статьи в интернете обязательно должны содержать ссылку на первоисточник.

Придумывайте варианты

Мыслить критически — это значит видеть разные варианты развития ситуации в зависимости от тех или иных факторов и уметь вычленять из этих вариантов самый оптимальный, удобный и эффективный.

  • Учитесь прогнозировать последствия своих действий в любой жизненной ситуации. Принимая решение, запишите на бумаге все вероятные последствия, оцените каждое из них, подумайте, как минимизировать риск неудачи или возможные негативные последствия.
  • Придумывайте сложные ситуации и составляйте список возможного разрешения проблем.
  • Анализируйте поступки персонажей книг или фильмов, которые влияют на развитие сюжета. Придумывайте альтернативные варианты развития событий, меняющие жизнь персонажа в лучшую или худшую сторону.

Анализируйте ошибки

Мы верим: не ошибается тот, кто ничего не делает. Ошибка — это не повод для самоуничижения, а способ разобраться, как поступить в следующий раз умнее, лучше и эффективнее. Конструктивно подходите к разбору каждой ошибки: найдите её, оцените причины, которые к ней привели, придумайте варианты, как её можно было избежать.

Практика активного обучения

Вы когда-нибудь слышали выражение «большинство людей просто ждут своей очереди, чтобы поговорить?» Задумайтесь об этом на мгновение. Если это действительно так, то кто на самом деле слушает? Что значит активно слушать, когда кто-то говорит? Прежде всего, можем ли мы принять это как личную практику для улучшения навыков критического мышления?

К сожалению, большинство людей думают, что слушать легко, но на самом деле это очень тяжелая работа

Это особенно верно для активного слушания, то есть для сознательного и согласованного усилия услышать сказанные слова и, что более важно, для понимания их содержания. Кроме того, речь идет о полном понимании того, что человек, говорящий, нуждается или пытается сказать

Методы развития

Эффективным тренингом развития критического мышления являются онлайн-тренажёры, которые позволяют сформировать и закрепить новые навыки.

Как тренировать критическое мышление онлайн

Уроки курса служат для развития следующих навыков:

  • грамотное выражение мыслей,
  • принятие эффективных решений,
  • умение рассуждать,
  • способность анализировать.

Эти умения будут востребованы, если возникает нестандартная практическая задача. Когда в профессиональной деятельности появляется проблема, которую нельзя решить с помощью уже имеющихся знаний и навыков, то способность мыслить нетривиально может помочь.

Польза курса

Человеку ошибки свойственны. А если точнее, мозгу. И в этих ошибках хорошо разбираются не только исследователи мыслительной деятельности, но и те, кто хочет продать свои идеи или товары. Пропагандисты и рекламщики хорошо разбираются в слабостях мышления человека. Почитайте подробнее об этих уловках в статье Нейроэкономика наука, которая читает наши мысли и решения

Критический ум не позволит манипулировать вашей жизнью, удержит от бесполезных трат денег, ресурсов и времени. Уделяйте онлайн тренировкам всего по 15 минут в день, развивайте возможности своего мозга и достигайте успеха в карьере, учебе, жизни.

Как развивать критическое мышление подросткам

Чем раньше начнёте подвергать всё сомнению, тем более блестящие перспективы откроются. Умение правильно мыслить позволит избежать ошибок на жизненном пути. Поначалу постарайтесь следовать следующим советам:

  • Не надо гадать. Изучайте всё новое. Пусть это станет хорошей привычкой.
  • Сначала изучите вопрос, а потом оценивайте информацию. Этот навык научит отличать правду от лжи.
  • Всё подвергайте сомнению.
  • В планах заходите дальше ровесников.
  • Критично оцените предрассудки и оценочные мнения.
  • Всегда думайте о последствиях.
  • Научитесь понимать, как работает ум.

Полезная статья Игры и правильные привычки для развития мозга, качаем интеллект!

Как обучиться самостоятельно

При использовании критического мышления проходят три стадии:

  • Вызов. Накопленные знания и опыт делаются актуальными. Это формирует склад ума и мотивирует к дальнейшей работе, пробуждая интерес к получению новой информации. Основная цель вызова уже имеющихся знаний — формирование собственных целей и задач.
  • Анализ информации. Он делится на два этапа. Сначала анализируются новые знания, причём для сохранения интереса к изучению это делается, двигаясь от старых познаний к новым. На основе синтеза старой и новой информации корректируются сформированные цели и задачи с использованием критического склада ума.
  • Размышления. Новые знания соотносятся с давно известными, вносятся необходимые изменения и дополнения. Исследовательская деятельность стимулирует творческий потенциал, производится интерпретация новой информации. В итоге ставятся новые цели и задачи.

Эта технология, в контексте психологии, обучает без чьей-то помощи работать с информацией, способствуя самообразованию в целом и формируя самостоятельность мышления.

Способы мышления

Их всего два. Мышление может быть либо критическим, либо нет. И шагов, чтобы развить первый вид, нужно сделать тоже два:

  • признать, что собственный способ мыслить несовершенен
  • развивать правильное мышление регулярно

А вот стратегий для разработки критического мышления целых 5:

  1. Не проводить зря время, расходуя на бессмысленные вещи
  2. Назначить одну задачу на один день
  3. Создать стандарты мышления и придерживаться их. Под ними подразумеваются точность, логика, значимость, актуальность
  4. Вести дневник с описанием ситуаций, их анализом и оценкой
  5. Изменить свой характер. Развить силу воли, дисциплину и настойчивость. Научиться критически относиться к своему мнению

Один из типов некритического мышления — творческое. Творческое и критическое мышление мешают друг другу. Одно открывает новые пути решения задач. А другое проверяет пригодность этих решений для достижения поставленных целей. То есть творчество генерирует новые идеи, а критический склад ума выявляет их недостатки.

Ошибки аргументации

Ошибки аргументации — это ошибки в логических рассуждениях. Аргументы с ошибками кажутся убедительными, но их нельзя считать верными. Если доверять оппоненту, который использует уловки аргументации, вам могут навязать чужое мнение, обмануть или манипулировать вами. Например, в обсуждении собеседник может привести метафору, чтобы объяснить свою позицию, но применить сделанные в контексте метафоры выводы к первоначальной проблеме.

Разнообразные ошибки аргументации на примере диалога двух роботов

Виктор Горбатов:

«Ошибки аргументации и когнитивные искажения имеют много общего. Я бы даже сказал, что это две стороны одной медали, хотя между специалистами нет единодушия на этот счет. Например, Канеман и Тверски считают, что когнитивные искажения — это чаще всего результат работы быстрых и неосознаваемых эвристик. Это по-своему рациональные, но слишком упрощенные когнитивные процессы. В их основе лежат ошибочные рассуждения. Например, поспешное обобщение, или post hoc ergo propter hoc («После этого — значит, по причине этого». — РБК Тренды). Можно сказать, что когнитивные искажения — это аргументативные ошибки в нашем «внутреннем диалоге». Они происходят, когда мы выносим суждения с помощью «быстрой системы».

С другой стороны, уловки аргументации по отношению к другим людям существенным образом основаны на когнитивных искажениях этих людей.

Модель вероятности сознательной обработки информации (elaboration likelihood model) описывает два пути обработки сообщения. Первый, центральный, путь — сознательный анализ информации, который требует значительных когнитивных усилий. Второй путь — обработка информации с помощью периферийных подсказок, например некритическое восприятие экспертного мнения, или следование эффекту массовости. Это очень похоже на «две системы» Канемана, только не для внутреннего пользования, а для внешнего — при общении с другими людьми.

Для противостояния уловкам можно использовать три вопроса Блэра и Джонсона о соответствии критериям хорошего аргумента (RAS: Relevant+Acceptable+Sufficient):

  • Релевантность: относится ли этот аргумент к сути дела?
  • Приемлемость: готовы ли мы принять его посылки за истинные?
  • Достаточность: содержат ли посылки достаточное основание для утверждения тезиса»?
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector