Что такое креативное мышление и как обеспечить его формирование

План обучения

Весь тренинг поделен на несколько уроков, которые призваны раскрыть в вас различные стороны креативного мышления. Пройдя все уроки, вы получите гандикап, для того, чтобы уметь применять и постоянно совершенствовать свое творческое мышление.

Для того чтобы мыслить нешаблонно и создавать действительно что-то новое, полезно понимать, как разрывая шаблон, прийти к новой идее. В данном уроке будет описана схема латерального мышления Эдварда де Боно в интерпретации знаменитого маркетолога Филипа Котлера. Осознание процесса креативного мышления поможет вам понять, как сделать свой творческий процесс продуктивнее.
Существует такое заблуждение, что креативность и творчество являются антиподами логики. Нешаблонное мышление часто сравнивается с интуицией, внезапным вдохновением или аутогенным состоянием человека. Однако творческое нешаблонное мышление не является чистым хаосом в сознании. Как отмечает сам основатель концепции латерального мышления, Эдвард де Боно, главное отличие нешаблонного мышления от хаоса и мышления психических больных заключается в том, что процесс креативного мышления контролируется. И даже если нешаблонное мышление предпочитает работать хаотически, то этим хаосом можно управлять.

Чтобы создать что-то новое, нужно обязательно выбрать направление творческого поиска. Без такой отправной точки просто невозможно двигаться дальше. Как бы это ни показалось странным, но чем четче обозначить рамки, тем проще будет создавать что-то новое. В данном уроке показано значение выбора фокусировки, и рассмотрены паттерны фокусов языка Роберта Дилтса (фрейминг), опираясь на которые, можно начинать процесс латерального мышления.

Теперь, когда мы уже знаем алгоритм того, как целенаправленно смотреть на вещи под разным углом, мы сможем в любой ситуации найти наиболее подходящий фокус (фрейм). Но что-то новое еще пока не появилось, так как мы просто меняли угол зрения, не изменяя самого объекта. Процесс латерального мышления только начался. Чтобы продолжить этот процесс нам необходимо осуществить то, что называют «латеральным разрывом» (разрывом шаблона, сдвигом или смещением). Именно разрыв шаблона поможет нам нарушить логику мышления, чтобы прийти к новым идеям.
Для создания этого сдвига нужно построить утверждение относительно объекта нашего фокуса, которое каким-то образом поменяет сам объект. Другими словами, мы должны подумать, как можно изменить объект или его отдельную характеристику. Существует множество методик создания подобных изменений, но большинство из них легко можно свести к шести базовым способам изменения чего угодно.

После того, как был произведен латеральный разрыв, у нас появилось много в большинстве своем нелогичных (латеральных) суждений. Теперь нам предстоит сделать шаг, направленный на устранение получившегося разрыва шаблона. Предстоящий этап связан с работой по развитию творческого воображения для поиска и создания полноценных креативных идей из метаморфоз, получившихся на предыдущих этапах. Другими словами, в этом занятии вы узнаете, как научиться наиболее эффективно устранять латеральный разрыв. Данный урок описывает методики, принципы и особенности развития творческого воображения, а также содержит полезные приемы, упражнения и игры.

На последнем этапе «Устранение разрыва» алгоритма латерального мышления кроме творческого воображения важную роль играет и креативность человека. Креативность — это способность к принятию и созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления

Важно отметить, что креативность человека – это неоднородное свойство имеющее несколько характеристик. Самыми распространенными являются характеристики, выделенные знаменитым американским психологом Джоем Полом Гилфордом (Joy Paul Guilford) еще 60-е годы прошлого века. Этих характеристик всего четыре

Этих характеристик всего четыре.

Еще в далеком 16 веке выдающийся английский философ Френсис Бекон сетовал на то, что научные открытия происходят медленно и во многом случайно. Он пытался найти подходы и алгоритмы, которые позволили бы превратить «создание нового» в системный, постоянный процесс. С тех пор прошло немало времени и сегодня общество имеет в своем распоряжении немало теорий творчества и креативности, помогающих нестандартно смотреть на существующие проблемы и предлагать нетривиальные решения. Эти теории могут быть полезными в самых разных областях человеческой жизнедеятельности. В данной статье мы сделаем обзор наиболее известных и широко применяемых техник и концепций.

Стереотипы

Талантливый человек талантлив во всем. Каким талантом обладаете вы? Не может быть такого, что таланта нет: даже песня, исполненная на корпоративе, вполне может оказаться признаком настоящего таланта. Все дело в стереотипах, которые нам навязывает сама жизнь или люди, которые окружают нас с самого детства. Именно они говорят нам, что такое «хорошо», а что такое «плохо». В итоге мы, как стойкие оловянные солдатики, выполняем задания четко по инструкции.

А теперь вспомните, как в детстве запросто выходили из любой ситуации. Не можете вспомнить себя, внимательно посмотрите на то, как это делает ваш собственный ребенок. Первое, что отличает дитя от взрослого человека – возможность свободно мыслить образно. Каждое слово для ребенка – целая картина, каждое событие – сказка. Сам малыш легко может перевоплотиться в любого сказочного героя и для этого ему необязательно ждать костюмированного утренника. Внешнее сходство с известным персонажем его мало волнует, у него ко всему креативный (отличный от общепринятого) подход.

С годами мы теряем эту дорогу. Мы узнаем правила, которые редко хотим нарушать. Все потому, что так проще, привычнее. Такие действия не вызывают негодования (зависти) коллег, не доводят до бешенства (непонимания) родителей/мужа/жену/ и так далее.

Люди в большинстве своем соглашаются на игру по шаблонным правилам. А потом человеку становится скучно с самим собой, с семьей, с друзьями. Тем временем «безбашенная» одноклассница Юлька уже возглавила отдел в крупной государственной корпорации, ее муж – известный и модный фотохудожник (он, кстати, тоже «не от мира сего»). Они счастливы, и скоро у них появится их первый и, безусловно, талантливый ребенок.

Так и вам есть к чему стремиться. Креативность – это всего лишь способность в обычных условиях со всеми известными составляющими собрать нечто такое, что заставит если не перевернуться мир, то хотя бы взглянуть на вещи по-другому. Поэтому креативных людей особенно ценят в рекламных агентствах. Именно они заставляют покупать то, что еще пять минут назад мы и не хотели вовсе. Это они заставляют нас глотать слюну при одном появлении на экране «низкокалорийного» йогурта. Это они знают, как направить наши стандартные мысли по любому нужному им пути.

Креативность в бизнесе

Креативное мышление в бизнесе необходимо
для:

  • реализации новых оригинальных идей;
  • расширения сознания, выхода за пределы
    обыденного;
  • развития, масштабирования, совершенствования
    собственного дела;
  • успешной борьбы с конкурентами.

Существует несколько техник, которым можно
обучиться вместе со своими коллегами. 

Метод мозгового штурма

Метод Мозгового штурма позволяет оперативно решить проблему
путем коллективной генерации идей и ее решений.

Создается группа, в состав которой входят сотрудники,
генерирующие идеи, и эксперты, оценивающие их.

Идеи принимают абсолютно все, включая самые абсурдные. Чем
их больше, тем выше шансы на нахождение среди них стоящих.

Далее все идеи оцениваются экспертами, выбираются из них
наиболее подходящие.

Ежедневные идеи   

Придумывайте ежедневно не менее десяти идей. Они могут быть
различной тематики и не отличаться оригинальностью, но способствуют раскрытию
творческого потенциала и развитию мозговой деятельности. Записывайте их и в
дальнейшем будете удивлены, насколько слабые и безжизненные были первые
зафиксированные на бумаге мысли.

Креативность Уолта Диснея 

Данная тактика привела известного мультипликатора к
известности и успеху.

Он все ситуации рассматривал с точки зрения различных групп
людей мечтателей, реалистов, строгих критиков. 

Представьте, что вы собираетесь заняться продажей нового
товара и необходимо продумать реакцию целевой аудитории. Используя внутреннего
мечтателя, рисуется идеальная картина задуманного. Конструктивные мысли
реалиста необходимы для выявления возможных рисков, перспектив. Критик все
подвергает сомнению.

Такой подход позволяет лучше предусмотреть развитие событий,
продумать детальный план действий.   

Главное, постоянно развиваться, и через некоторое время вы
почувствуете, что больше не мыслите шаблонами, не боитесь чужого мнения, полны
креативных идей, выходите победителем из сложных ситуаций, приобретаете
уверенность в себе и становитесь успешным.

votes

Рейтинг статьи

5 упражнений для развития креативности

30 кругов

Упражнение 30 кругов – отличная разминка для мозга. Для выполнения необходимо распечатать данное изображение на листе формата А4. Попробуйте проявить фантазию и в каждом из кругов простой шариковой ручкой нарисовать уникальный рисунок.

Для большей эффективности следует ограничить время на выполнение задания до 3-х минут.

Мозговой штурм

Это самое популярное упражнение, суть которого заключается в том, чтобы придумать как можно больше способов разрешить какую-либо ситуацию.

Наиболее эффективно проводить мозговой штурм в группе из нескольких человек. Так, есть возможность понаблюдать за ответами других участников, вдохновиться и расширить свой кругозор. Однако даже индивидуальная работа будет полезной.

Организация мозгового штурма:

  1. Определение проблемы. Вначале стоит четко сформулировать проблему, для которой проводится мозговой штурм.
  2. Выработка идей. На листках бумаги каждый участник должен без оценок и критики записывать абсолютно все приходящие в голову идеи, включая самые абсурдные. Впоследствии их можно дополнять, совершенствовать и совмещать.
  3. Отбор и оценка. Если мозговой штурм проводится в группе, каждый из участников по очереди зачитывает свои варианты. В процессе совместного обсуждения выбираются лучшие из них. Если упражнение выполняется индивидуально, отбор и оценка производятся самостоятельно.

Поиск ассоциаций

Это упражнение не такое простое, как кажется на первый взгляд. Все потому, что на ассоциациях и строится креативное мышление. Данная игра хорошо развивает память и воображение.

Если в игре принимает участие несколько человек, то 1-ый называет существительное. Например, «яблоко». Второй называет слово, ассоциирующееся у него с яблоком. И так далее по порядку

Важно называть первые приходящие на ум слова и делать это как можно быстрее

Если играть в ассоциации одному, нужно выбрать понравившуюся книгу, закрыть глаза и наугад ткнуть пальцем в любое слово. После чего выписать на листке бумаги все ассоциации.

Ментальные карты

Это одно из самых эффективных упражнений для улучшения памяти и восприятия информации.

Для того чтобы создать ментальную карту, потребуется лист бумаги формата А4, цветные фломастеры, ручки или карандаши. Главное требование заключается в применении в ментальной карте слов и рисунков.

В самом начале определяется и отображается в центре листа главная тема или проблема. От нее проводятся линии, которые ведут к основным идеям. Далее от них проводят аналогичные линии, отражающие смысл перечисленных идей. Чем дальше уходят от центральной точки линии, тем более тонкими они изображаются.

С помощью ментальных карт можно создавать, например, конспекты важного материала. Они служат зарядкой для ума, способствуют лучшему запоминанию информации и развивают творческое мышление

Безумный архитектор

В этом упражнении предлагается представить себя в роли архитектора. Оно подойдет и тем, кто не обладает навыками рисования, поскольку самое главное здесь – это процесс.

Первым делом нужно придумать и выписать на отдельном листке 10 существительных, которые первыми придут в голову. Например, яблоко, персик, вода, кошка, ваза, стол, томат, лестница, камин.

Теперь, опираясь на эти существительные, необходимо спроектировать дом. Как если бы они входили в список обязательных требований заказчика.

Подключите фантазию и воображение. Яблоко, к примеру, может быть отображено в качестве занавески на окнах с соответствующим узором. Персик – обои персикового цвета, вода – бассейн или фонтан перед домом.

Развитие креативного мышления – это долгий и увлекательный процесс. Только регулярные тренировки помогут выработать творческий потенциал. Не стоит останавливаться на достигнутом. Чем дольше упражнять мозг, тем больших успехов можно добиться. Не нужно ограничивать себя только упражнениями, творческий подход должен пронизывать всю жизнь.

О работе и важных качествах

Меня воспитывали в очень простой логике: если не можешь себе что-то позволить, не можешь что-то купить и продолжаешь хотеть — сделай это сам. В таком режиме я смастерил себе свое первое пианино, потом сделал себе футбольный мяч и так далее.

Если говорить в общем, в любых моих заказах, контрактах нужно было найти красивое решение реально существующей проблемы. И если спросить, чем я отличался от других людей (потому что очевидно, что я не один в этой отрасли работаю), это, наверное, мой трудоголизм. Наверное, кому-то повезло и они родились очень умными; я же родился с достаточно средними интеллектуальными способностями, поэтому приходилось брать другим.

И к этому я добавляю навыки критического мышления. Часто люди считают, что они обладают критическим мышлением, потому что умеют все критиковать, но, конечно, под этим качеством понимается совсем другое. Я всегда говорю, что недостаточно просто критического мышления, нужно конструктивное критическое мышление. Критикуешь? Предлагай!

Ведь каждый может сказать, что, мол, вот тут у вас все плохо сделано и тут почему-то болтается. Но хороший человек должен сказать иначе: «У вас тут почему-то болтается — попробуйте сделать вот так. Может не сработать, но это идея». И это правильный подход — помогать разработать более удачное решение. Иначе креатор может легко уткнуться в стену непонимания, отсутствия поддержки, депрессии.

Но наиболее важным параметром я считаю творческое мышление — это, по сути, главная тема нашей с вами встречи. Как вы понимаете, творчество рождается в процессе, здесь тоже нужна практика. И мое преимущество, как мне кажется, всегда находилось где-то на стыке трудоголизма, конструктивной критичности и креативности.

Может быть, вы читали в свое время книжку прекрасного исследователя Эдварда де Боно «Шесть шляп мышления». Так вот, крупная проблема многих компаний, и в каком-то смысле невидимая, — то, что я называю неадекватным мышлением. Но ведь нельзя же просто прийти в какую-нибудь компанию и сказать: «Вы не умеете думать», — на тебя сразу все обидятся и выставят за дверь. Эту мысль нужно доносить, найти какой-то позитивный, вежливый способ ее передать, потому что большинство людей не готовы к такому откровению. Я стараюсь говорить примерно так: мол, если мы научимся думать еще эффективнее, мы поменяем мир, люди станут счастливее, наши продукты будут лучше продаваться, мы будем зарабатывать больше денег. Таким образом я передаю им свою идею, что мыслят они пока что плоховато.

Мы пытаемся найти какую-то истину, опираемся только на логику, на рацио. Мы в каком-то смысле заложники греческой традиции Сократа и Платона, которые приучили нас, что правильные решения можно найти только через поиск правды. А ведь это не обязательно так. Установление какой-то единственной правды может быть очень интересным делом, но не самым продуктивным. Возможно, у заявленной проблемы есть не одно единственно верное, а десятки классных решений, а последовательный, линейный, в каком-то смысле редуктивно-дедуктивный подход к поиску может вывести нас только на одно решение.

Я часто использую аббревиатуру EBNE, которую придумал упомянутый де Боно, Excellent But Not Enough — прекрасно, но недостаточно. Например, какой-нибудь Skrillex говорит: «Хочу какое-то крутое шоу, где все будет очень красиво, но готовиться не буду» (потому что такой вот характер), и ты понимаешь: все должно быть здорово и структурировано, но репетировать с ним нельзя. Что мы делаем в таких ситуациях? Садимся и пытаемся найти решение.

Обычно, когда вы проводите подобные групповые обсуждения, наверняка кому-то в голову приходит умная мысль и он говорит: «Класс, ребята, мы придумали решение!» Но нельзя на этом останавливаться, ведь пока что это как раз такое EBNE-решение: классное, но недостаточное. Спасибо, здорово, что решение придумано, но оно не единственное, продолжаем работать. Когда вы продолжите, найдутся еще более классные и нелогичные решения, то есть не вытекающие из какого-то логического построения, и это не плохо. Латеральное мышление помогает нам находить какие-то идеи, не лежащие на торной логической дороге.

Тренажер креатива у детей, ТОП-10 упражнений

Тренажер креатива у детей

Принцип работы с детьми: все должно быть ярко, интересно и в форме игры. У детей хорошая память, но они утомляются, когда становится скучно. Если будет интересно, дети вольются в игру с удовольствием и будут развиваться. Поскольку дети изначально более открыты, гибки, чем взрослые, то им раскрывать свой творческий потенциал будет намного проще.

На развитие фантазии

Нужно придумать вещь, которая не существует. Это может быть все, что угодно, вплоть до самых бредовых идей.

Посоветовать ребенку  вообразить себя пилотом или капитаном судна. Что бы он делал в случае опасности?

Заставить малыша переместиться в какую-либо эпоху прошлого или будущего. Что там будет? Какая одежда, язык, интерьер, исторические события и предметы? Что бы он делал, например, если бы ему, чужаку, нужно было бы выжить в этой обстановке?

Метод ассоциаций

Посоветовать ребенку рассмотреть облака. А потом сказать вслух, на что они похожи. Возможно, ребенок увидит животных, лица, мимику или растения.

3 волшебных краски

Взять палитру красок и предложить ребенку выбрать три оттенка, которые, на его взгляд, сочетаются. Потом этими красками наугад заполнить чистую бумагу. В конце упражнения рассказать, на что похож размалеванный наугад лист.

Конструирование

Конструктор не нужен. Нужны  круги, квадраты и другие фигуры из  цветной бумаги. Дети из  них будут складывать картины, фигурки, дома и все, что захотят.

Изобретатель

Нужно назвать два любых предмета, а потом помечтать, как их можно соединить с пользой. Например, из фонарика с ключами от замка можно придумать устройство, позволяющее открывать двери в темноте.

Рисуем под музыку

Можно поставить ребенку что-то из классики и предложить закрыть глаза. А затем спросить, какие картины и ассоциации вызывает музыка. Потом попросить его нарисовать увиденное им.

Продолжи метафору

Это
упражнение подойдет и для самых маленьких. Ребенку предстоит закончить
сравнение по принципу ассоциаций. Например:

  • пищит пронзительно, как…
  • голодный, как…
  • умный, как…
  • надежный, как…
  • красный, как…

Слепи одну книгу с другой

Этот метод подойдет детям постарше. Нужно назвать наугад два разных по стилю и жанру произведения, а потом попросить ребенка «перебросить» героев из одной книги, в другую. Также можно менять ход события, «перебрасывать» сюжет из книги в книгу, что-то присочинить. При этом можно смешивать фэнтези и исторические романы, сказки и повести, героев XVIII  века и героев современности.

Продолжи рассказ

Это упражнение можно выполнять группой. Ведущий
начинает придумывать рассказ, затем прерывается на полуслове и выкрикивает
первое слово, которое ему придет в голову.

Следующий участник продолжает рассказ, но именно с этого слова. После куска повествования он выкрикивает еще слово, постороннее для этого творения. Следующий участник вновь продолжает и так далее.

О конфликтах и поиске идей

Знаете, для испанцев и русских конструктивный конфликт — это какая-то совершенная идея, а потом, когда я приехал в США, вдруг выяснилось, что для них подобное явление — интеллектуальная пустыня. Считается, что конфликтов просто нет. Все говорят: «Все отлично, чувак, все нормально, никаких проблем».

Это я не к тому, что нужно постоянно с кем-то сражаться или спорить для того, чтобы продемонстрировать свою правоту. Однако конструктивный конфликт может помочь вам улучшить прорабатываемую идею, и здесь не должно быть места для бездумного соглашательства ради дружбы.

Еще один важный принцип состоит в том, чтобы не зацикливаться на том, что есть, а зацикливаться скорее на том, что мы можем сделать. Часто люди пытаются придумать какие-то решения в пределах привычного концептуального поля, где, может быть, и разумно говорить о единственной правде или единственно верном решении. Однако все это яйца выеденного не стоит, когда вы выходите в пространство возможного: для того чтобы эффективно в нем работать, надо не торопиться с оценочными суждениями.

Ведь очень легко, опираясь на привычные взгляды, сказать: «Твоя идея ***». Но лучше вместо этого, не торопясь, найти в идее что-то классное, а потом понять, а что тебя, собственно, бесит в предложенном, что не так, понять, с чем оно конфликтует. Такая рефлексия может привести вас к классной переработке исходной идеи — я следую ей и в профессиональной деятельности, и в личной жизни.

Так сложилось, что я работаю с большим количеством творческих людей, и все эти музыканты очень разные. Есть один диджей, который любит позвонить в 4 утра и сказать: «Давай, Мигель, пойдем по гамбургеру съедим! И заодно обсудим, мне идея пришла!» Другому же обязательно нужно согласовать и подтвердить время встречи по календарю, заранее, за месяц, чтобы было высечено в камне. А потом, уже после встречи, он будет по пунктам давать обратную связь: здесь сработало, а здесь не очень.

Каждый раз, когда появляется проект, я в качестве директора, режиссера, креативного директора провожу большое количество мозговых штурмов с самыми разными специалистами.

Мозговые штурмы подчиняются определенным правилам. Например, нельзя просто так критиковать. Критика в пределах мозгового штурма — это в принципе дурно, не комильфо. Не бывает плохих идей на мозговом штурме, потому что даже, казалось бы, слабая идея может натолкнуть кого-то другого на мысль получше, и вот у вас уже идея на миллион.

Поэтому в мозговых штурмах мы часто задаем один вопрос: «Слушайте, а какая самая *** идея может быть у нас в этом проекте?» Иногда бывает и так, что дальше мы именно эту *** идею и реализуем. А иногда кто-то говорит: «Слушайте, классно будет, если мы начнем с того, что два наших виджея поцелуют друг друга взасос», — и мы понимаем, что не обязательно эту идею пускать в дальнейшую работу, но ее точно можно как-то развернуть. Думаю, стоит назвать такой подход концептуальный bullshit.

Попробую отметить какие-то отдельные элементы своего процесса, благодаря которому меня сейчас слушают люди.

Раньше, как я уже говорил, я жил в маленьком городке, но даже там меня никто не слушал. А сейчас я вроде в большом мире живу, и все прислушиваются. У меня была идея вместе с моим бизнес-партнером сделать шоу для Skrillex. Вместо того чтобы неделями сидеть с видео за компьютером и работать в рендере, мы решили, что будем использовать real-time рендеринг на игровом движке. То есть весь визуал не будет готовиться заранее, а будет рендериться и отображаться прямо во время шоу. Многие творческие решения родились из-за нехватки: нам тоже пришлось крутиться и придумывать, потому что у нас просто не было ресурсов, мы не могли закупить всю технику заранее.

В общем, в 2011 году мы придумали какое-то количество аватаров для первого шоу Skrillex, которыми он сам мог бы управлять. И это была бомба: никто до нас до этого не додумался. Мы связались с менеджером Skrillex, и он сказал: «Слушай, Мигель, я в первый раз про тебя слышу, но мне нравится твоя идея. Приезжай ко мне в Лондон, поговорим». Я приехал буквально на следующий день. На встрече был и сам Skrillex, я показал ему наши проекты, а тот говорит: «Парни, огонь! Приезжайте в Штаты». Вот так я и перебрался в США, так была создана компания Production Club.

Ритуал собеседования с Ангелом-хранителем

Этот ритуал взят из программы психолога О. Семенова и является «ремейком» одноименной практики телемитов. Если вас отпугивает тематика оккультизма, то вам лучше его не делать. Однако для людей, не знающих, как развить творческое мышление, и лишенных различных религиозных предрассудков, он прекрасно подойдет. Ритуал крайне прост:

Лягте и расслабьтесь

Поочередно концентрируйте внимание на каждой части своего тела, пока не почувствуете, что она полностью расслаблена. Полежите так несколько минут, представляя, что вы в невесомости, и вглядывайтесь в темноту перед собой

Трижды прочтите вслух воззвание к вашему ангелу-хранителю и попросите его подарить вам вдохновение. При этом вы не должны задействовать ум, постарайтесь придумывать это воззвание на ходу, чтобы оно было как будто вырванным из вашего подсознания. Если у вас будут вместе со словами выходить различные посторонние звуки или фразы, которые вы никак не ожидали услышать, — ничего страшного. Главное — концентрируйтесь на своем желании обрести вдохновение. После того как проговорите воззвание трижды, почувствуйте присутствие Ангела-хранителя рядом с вами и откройте глаза. Вы почувствуете прилив радости, умиротворения и вдохновения. Вскоре у вас появятся новые идеи.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector