План рассказа почему осеевой 2 класс

Как правильно составить план текста

Для того чтобы грамотно написать план, например, классного сочинения, автор должен хорошо владеть предметом, о котором он собирается писать.

В качестве источника информации автор может опираться или на собственный опыт, или на чужой; в последнем случае автору нужно много читать на заданную тему.

Вне зависимости от источника информации, её следует:

  1. Изложить в письменном виде;
  2. Разделить на абзацы, которые представляют собой самостоятельные смысловые блоки;
  3. Задать к каждому блоку вопрос — о чём собственно идёт речь?
  4. Перефразировать вопросительное предложение в утвердительное и таким образом придумать для каждого смыслового блока название, отражающее его содержание.

Четыре критерия оценки

План теста должен соответствовать четырём критериям, предназначение которых — помогать авторам как школьных сочинений, так и основательных литературных произведений адекватно оценивать свои работы:

  • Первый из критериев — это структурность — она делит тело, например, газетной статьи на абзацы. Последовательная или иерархическая структура абзацев предполагает, что и текст, и его план по структуре совпадают.
  • Второй критерий — это ясность формулировки, она предполагает, что названия заголовков выражают законченные мысли.
  • Третий критерий — информативность, она позволяет читателю логически ориентироваться в расположении смысловых блоков текста.
  • Четвёртый критерий — это последовательность, которая предполагает, что заголовки и подзаголовки не только названы таким образом, чтобы раскрыть их содержательную часть, но и расположены в такой последовательности, которая отражает внутреннюю (художественную, историческую или научную) логику развития сюжета истории целиком.

Пять видов названия рубрик

Заголовок и подзаголовки представляют собой названия пунктов и подпунктов плана. В зависимости от стилистической принадлежности письменного материала, а также от его детализации названия пунктов бывают пяти видов:

  1. Вопросные — они состоят из вопросительных слов (кто, что, зачем, почему), ответ на которые содержится в информативной части абзаца. Такие заголовки подходят для коротких новостных статей.
  2. Тезисные (они же назывные) — в виде кратко сформулированных мыслей, они выражают смысл блока, к которым относятся. Для тезисных заголовков используются максимум существительных и прилагательных и минимум глаголов.
  3. Цитатные — они представляют собой дословные высказывания из абзацев. Это, как правило, цитаты, раскрывающие основные мысли информационных блоков.
  4. План — опорная схема — это такие заголовки, которые содержат ключевые слова, описывающие смысловые значения абзацев.
  5. Смешанные названия заголовков — они могут содержать виды разных способов описания заголовков. Названия смысловых блоков смешанного плана помогают структурировать текст по уровням: чем больше деталей, тем больше уровней. Заголовки одного уровня могут принадлежать только одному из предыдущих четырёх видов названий.

Использовать смешанные названия можно в качестве рабочей версии, которую в процессе работы над письменным материалом можно редактировать — добавлять и удалять рубрики, и видоизменять их.

Три функции заголовков

План письменного материала состоит из пунктов или рубрик, которым присвоены названия — заголовки, слова для описания которых должны быть подобраны таким образом, чтобы выполнять следующие функции:

Организовывать и направлять внимание читателя;
Раскрывать структуру текста — определять относительное значение заголовков и подзаголовков, а также место каждого из последних в общей структуре письменного материала;
Выполнять функцию справочной карты, с помощью которой в теле, например, лекции ученик должен легко находить искомые смысловые блоки.

Чем логичнее структура текста, и чем точнее названия заголовков, тем автору легче управлять вниманием читателя, а последнему — следить за мыслью автора. Какой сложности выбрать план, зависит от того:

  • Следуют ли мысли письменного изложенная одна за другой, без иерархической подчинённости — последовательно;
  • Или мысли (в широком смысле — информация) представляют собой составные части одной главной мысли — идейной доминанты текста.

Два типа плана, четыре критерия его оценки на предмет соответствия некоторому идеалу, пять видов заголовков и три функции последних — всё это предназначено, с одной стороны, помогать авторам отделять в теле своих рассказов главное от второстепенного — грамотно составлять планы текстов; а с другой стороны — помогать читателям ориентироваться в изложенной информации и понимать то, о чём пишется.

Главы 7-10

Пустую планету путешественники нашли с трудом — она пряталась за облаком космической пыли. Дорогу им подсказала женщина, охотившаяся в этом секторе космоса на живую туманность, которой, по мнению профессора Селезнёва, не существует.

Пустая планета оказалась очень таинственной. В день прилёта её реки и моря кишели рыбой, на следующий день рыба исчезла, но появилось множество птиц, затем птиц сменили звери. Наконец Алиса догадалась, что Пустую планету населяет один вид животных, представители которого могут превращаться в кого угодно.

Затем экспедиция направилась на планету Блук, где находился самый большой базар для коллекционеров в этом секторе галактики. Местные жители, ушаны, тщательно осмотрели «Пегас» и рассказали, что какой-то человек чуть не погубил планету. Он продавал червей, которые питались воздухом и стремительно размножались, и обитатели Блука чуть не погибли от удушья. Теперь ушанам приходится проверять все звездолёты, прилетевшие из Солнечной системы. Взглянув на фотографию преступника, путешественники узнали доктора Верховцева. Ещё ушаны пожаловались, что кто-то истребил их любимых птиц — говорунов.

Реклама:

Экипаж «Пегаса» остановился в гостинице для землян. Там профессор Селезнёв и Алиса случайно заметили доктора Верховцева, который немедленно спрятался от них. Портье-ушан пожаловался на плохое поведение этого постояльца и сообщил номер его комнаты. Комната оказалась пустой. Выходя из неё, путешественники столкнулись с очень толстым человеком. Толстяк сообщил, что живущий здесь человек недавно ушёл и, наверное, отправился на базар.

Селезнёв и Алиса тоже отправились на базар, где профессор несколько раз попал впросак, перепутав продавцов с животными, которых они продавали. Алиса подошла к продавцу-карлику, торговавшему невидимыми рыбами, которых нельзя было даже схватить. Селезнёв решил, что это мошенничество, но ему пришлось заплатит за рыб, которых, как утверждал продавец, профессор распустил, пытаясь поймать. Смягчившись, карлик подарил Алисе невесомую шапку-невидимку.

Затем они помогли похожей на двухголовую змею инопланетянке поймать убежавшего от неё зверька — индикатора, который выражал свои эмоции, меняя цвет. Селезнёв захотел купить индикатор, но зверёк пожелал, чтобы его подарили, что хозяйка и сделала.

Реклама:

Познакомившись с семьёй ушанов, которые хотели купить говоруна, Селезнёв решил, что московскому зоопарку тоже пригодится эта редкая птица, умеющая летать среди звёзд. Он и Алиса обыскали весь базар, купили восемнадцать редких зверей, но говоруна не нашли.

Наконец им встретился испуганный ушан, продававший говоруна. Израненная птица сама прилетела к нему. Какой-то пожилой человек в шляпе, очень похожий на доктора Верховцева, пытался заставить ушана продать ему говоруна. Он отказался, и на него посыпались всевозможные несчастья. Не выдержав, ушан понёс говоруна на базар. Путешественники не испугались неприятностей и купили говоруна — большую птицу с двумя клювами и короной из перьев, похожую на ту, что сидела на плече Первого капитана.

По дороге к гостинице птица начала говорить. Путешественники выяснили, что это был говорун Первого капитана — птица говорила его голосом. Неожиданно их нашёл толстяк из гостиницы. Увидев говоруна, он потребовал его себе и отстал, только увидев полицейских-ушанов. Затем их нагнал доктор Верховцев и тоже попытался заполучить говоруна. Селезнёву пришлось позвать на помощь Полоскова, который прилетел на катере и забрал их на «Пегас».

Реклама:

Прописывание ключевых точек

Стандартные вещи: побуждающее происшествие, сюжетные повороты, кульминация. Обычно можно встретить руководства, основанные на трехактной структуре. В ней есть кульминация в первом акте (завязка), переломный момент в середине истории, кульминация в конце второго акта (она же самая главная кульминация) и развязка, однако я не следую им строго. У меня обязательно есть побуждающее происшествие, кульминация и сколько угодно сюжетных поворотов между ними с постепенным наращиванием напряжения.

Благодаря этому шагу я вижу, куда мне нужно вести историю и на что нужно обратить внимание. Обычно я отдельно рисую скелет истории, а также записываю все идеи для сюжетных поворотов

Какие требования предъявляются

Общие требования к картинному плану те же, что и к другим:

  • Структурированность. Количество изображений равно количеству эпизодов — смысловых частей текста, без пропусков и повторов.
  • Последовательность. Выстроенные в ряд изображения имеют ту же логику и последовательность, что и в тексте, отражают его основные элементы, части от начала до конца.
  • Единообразие. Картинки не обязательно делать под копирку, но соответствовать по общему начертанию и размерам (если один эпизод изображен намного больше другого, то он более важный?).
  • Информативность. Как в обычном плане, в заголовках и подзаголовках необходима законченная по форме и ясная по содержанию мысль для опоры в правильном пересказе текста, в картинном плане необходимо изобразить содержание эпизода. Здесь принципиальна не красота рисунка (пусть он получится схематичным), а выразительность и понятность происходящего.

Вот, например, что такое картинный план к сказке А.С.Пушкина «О мертвой царевне и о семи богатырях»—- это не последовательные «портреты» царя, мачехи, царевны, королевича и богатырей, а ключевые «кадры» повествования:

  1. Царь с маленькой дочкой на руках, а поодаль мачеха.
  2. Мачеха с зеркальцем в руках отдает приказ стоящей на коленях чернавке.
  3. Царевна выходит из леса к терему богатырей.
  4. Богатыри и царевна.
  5. Старушка дает царевне яблоко.
  6. Богатыри стоят возле мертвой царевны.
  7. Елисей расспрашивает про царевну у солнца, месяца, ветра.
  8. Королевич Елисей нашел царевну.

Подобная методика используется не только для разбора и пересказа литературных произведений, но и в других учебных предметах: опорные схемы посадки растений, рассказа о явлениях природы и т. д.

Важность изложения

Пересказ текста заключается в изложении прочитанного материала своими словами. Сегодня пересказыванию различных произведений учат в первых классах. Но лучших результатов в учёбе добиваются ребята, которых родители решают подготовить ещё до школы. Нередко дети пытаются заучивать параграфы и небольшие рассказы наизусть, но в их памяти ничего не остаётся. Они должны понимать смысл прочитанного, чтобы усвоить новую информацию и суметь воспроизвести её письменно или вслух.

Изложение материала помогает тренировать память, анализировать разные темы и пополнять словарный запас. Родители не должны заставлять своё чадо заучивать фразы и тексты. Им необходимо объяснить, как надо правильно усваивать материал. Чтобы школьник мог качественно пересказать прочитанное, ему следует выделять в тексте важные факты, искать причинно-следственные связи и улавливать логику изложения. Лучше усвоить материал поможет конспект.

Как составить план рассказа?

Написание плана рассказа – обязательный элемент школьного образования. Без хорошего плана трудно написать хороший рассказ, поэтому необходимо разобраться, как правильно составить план рассказа.

Составление плана рассказа

Если вы решили приступить к написанию собственного литературного произведения, то, прежде всего, вам необходимо упорядочить свои идеи. Не забывайте записывать всю информацию, относящуюся к вашей работе. В голове удержать много информации сложно, а не запутаться в ней еще сложнее:

  1. Определитесь с темой рассказа.
  2. Подумайте, какие подтемы вы хотите раскрыть в своем произведении.
  3. Составьте список действующих лиц: их имена, род занятий, особенности внешности и характера, взаимоотношения между собой. На каждого героя необходимо подготовить краткую характеристику. Перечень характеристик должен напоминать тот, который предшествует пьесам, например, Игорь Игнатьевич, помещик, 48 лет. Женат на Наталье Игоревне. Любит охоту. После пережитых на войне потрясений заикается.
  4. Отталкиваясь от основных подтем, напишите детальный план рассказа. Он должен включать не только основные пункты, но и подпункты второго и третьего уровней. Для облегчения работы, сразу записывайте ориентировочный объем каждой части. План должен быть гармоничный, его части связаны между собой в логической последовательности. Проработайте его тщательно, тогда дальнейшая работа пойдет легче, а результат будет качественнее. Хороший план должен сжато и точно передавать содержание рассказа.
  5. Постарайтесь во время написания рассказа не «растерять» своих героев и довести сюжетную линию каждого из них до логического завершения. Одним из главных залогов успеха написания рассказа являются удачные кульминация и развязка. Ведь именно они остаются в памяти читателя после завершения чтения произведения.
  6. После того, как работа над планом будет завершена, необходимо тщательно проверить ваш план (а в последствии и рассказ) на наличие различного рода ошибок.

План готового текста

Составления плана – обязательный компонент анализа уже написанного рассказа. Он помогает запомнить содержание произведения, структурировать его события в логической последовательности, определить взаимосвязь между отдельными частями:

  1. Для начала прочитайте рассказ, определите его основную тему, выделите имена главных героев.
  2. Разделите текст на четыре части:
    • завязку;
    • развитие сюжета;
    • кульминацию;
    • развязку.
  3. Эти пункты и будут костяком вашего плана. При необходимости, разделите каждую из этих частей на несколько более мелких, отмечая в уме или в тексте начало каждой из них.
  4. Перечитайте первую часть. Озаглавьте ее. Название должно быть лаконичным и емким. Постарайтесь одним предложением передать саму суть этого фрагмента рассказа.
  5. Проделайте эти же процедуры с другими частями.

Виды планов

Иногда в задании требуют составить план определенного типа. Для того, чтобы с этим справиться, необходимо ознакомиться с основными четырьмя видами планов:

  • вопросный. Каждый пункт плана представляет собой вопрос, ответ на который передает суть данного фрагмента (Куда пошел Тарас после школы?);
  • тезисный. Содержание пункта выражается через тезисы глагольного строя – краткая формулировка основного положения конкретной части, содержащая в себе глаголы (Тарас пошел на стадион);
  • назывной. План из тезисов, которые выражены именами существительными (Тарас на стадионе);
  • план-опорная схема. Данный план состоит из отрывков предложений, которые несут основную смысловую нагрузку (План Тараса – поход на стадион);
  • комбинированный. Такой план может содержать в себе нескольких разных видов планов.

Композиция текста

При составлении плана рассказа следует придерживаться классической композиции:

  1. Вступление – в этом разделе необходимо ознакомить читателя с местом и временем действия, а также частью ключевых персонажей.
  2. Завязка – опишите событие, которое привело к дальнейшему развитию истории.
  3. Развитие действий – наибольшая по объему часть рассказа.
  4. Кульминация – наивысшая точка развития событий.
  5. Развязка – заключение, которое рассказывает, чем обернулись для героев их действия.

Как видите, умение грамотно составить план незаменимый навык при анализе и запоминании текстов. Написать хороший рассказ будет нелегким занятием, если его структура четко и логично не изложена в виде списка пунктов и подпунктов. Когда план готов, можно приступить и к написанию рассказа, полезную информацию по написанию рассказа можно найти в статье Как написать рассказ.

Определение темы

Прочитав небольшой текст, следует определить его тему, то есть сказать, о чем говорится в произведении. Это несложно – в рассказе Толстого речь идет о льве и маленькой собачке, их удивительной дружбе. Автор с нескрываемым сочувствием описывает преданность льва своему неожиданному другу.

Далее следует выявить, чем начинается и чем заканчивается текст:

  • Начало – барин ради шутки решает бросить свою маленькую собачку в клетку с хищником. Но неожиданно для всех лев не разодрал несчастную, а проявил сочувствие, потом – искренне привязался к ней.
  • Конец – смерть обоих животных.

Поэтому при пересказе важно добиться того, чтобы начинать со встречи, а заканчивать гибелью героев

Как привить ребенку любовь к чтению

Часто родители сетуют: ребёнок не любит читать. Сделать из ребенка читателя — цель благая, и мы собрали советы психологов и писателей на эту тему.

Читать дальше

Повторное чтение

Перед повторным чтением нужно сделать установку на пересказ: сейчас прочти (прочтем) еще раз, а ты постарайся запомнить и пересказать.

Художественные тексты читаем целиком, а научные можно разбить на смысловые части (параграфы) и пересказывать по частям.

Собственно пересказ

Важно не подглядывать, а пересказывать полностью самостоятельно. Не перебивайте ребенка

Выслушивайте его, учите его строить монолог. Если ребенок не знает, как начать, то задайте ему наводящий вопрос, но не учите первое предложение. После пересказа предложите заглянуть в текст, чтобы понять, что он забыл или пропустил, помогите ему.

Таким образом, пересказывается весь текст.

Определение темы

Прочитав небольшой текст, следует определить его тему, то есть сказать, о чем говорится в произведении. Это несложно – в рассказе Толстого речь идет о льве и маленькой собачке, их удивительной дружбе. Автор с нескрываемым сочувствием описывает преданность льва своему неожиданному другу.

Далее следует выявить, чем начинается и чем заканчивается текст:

  • Начало – барин ради шутки решает бросить свою маленькую собачку в клетку с хищником. Но неожиданно для всех лев не разодрал несчастную, а проявил сочувствие, потом – искренне привязался к ней.
  • Конец – смерть обоих животных.

Поэтому при пересказе важно добиться того, чтобы начинать со встречи, а заканчивать гибелью героев

Персонажи

Чем больше намечается произведение, тем подробнее должны быть проработаны действующие лица. Перечислим основные моменты, которые должны быть присущи нашим персонажам:

Его роль в произведении, его профессия.

Описание внешности

, включающее в себярост ,телосложение . В описание внешности стоит обязательно внести отличительные черты, например, белые волосы ведьмака Геральда, его шрам. Вообще, чем подробнее вы опишите карточку персонажа, тем лучше, это позволит в дальнейшем не запутаться в описаниях, да и вам будет проще представлять его готовый образ. Но не переборщите с внешностью персонажей, не стоит приписывать шрам на лице или родинку над губой каждому второму. Для второстепенных персонажей достаточно общего описания для общего представления.

Характер.

От характера персонажа часто строится сюжет, вернее сказать они переплетены. Чем многограннее вы опишите героя, тем больше у него будет вариантов в той или иной ситуации сюжета. Сюда же можно отнести мировоззрение персонажа, его мотивацию в истории и различных ситуациях. А вообще, главным вашим помощником является ваша наблюдательность. Каждый из ваших знакомых, друзей или родственников индивидуальность, с набором черт характера. Вы можете использовать готовые образы и прототипы для ваших героев. Помните, чем естественнее выглядит персонаж, тем лучше ваше произведение. Вряд ли трус побежит спасать девицу из рук разбойников, а злобный скряга пожертвует мелочь нищему.

Позже я обязательно напишу еще одну статью, касающуюся проработки персонажей и разберу этот момент более подробно.

Одежда и манера одеваться.

Согласитесь, то во что одевается человек часто отражает его внутренний мир и многое может сказать наблюдателю. Это является своеобразным подспорьем для отражения черт характера героя.

Метод снежинки. План как написать книгу.

Я наткнулся на очень полезную статью Рэнди Ингермансона. Ссылку на неё вы найдете — внизу статьи

Перед тем, как писать эту статью, я решил внедрить этот навык на практике. Написал несколько произведений, попробовал так и эдак. Начал лучше понимать суть данного материала. Теперь понимаю, что материал реально полезный. Что ж, начнём.

Она уже переведена в русскоязычном интернете, но в оригинале информации чуть больше.

Хорошее произведение — это не случайность, оно конструируется. Можно конструировать уже после создания произведения, но лучше делать это до.

Метод снежинки

Суть метода снежинки — в проектировании.

Посмотрите на это изображение — здесь снежинка. Но как создать её такой?

Для начала появляется грубый треугольник, затем начинается работа с каждой её частью, пока не происходит превращение в снежинку.

Точно также можно спроектировать художественное произведение.

Вам необходимо просто разбить на этапы работу по подготовке.

Рэнди Ингемарссон предлагает 10 этапов.

На примере Толстого, Джоан Роулинг я показал, что хорошие книги — проектируются. В любом случае, перед созданием вы много думаете о книге. Основная идея метода снежинки — перенести все эти размышления на бумагу последовательно, записывая каждый этап.

Здесь вы укладываете у себя в голове основную информацию, а потому я не рекомендую пренебрегать этими этапами.

Сцены

После составления вспомогательных карточек, переходим к основным. Это отдельные сцены нашего сюжета с участием тех или иных персонажей. Сюда включены и диалоги, и отдельные события, влияющие на дальнейшее повествование. Резкие повороты сюжета, демонстрация эмоций персонажа или его размышлений, тут ограничения только в вашей фантазии. Именно сцены мы будем складывать воедино, прокидывая мосты переходов между ними, что и станет нашим произведением. Главное правило заключается в том, что не должно быть бесцельных сцен, каждая должна нести какой-то смысл понятный вам и читателю.

Далее мы также подробно остановимся на моменте написания сцен и выявим черты идеальной сцены.

Данного плана вполне достаточно для написания небольшого рассказа, с чего мы и начнем, для написания же полноценной книги таких планов потребуется значительно больше, и уже они будут соединяться воедино. Но и об этом мы поговорим отдельно.

Источник статьи: https://zen.yandex.ru/media/id/5d86483b78125e00ad2259c5/kak-napisat-plan-proizvedeniia-5da75f1bbd639684a11c0552

Учим детей пересказывать

Чтобы пересказать текст, его нужно понять. Понимание текста начинается с его полного восприятия.

Но до чтения нужно разобраться с непонятными словами в тексте. Именно в этом заключается предварительная работа. Нужно выписать новые и сложные слова и разобрать их с детьми.

Запомните: текст для пересказа всегда читается дважды.

Первичное чтение

Первый раз мы читаем текст полностью, чтобы понять общий смысл

Любой текст посвящен одной теме или событию, поэтому важно прочесть его от начала до конца. Позаботьтесь, чтобы ничто не отвлекало ребенка от чтения

Дошкольникам и первоклассникам текст читают взрослые. Как только техника первичного чтения станет достаточно высокой, пусть ребенок читает сам. Младшие школьники читают текст вслух, а затем можно разрешать ребенку читать про себя.

После прочтения задайте ребенку несколько вопросов, чтобы понять целостность восприятия прочитанного:

— О чем текст (рассказ, сказка)?
— Что нового (интересного) ты узнал?
— Что произошло (описывается)?
— Кто главный герой?
— Что тебе больше всего запомнилось?

Разбиваем текст на смысловые части – составляем план. В научных текстах есть параграфы, и детям не составит труда их выделить. Называем части и определяем их содержание, читая выборочно начало и конец, кратко формулируя основные идеи.

Переходим к работе над образами, вспоминаем, как автор описывает те или иные события, зачитываем характеристики из текста. Рассматриваем иллюстрации, если они есть. Просим ребенка высказать свое мнение о прочитанном.

Далее нужно сделать небольшую передышку.

Часто родители сетуют: ребёнок не любит читать. Сделать из ребенка читателя — цель благая, и мы собрали советы психологов и писателей на эту тему.

Повторное чтение

Перед повторным чтением нужно сделать установку на пересказ: сейчас прочти (прочтем) еще раз, а ты постарайся запомнить и пересказать.

Художественные тексты читаем целиком, а научные можно разбить на смысловые части (параграфы) и пересказывать по частям.

Собственно пересказ

Важно не подглядывать, а пересказывать полностью самостоятельно. Не перебивайте ребенка

Выслушивайте его, учите его строить монолог. Если ребенок не знает, как начать, то задайте ему наводящий вопрос, но не учите первое предложение. После пересказа предложите заглянуть в текст, чтобы понять, что он забыл или пропустил, помогите ему.

Таким образом, пересказывается весь текст.

Виды пересказа

Школьники должны овладеть различными видами пересказа.

Вид пересказа

Особенности

Проблемы освоения

Как помочь детям

Подробный

Пересказ учебного или художественного материала близко к тексту.

Незнание, с чего начать.

Отсутствие эмоциональной окраски.

Неиспользование лексики текста, образных выражений.

Потеря деталей или отдельных событий.

Не заучивайте отдельные фразы

При анализе текста спросите, с чего начинается текст? Как еще можно было начать?

Обращайте внимание на средства выражения в тексте, просите их повторить.

Используйте метод схематизации.

Выборочный

Пересказ части текста, с целью ответа на вопрос.

Неумение выбрать нужный отрывок, пересказ всего текста.

Составляйте план текста, делите текст на смысловые части.

Сжатый

Краткий пересказ сути и основных событий.

Неумение передать коротко содержание текста, уход в подробный пересказ.

Учите выделять главные мысли. Составляйте план текста.

Творческий

Изменение текста и включение в него новых героев, диалогов, своей концовки, собственных выводов.

Неспособность придумать нового героя или концовку, сделать свои выводы.

Рассмотрите различные варианты действий, предложите подобрать героев из других произведений

Учите высказывать свою точку зрения с помощью наводящих вопросов:

— Что бы ты изменил?

— Хотел бы ты жить там и почему?

— Чтобы ты сделал, если бы оказался в этом месте?

Маленькие хитрости

Читайте текст с интересом, учите ребенка мысленно рисовать картинки.

С младшими дошкольниками можно рассматривать иллюстрации сразу при чтении, а с более старшими детьми иллюстрации рассматривают после прочтения.

Используйте схематизации или метод бутерброда после первого прочтения. Разрешите ребенку использовать свои зарисовки при пересказе.

Станьте благодарным слушателем. Подчеркивайте как интересно то, что рассказывает ребенок.

Пересказу нужно учить, начиная с дошкольного возраста. Этот навык не появляется за один день или месяц. Здесь требуется кропотливая постоянная работа. Однако этот труд будет вознагражден самостоятельным качественным выполнением домашних заданий вашими детьми в будущем. Согласитесь, что очень заманчивая перспектива.

Пример тезисного плана текста по литературе

Что такое развернутый план — это подробная логическая схема текста, состоящая из нескольких блоков: введение, основная часть, заключение — и подпунктов к ним. Он отличается от тезисного методом написания. Какие еще бывают виды, типы и правила такой работы с текстом?

Виды планов

Умение раскладывать информацию по полочкам — необходимый навык не только для учебы. Но в школе без него не обойтись, поэтому разберем, как составить план текста по русскому языку, литературе или любому другому предмету. Различают два вида планов:

По типу языкового оформления:

Вопросный от назывного отличается построением.

Назывной Вопросный
1. Птицы, зимующие у нас. 1. Какие птицы зимуют у нас?
2. Перелетные птицы. 2. Какие птицы улетают на юг?
3. Поможем птицам перезимовать. 3. Как помочь птицам перезимовать?

Опорная схема — самый «индивидуальный» тип, он составляется так, как удобно его автору — отдельными предложениями или словами. Пример: Сказка «Колобок»:

Тезисный план (в отличие от развернутого) — это не заголовки, а пункты, содержащие кратко сформулированную основную мысль отрывка. Одно или два предложения, объясняющих не только «про что», но и «о чем» говорится в части текста, т. е. и пересказ фактов, и смысловая нагрузка. Вот простой пример, что такое тезисный план, к русской народной сказке «Колобок»:

При работе с литературными произведениями иногда используют цитаты.

Пример — роман «Евгений Онегин»:

Алгоритм составления тезисного плана

Составление ведется по одному алгоритму:

Полезные рекомендации, как составить тезисный план текста и проверить себя:

Важно помнить: обязательные части сочинения, эссе, другой творческой работы — введение, основная часть, заключение. Их необходимо отразить

В остальном алгоритм, как делать развернутый план, такой же, как и другие:

Важно следить за единством символов, обозначающих заголовки и подзаголовки. По смыслу и задачам — ничем

Их цель — создать «фарватер», расставить «маяки», опорные точки в тексте, по которым его проще уложить в голове, изложить устно или на бумаге

По смыслу и задачам — ничем. Их цель — создать «фарватер», расставить «маяки», опорные точки в тексте, по которым его проще уложить в голове, изложить устно или на бумаге.

Разница в том, что обычный развернутый — это озаглавленные пункты, ступени от введения через аргументы к заключениям и выводам.

Тезисы — перечень последовательно выхваченных их текста основных мыслей. Это главное, чем тезисы отличаются от плана развернутого — вместе они составляют не скелет текста, а его краткий, сжатый пересказ. Характерный признак: развернутые бывают типовыми, по образцу одного штампуются еще несколько. Тезисный — всегда конкретный.

Примеры

На примере образа главного героя романа Пушкина «Евгений Онегин» разберемся, чем план текста отличается от тезисов по этой же теме.

Английские фразы для пересказа текста

Под фразами-клише подразумеваются вводные фразы для пересказа, которые помогут излагать мысли грамотно, последовательно.

Фокус в том, что сперва ты будешь опираться на них и подглядывать. Но если ты будешь периодически делать это упражнение, позже ты станешь использовать их на память, а потом и в спонтанной живой речи. Вот примеры таких фраз:

I am going (I want, I would like) to retell a (funny, humorous…) story… The title of it is… This text is about…(is about how)… The story shows… At the beginning of the story the author describes… The story is set (develops) in the forest (in the street, at home)… It takes place in winter (in the evening, at night, during some days)… We first meet the main character when… As I said before… In the next paragraph… The general (main) idea expressed is…

Еще больше фраз ты найдешь в нашем наборе слов.

РЕЗЮМИРУЕМ: чтобы тебе было легче выстраивать свою речь, используй фразы-клише для пересказа. Практиковаться в пересказе текстов можно в связке с ведением дневника на английском языке: читаешь текст – пишешь в дневнике краткий пересказ.

Определение темы

Прочитав небольшой текст, следует определить его тему, то есть сказать, о чем говорится в произведении. Это несложно – в рассказе Толстого речь идет о льве и маленькой собачке, их удивительной дружбе. Автор с нескрываемым сочувствием описывает преданность льва своему неожиданному другу.

Далее следует выявить, чем начинается и чем заканчивается текст:

  • Начало – барин ради шутки решает бросить свою маленькую собачку в клетку с хищником. Но неожиданно для всех лев не разодрал несчастную, а проявил сочувствие, потом – искренне привязался к ней.
  • Конец – смерть обоих животных.

Поэтому при пересказе важно добиться того, чтобы начинать со встречи, а заканчивать гибелью героев

Что такое пересказ

Пересказом считается изложение текста своими словами. Это живая речь в строгом соответствии с оригиналом, наполненная эмоциональной выразительностью.

К пересказу предъявляется ряд требований:

• отсутствие зубрежки и заучивания отельных фраз;

• соблюдение логики изложения, установление причинно-следственных связей;

• использование авторских образных выражений;

• полнота;

• эмоциональная выразительность.

Последнее требование имеет отношение не только к художественным текстам. Любой пересказ должен быть интересным. Как часто нам приходится слушать монотонный скучный рассказ: исторический, географический и т.д. Любую информацию можно и нужно передавать так, чтобы ее хотелось слушать. Главное, правильно подобрать средства выразительности в соответствии с содержанием.

Поиск конструирующего принципа истории

Звучит сложно и непонятно, но по сути это шаблон, по которому будет выстраиваться книга. Например, в повести «Когда исчезает солнце» я использую структуру русской волшебной сказки. Это не значит, что у меня там появляются Баба-Яга, Кощей и другие персонажи. Я использую саму структуру (ознакомиться с ней можно по работе В. Проппа «Морфология волшебной сказки»). В повести «10 правил популярности» я использовала принцип пошаговой инструкции, который, кстати, я применяю и в этой статье.

Конструирующий принцип позволяет ориентироваться в сюжете, понимать, как будет развиваться история. Помимо вышеперечисленных идей можно использовать принцип путешествия, дневника и многие другие. Подробнее об этом в статье Конструирующий принцип истории: как писать интересные книги

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector